Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах «Турнир знатоков русского языка»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка» направлено на сохранение культуры русского языка.  Проводится в форме словесного турнира по предмету в рамках ФГОС НОО. Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия поможет преодолеть трудность в изучении предмета русского языка, расширить словарный запас, повторить правила русского языка  и наполнит школьную жизнь учащихся интересным досугом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursbronnikova.docx395.97 КБ

Предварительный просмотр:

Название конкурса

«Знаем. Умеем. Научим»

Номинация конкурса

«Продолжение урока»

Название учреждения

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Байкаловская средняя общеобразовательная школа»   Тобольского района

Темы конкурсной работы

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах «Турнир знатоков»

ФИО автора

Бронникова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, высшей категории;

Самойлова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, высшей категории

Сроки реализации

2019 – 2020 учебный год

Аннотация

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков» направлено на сохранение культуры русского языка.  Проводится в форме словесного турнира по предмету в рамках ФГОС НОО. Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия поможет преодолеть трудность в изучении предмета русского языка, расширить словарный запас, повторить правила русского языка  и наполнит школьную жизнь учащихся интересным досугом.

Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.

Задачи:

Метапредметные задачи: 

- регулятивные: способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу;

- познавательные: обеспечивать развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;

- коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, договариваться и  приходить к общему решению, задавать вопросы, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.

 Предметные: 

- способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;

- содействовать воспитанию нравственности учащихся на уроках русского языка.

 Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ожидаемый результат деятельности учащихся:

  • Повышенный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в совместной творческой работе.
  • Положительное воздействие на воспитание гуманного отношения к окружающим, выходящее за рамки ФГОС.
  • Приобретение коммуникативных навыков в коллективной работе.
  • Формирование общеучебных навыков.
  • Развитие речи и обогащение словарного запаса у учащихся начальных классов.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, ноутбук, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.

Ход мероприятия

Учитель 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому и могучему русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.

Учащиеся 4 класса читают стихотворение:

  1. Жизнь идет, словарь опережая.
    Сколько новых дел, событий, чувств!        
    Мысль свою на русском выражая,
    Я у предков многому учусь.
  2. Навсегда вошли без перевода
    Русские хорошие слов
    В речь и душу каждого народа
    На правах духовного родства.
  3. Наш язык – язык труда и света,
    Он широк, и ясен, и велик.                          
    Слушает с волнением планета
    Пушкина бессмертного язык!

Учащиеся 3 класса читают стихотворение «Много языков на свете разных»

  1. Много языков на свете разных -
    Выучить их все не смог бы я,
    Все они по-своему прекрасны,
    В каждом есть изюминка своя.
  2. Говорят в Париже по-французски,
    По-немецки говорит Берлин;
    Мне же дорог мой, привычный, русский,
    Для меня родной лишь он один.
  3. Мелодичный, гибкий и певучий,
    С детства он меня очаровал,
    И не зря великим и могучим.

Наш язык Тургенев называл.

  1. Развиваясь быстро, динамично,
    Впитывая разные слова.
    Новое воспринимал отлично,
    Но и мудрость предков в нём жива.
  2. Да и только нашей, русской речью
    Можно Русь привольную воспеть!
    Будет жить язык наш русский вечно.

И не сможет, верю, умереть!

Учитель 1: Сегодня у нас в гостях  – его величество русский язык. И мы проводим турнир знатоков русского языка.

Девиз урока: Грамоте учиться - всегда пригодится.

- А что такое турнир? (ответы детей)

Турнир - спортивное соревнование. В нашем турнире примут участие четыре команды:

  1. Команда «Грамотейки»
  2. Команда «Знатоки»
  3. Команда «Умники»
  4. Команда «Буквари»

     Правила игры:

1. Участвуют 4 команды по 8 игроков.

2. Участникам каждой команды дается время на обсуждение ответов. Игроки могут попытаться дать аргументированный ответ досрочно.

3. В случае неправильного или неполного ответа передается право ответить на вопрос другим командам.  

4. Жюри присуждают баллы: за правильный ответ - 5 баллов, за неполный ответ – 3 балла, за не правильный ответ - 0 баллов.

5. В случае если в течение заданного времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на 1 балл.

6. Сигнальную карточку поднимает только капитан, который назначает того, кто будет отвечать.

7. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров». Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.

 Учитель 2: А сейчас несколько советов всем участникам:

- Разум силу победит.

- Одна голова хорошо, а две – еще лучше.

- Каждой секундой в труде дорожи.

- Не спеши языком, торопись делом.

1. Конкурс «Разминка»

А) Я говорю вам существительное во множественном числе, а вы мне в единственном числе. Отвечайте в команде хором.

Б) Теперь вспомним существительные мужского и женского рода. Отвечайте в команде хором.

А. Ноги - нога

Руки - рука

Мука - сущ. мука не имеет множественного числа

Ведра - ведро

Бедра - бедро

Метро - сущ. метро не имеет множественного числа

Дни - день

Леса - лес

Лень - сущ. лень не имеет множественного числа

Кофе - сущ. кофе не имеет множественного числа

Шоссе - сущ. шоссе не имеет множественного числа

Б. Бобер - бобриха

Медведь - медведица

Осел - ослица

Оса - оса

Стрекоза - стрекоза

Волк - волчица

Курица - петух

Баран - овца

Муха - муха

Обезьяна - обезьяна

Слон – слониха

Корова - бык

Учитель 1: - Разминулись, а теперь приступим к серьезным испытаниям, где работа в команде будет залогом вашего успеха. Как говорят в народе: «У коллектива – большая сила».

2. Конкурс  «Добавь букву»  

- Нужно вставить гласную букву в словарные слова.

Page_00001Page_00002Page_00003

3. Конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”

  Учитель 2: Переходим  к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий  М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания, предлагая включать их в словари.

  1. Для капитанов:

- Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы. Инсценируйте сказку.

                                                 Курочка ряба

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба … била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало. и . . Бабка плачет , у деда , а мышке .. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.

Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручьявдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех силчто есть мочи, хоть трава не расти, и в ус не дует.

     

 2) Для команды: 

- Прочитай. Подчеркни в тексте фразеологизмы, заменяя  их словами или словосочетаниями из слов для справок.

У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

Слова для справок: очень умный, очень близко, лучшие друзья, всё умеет, не остаётся равнодушным.

 4. Конкурс «Отгадай слово»

 Учитель 1: -Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!

1. Корень из слова СКАЗКА, 
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК, 
Приставка в слове РАСХОД, 
Окончание в слове ДОМ.   (Рассказчик)

2. Корень в слове ВЯЗАТЬ, 
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, 
Суффикс в слове СКАЗКА, 
Окончание в слове РЫБА.  (Завязка)

3. Корень в слове СНЕЖИНКА, 
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ, 
Суффикс в слове ЛЕСНИК, 
Окончание в слове СТОЛ.  (Подснежник)

4. Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, 
Приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, 
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание, как у слова ЗАЯЦ. (Подорожник)

5. Конкурс «Мозговой штурм»

Учитель 2: Отгадайте зашифрованные письма, которые пришла из далекой сказочной страны знаний.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/08/s_5af17c6831d3b/897517_5.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/08/s_5af17c6831d3b/897517_4.jpeg

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/08/s_5af17c6831d3b/897517_2.jpeghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/08/s_5af17c6831d3b/897517_3.jpeg

6. Конкурс «Антонимы»

Учитель 1: Вспомните и назовите слова противоположные по смыслу.

  1. Добрый – злой
  2. Грустный – веселый
  3. Узкий – широкий
  4. Быстрый – медленный
  5. Чистый – грязный
  6. Здоровый – больной
  7. Сытый – голодный
  8. Острый – тупой

Учитель 2: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Великий писатель Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».

Учитель 1: Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль! Слово предоставляется уважаемому жюри.

Вручение грамот, сертификатов.

Спасибо всем за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе. «Турнир знатоков русского языка»

Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить и закрепить знания по русскому языку, способствовать развитию познавательного интерес к языку, знанию пословиц, фразеологизмов, развивать речь,...

Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"

Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 2 класс

Класс делится на 3 команды, каждой команде даются задания в различной форме:загадки, ребусы, кроссворды. На каждое задание отводится определённое время. После каждой номинации подводится итог и выстав...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса "Турнир знатоков русского языка" в рамках « Недели русского языка»

Этот материал может быть использован в рамках "Неделя русского языка" или в рамках месячника русского языка . Можно провести турнир между паралелями 2 классов и определить "Лучшего знат...