Сочинение по картине А.Рылова "В голубом просторе"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Пинюгина Ольга Александровна

Разработка урока + презентация к уроку русского языка 3 класс, по картине А А.Рылова "В голубом просторе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.  

Сочинение  описание по репродукции картины

А.А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Разработала:  учитель начальных классов МАОУ СОШ№26, Пинюгина О.А.,г.Улан-Удэ,2019г.

Сочинение  описание по репродукции картины

А.А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Педагогические цели

Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине, формировать читательскую компетенцию; воспитывать чувство прекрасного

Тип урока Урок развития речи

Планируемые результаты (метапредметные)

ЛУУД: понимают богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств; чувствуют красоту и выразительность речи, стремятся к совершенствованию речи; проявляют интерес к изучению языка.

ПУУД:  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; формируют читательскую компетенцию; моделируют различные языковые единицы (слово, предложение); используют  логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строят рассуждения.

КУУД: вступают в учебный диалог; договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе; строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия для решения задачи, выполняют действия по инструкции

Образовательные ресурсы Репродукция картины А.А. Рылова «В голубом просторе», карточка, учебник, презентация

Организационная структура

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.

Орг. момент

- Поверните голову к соседу и пожелайте хорошего урока. Выпрямите спинки и правильно садитесь.

- Проверьте готовность к уроку.

Дети выполняют движения, настраиваются на работу, организуют рабочее место.

ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.

Подготовка к основному этапу урока

Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто этот человек? Предположите.  (слайд 2)

Что вы можете о нем сказать?(Это художник)

Хотите узнать о нем больше?

Учитель демонстрирует факты биографии на слайдах. (слайд 3, )

Аркадий Александрович Рылов – известный русский живописец. Вырос он на севере. Он искренне любил свою родину. Часто на его картинах были изображены пейзажи родных мест. Он говорил: «Жизнь у воды, среди дикой нетронутой природы воспитала во мне художника-пейзажиста».

Да, этот художник любил природу и выражал свою любовь в живописи.   (слайды 5)

Рассматривают автопортрет А.А. Рылова с белочкой, высказывают предположения.

 

Ответы детей.

Рассматривают картины живописца.

Объясняют термины «пейзаж», «пейзажист»

ЛУУД – проявляют чувство прекрасного, эмоционально реагируют на увиденное.

ПУУД -  осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы.

КУУД - вступают в учебный диалог, высказывают предположения. Формулируют свою позицию.

РУУД – принимают учебную задачу.

Пр. – умеют работать с текстом, формулируют выводы на основе прочитанного, строят связные высказывания.

3.

Постановка учебной задачи

Узнайте  с помощью учебника тему нашего урока. С.94 упр. 177

Правильно, мы будем работать по картине «В голубом просторе». (слайд5)

Какие у нас задачи?

Запись числа и темы урока в тетрадь.

Физминутка (потянулись, выпрямились, глазками поморгали)

Находят репродукцию картины в учебнике.

Ставят задачи урока.

 Работают в тетради.

РУУД – определяют тему урока, принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассматривание картины. Объяснение названия картины

Рассмотрите это произведение. Что вы видите? Нравится вам эта картина?

А почему ее так назвал автор?

Как художник нам показал этот простор? (Безграничное небо, бескрайнее море, движение волн, ветра, корабля и птиц).

Дети рассматривают картину, строят высказывания, отвечают на вопросы.

ЛУУД - развивают навыки сотрудничества с учителем  и сверстниками.

ПУУД - анализируют, строят ответ на поставленный вопрос, соблюдая логику, используя справочные материалы.

КУУД - договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе.

РУУД -  регулируют свое поведение в групповой и парной работе, сохраняют учебную задачу.

Пр. – воспринимают художественный текст, составляют план работы на основе выполненного анализа произведения, строят связные высказывания, используя выразительные средства русского языка

Работа в парах по учебникам. Беседа по содержанию картины

- Какие краски преобладают в картине? (голубые, белые)

- Какое время года изображено на полотне? (это весна, горные утесы покрыты снегом)

Поработайте в парах по учебникам и обсудите следующие вопросы (слайд 6-10): описание моря, неба и облаков, птиц, парусник, скалы.

- Какое настроение создаёт  картина? Какие чувства вызывает? Впечатления (слайд11)

Работа в группах, обмен мнениями. Учащиеся высказываются, делятся впечатлениями о картине.

Составление плана сочинения

        

Представьте, что вы в картинной галерее и вам рассказывают про это произведение. (Учитель читает рассказ о картине)

На картине А.А. Рылова мы видим голубой простор.  

Перед нами безбрежное синее море и бескрайнее голубое небо.  По небу плывут легкие серебристые облака. Горные утесы покрыты снегом. Навстречу солнцу летят сильные красивые птицы. Это лебеди. Они гордо раскинули свои крылья. Стая лебедей возвращается домой из теплых стран. Корабль с белоснежными парусами скользит по волнам. На картине А.Рылова все движется: и волны, и ветер, и лебеди, и парусный корабль.

Эта картина создает прекрасное настроение.  Она вызывает радостные светлые чувства и вселяет надежду.

2.На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж.

    Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей. Стремительный взмах их крыльев навевает мысли о свободе, о бесконечной радости жизни.

На центральном плане мы видим cинее море. Оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра. Небесное светило присутствует на картине незримо. Но оно ярко освещает всю картину – и птиц, и облака, и морские волны.Вдали, на горизонте виден большой корабль с белыми парусами. На всех парусах, раздуваемых ветром, он мчится к земле. Справа от судна виднеется горная гряда, покрытая снежным покровом.

    Автору удалось оживить картину. Мы словно ощущаем морской воздух и порывы ветра, слышим шум морской стихии и крики птиц, словно становимся участником событий. 

Совпадает это описание с тем, что вы увидели?

О чем мы должны сказать в своем сочинении?

Опираясь на этот рассказ, составим план сочинения. Слайд 12

Какое можно придумать начало? Как закончите сочинение?

Я вам предлагаю свой вариант плана. (слайд 12)

Дети составляют план сочинения.

Предлагают варианты начала сочинения и концовки. (Перед нами картина….На картине изображено … На картине А.А. Рылова я вижу…А.А. Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

Мне понравилась эта картина. Эта картина вызывает …настроение.)

Отбор материалов для сочинения. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка

Составьте высказывания, опираясь на пункты плана. Используйте эпитеты, метафоры.

Вспомните сказку о царе Салтане,  рассказы Л.Н. Толстого.  (Синее море, бескрайнее море…)

Я вам предлагаю карточку-помощницу. Используя образные выражения, составьте описание картины. 

(слайд 13).

Опираясь на пункты плана, учащиеся строят предложения, пользуясь справочными материалами

( карточка № 2)

5.

Закрепление знаний и способов действий

Посмотрите еще раз внимательно на картину, вспомните все, что мы говорили и напишите небольшое сочинение, пользуясь карточками- помощницами.

(репродукция картины – в учебнике, а на слайде план сочинения)

Работают в тетрадях.

Пр. – строят монологическое письменное высказывание с соблюдением норм русского языка.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Оцените результаты своей работы: что вам показалось сложным, что получилось хорошо, а что не очень? (! – знак уверенности, ? – знак вопроса).

Зачитайте свои сочинения (по желанию, наиболее удавшиеся).

Решили мы задачи урока или нет?

Подводят итог. Анализируют выполнение поставленных задач. По желанию зачитывают свои сочинения.

ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость на высказывания товарищей.

КУУД – слушают одноклассников.

РУУД -  оценивают свою работу, соотносят с поставленными задачами

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – М: ООО «Издательство Астрель», 2003.

2.Дмитриева О.М. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.

3..Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. –М.:Просвещение, 2013.

4.Линникова Л.В. Планы- конспекты уроков.3 класс. – Ростов-на –Дону, Феникс, 2015г.

5. Интернет ресурс


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Презентация к уроку русского языка по теме: Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение по картине....

Сочинение по картине А.А.Рылова "В голубом просторе"

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из еенаправлений – написание сочинений разных видов.Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредствомсочинений, учителю л...

Сочинение по картине А. А.Рылова «В голубом просторе»

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" под редакцией В. П. Канакиной 2013-2014 уч. г....

Развитие речи 3 класс тема: Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"

Знакомство с картиной А.А. Рылова "В голубом просторе"; беседа по содержанию; составление плана; письменное изложение; самопроверка....

Презентация у уроку русского языка по теме: Сочинение-описание картины А.А.Рылова "В голубом просторе" 3 класс

Презентация знакомит с творчеством живописца Рылова А.А. Здесь даны репродукция картины, этапы урока, план....

Презентация к сочинению по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"

Презентация поможет лучшему восприятию картины учащимися.Подборка опорных слов направлена на помощь в написании сочинения....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир вовнутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-топроблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в...