Методическая разработка урока русского языка для 3 класса. Тема: "Приставка. Её значение для образования новых слов".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Васильева Анна Вячеславовна

     На этапе актуализации ученики отгадывают словарные слова по лексическим загадкам, подбирают к ним подходящие по смысте глаголы. Выделяют приставки. Попадают в затруднение.

По предложенному плану открывают новые сведения о приставке и её значении в образовании новых слов. На этапе закрепления ученики составляют текст, используя слова с приставками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  русского языка в ТДМ Л.Г,Петерсон. 3 класс

Тема:  «Приставка. Ее значение в образовании новых слов».

                                     

     Формирование универсальных учебных действий:

1.Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки.

2.Регулятивные УУД: формирование умения озвучивать тему и цели урока, планировать свою деятельность на уроке, осуществлять контроль своей работы путём сравнения с образцом, взаимопроверки.

3. Познавательные УУД: развитие способности учеников управлять своей познавательной деятельностью, формирование умения строить устные высказывания, определять проблемы и пути их решения, находить подходящую информацию.

4. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать других, умения работать в паре, в группе, адекватно оценивать себя, свою работу, работу пары и группы. 

Оборудование: карточки с глаголами для работы со словарными словами, листы с планом открытия нового, карточки с приставками для этапа  открытия нового, карточки со словами для этапа открытия нового.                                   

     

                                          Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения

1) минутка чистописания

      на              за                     над

    Чередуем элементы между собой, подчеркиваем самый красивый

элемент. Почему пишем такие элементы, узнаете в конце урока.

2) словарная работа

   Где решаем задачи? Какие еще задачи знаете? На уроках русского

языка решаем грамматические задачи. Я читаю грамматическую за-

дачу, вы записываете ее решение, а решением будет словарное сло-

во.

1)слово состоит из 3 слогов, ударение падает 1 слог, начинается с

мягкого согласного звука \й\, заканчивается гласным звуком \а\, обозначает фрукт

2) слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 2 слог, начинает-

ся с твердого согласного звука \к\, заканчивается гласным звуком

\а\, обозначает произведение искусства, которым мы любуемся в

музее

3)слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 3 слог, начинает-

ся с твердого согласного звука \к\, заканчивается мягким соглас-

ным звуком \р\, обозначает предмет, который помогает нам опре-

делять дату

4) слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 2 слог, начина-

ется с твердого согласного звука \м\, заканчивается гласным зву-

ком \а\, обозначает вид транспорта

5) слово состоит из 2 слогов, ударение падает на 2 слог, начинает-

ся с мягкого согласного звука \д\, заканчивается твердым соглас-

ным звуком \н\, обозначает морское животное

6) слово состоит из 3 слогов, ударение падает на 2 слог, начина-

ется с твердого согласного звука \д\, заканчивается гласным зву-

ком \а\, обозначает место, по которому передвигаются машины

    Прочитайте... На доске записаны буквы, которые нужно вставить

в данные слова. Проверьте... ( открывается запись на доске)

                                                о

                                                а

                                                а   е

                                                а

                                                е

                                                о

   Кто доволен своим результатом? Кто допустил ошибку? В каком слове? Какой вывод делаем? (надо тренироваться в написании словарных слов).

   Что общего у таких словарных слов? Что такое имя существи-

тельное? ( Имя существительное- часть речи, которая отвечает на

вопрос кто? что? и обозначает предмет.) Какие ещё части речи

знаете? Подберите к каждому из имён существительных из пре-

дыдущего задания подходящий по смыслу глагол ( карточки с гла-

голами расположены на  доске). Запишите...

надкусить яблоко

закрасить картину

посмотреть календарь

пошёл к машине

приплыл дельфин

прошёл по дороге

3) пробное действие

   Прочитайте первый слог глаголов ( хором)... Чем ещё будут пер-

вые слоги глаголов? (варианты )

3. Фиксация затруднения

 Почему получили различные ответы? Каких знаний нам не хватает?  Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? Да, мы вспомним, что такое приставка, где она пишется, для чего нужна, как определить, есть ли приставка в слове или нет.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Мы    будем использовать план для составления рассказа о при-

ставке. Прочитайте план. Он записан у вас на листах:

           1.Что такое приставка? Где она пишется?

2.Для чего служит приставка?

3.Как определить, есть ли в слове приставка или нет?

     Какие изменения в плане вы можете предложить? (варианты ).

5. Открытие нового

1)Вернёмся к словосочетаниям на доске. Что же такое приставка?

Где она пишется? Пишем ответ на листах: приставка – часть слова,

пишется перед корнем.

  2)  Чтобы ответить на второй пункт плана, вам нужно выполнить

следующее задание. На столе разложены карточки с записанными

на них приставками. Вы подходите к столу, выбираете одну карточ-

ку, подставляете её к подходящему по смыслу глаголу

     откусить яблоко

     перекрасить картину

     пересмотреть календарь

     ушёл к машине

     доплыл дельфин

     перешёл дорогу

   Что вы сделали с помощью приставки? Пишем ответ на листах:

приставка служит для образования новых слов. Расскажите, что уже знаете о приставке...

  3) Для ответа на третий вопрос выполняете такое задание. У вас на

листах записаны слова. Прочитайте их...Что общего? Вам нужно

определить, в каких словах слог «за» будет приставкой, а в каких

словах слог «за» будет частью корня. ( работа в парах, «мы счита-

ем...» )

забег         залп         запах       зал     завал

   Что делали, чтобы ответить на вопрос? Пишем ответ на третий вопрос (Чтобы определить, есть ли в слове приставка или нет, нуж-

но подобрать однокоренное слово без приставки.) Расскажите всё о

приставке...  Справились с затруднением? (да ). Как справлялись? (сами).

                                                   ф\минутка

                                    указкой пишу слово в воздухе печатными

                                    буквами= текст

6.Первичное закрепление

     Что будем составлять сейчас? Что такое текст? ( Текст- это на-

бор предложений, которые связаны между собой по смыслу.) В

тексте должны быть использованы слова из предыдущего задания.

Для подсказки записаны слова для справок. Записываем предложе-

ния на доске и в тетрадях.

   Заяц совершал забег по лесу. Вдруг он услышал оружейный залп.

Зверёк почувствовал запах дыма. Он прибежал на поляну, похожую

на зал. Там зайчик увидел завал из засохших деревьев.

1предложение- разбор по членам предложения

3 предложение- найти о обозначить приставки в словах

4предложение – огоньками обозначить орфограммы

   Устно придумайте продолжение истории...

7.Рефлексия

   О чём говорили на уроке? Расскажите о приставке... Почему такое

чистописание? ( приставками являются такие слоги). Дежурные

определяют учеников, которые заработали оценки. Что было самым трудным на уроке? За что можете себя похвалить? В чём надо ещё потренироваться?

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

урок русского языка 2 класс тема: приставка

Урок русского языка 2 класс тема: " Приставка"  .  Конспект урока составлен в технологической карте. К уроку предлагаю небольшой самоанализ....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...