ТЕМА:"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ".
статья по русскому языку (1 класс)

Горбачева Любовь Владимировна

Моё выступленииие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной комиссии! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  

Слайд 2

В современном мире основной задачей школы является разностороннее и гармоничное развитие личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей. Главная цель учителя – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость,  способность к саморазвитию и самореализации.

Одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остаётся проблема развития интереса к учению.

Поскольку методисты, психологи, педагоги продолжают искать пути решения данной проблемы, тема нашего исследования представляется  значимой и актуальной.

Слайд 3

Целью нашего  исследования является анализ учебников по русскому языку по программе «Перспектива» с точки зрения использования в них занимательного материала и разработка методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» для 1 класса Л.Ф.Климановой.

Объект и предмет исследования представлены на слайде


Слайд 4

Проанализировав  психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что  познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний.

В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности и проходит несколько этапов: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Слайд 5

Любопытство – это  естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.

Собственно познавательный интерес обычно характеризуется познавательной активностью, которая избирательно направлена на определенные учебные предметы.

Немаловажную роль в развитии интереса играет умение учителя использовать разные формы организации учебного процесса. Одной из таких форм является включение в учебный процесс занимательного материала, который делает интересным само содержание обучения.

Слайд 6

Большинство ученых отмечают, что  занимательность на уроке связана с элементами необычайного, удивительного, неожиданного, вызывает интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки.  


Слайд 7

Рассмотрев виды занимательных материалов, мы пришли к выводу, что все занимательные материалы могут быть разделены на две группы. Вы их видите на слайде.

Слайд 8

Наша исследовательская работа проходила в 3 этапа:

На первом этапе мы анализировали учебники по русскому языку с точки зрения использования занимательного материала.

На втором этапе проводили обобщение полученных данных.

На третьем этапе мы подбирали нестандартные задания по русскому языку, соответствующие второму и третьему этапу развития, т.е. любознательности и познавательному интересу.

Слайд 9

Анализ учебников по обучению грамоте и русскому языку по программе «Перспектива» показал, что в них содержатся лишь занимательные материалы, изменяющие привычную форму изложения учебного материала, и нет заданий, изменяющих привычное содержание учебного материала.

Мы выявили лишь упражнения, направленные на развитие любопытства (1 этап развития познавательного интереса), и не встретили заданий, направленных на развитие любознательности или собственно познавательного интереса, которые соответствуют второму и третьему этапу формирования познавательного интереса (лингвистических сказок, заданий-ловушек, заданий с избытком или недостатком данных).


Слайд 10

Далее мы разработали комплекс упражнений, которые бы способствовали развитию именно познавательного интереса, например, Задания с ловушками

Слайд 11

Задания с недостатком данных

Слайд 12

Кроссворды

Слайд 13

Анаграммы

Слайд 14

Грамматическая арифметика

Слайд 15

Также мы предлагаем использовать лингвистические сказки, этимологические справки, занимательные тексты и графические задания.

Слайд 16

В заключение можно сделать следующие выводы.

  • В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности и проходит несколько этапов:  любопытство, любознательность, познавательная потребность.
  • Анализ учебников по обучению грамоте и русскому языку Л.Ф.Климановой  в аспекте исследуемой проблемы показал, что в них содержатся задания, направленные лишь на развитие любопытства (1 этап развития познавательного интереса).
  • Разработанная нами систему заданий к учебнику по русскому языку для 1 класса направлена на формирование стойкого познавательного интереса к урокам, развитие самостоятельности в решении лингвистических проблем. Задания такого рода являются нестандартными и соответствуют второму и третьему  этапам формирования познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала как средства повышения эффективности урока.

Игра занимает особое место в жизни детей. С помощью игр дети учатся считать, писать, развивать речь, приобщаться к окружающему миру....

Учебное пособие по русскому языку для ученика начальной школы

Памятка  по работе над  ошибками  по  русскому  языку  для  ученика  начальной  школы. Дорогие ребята, буду  рада. если  этот материал покажется ...

Кроссворд по русскому языку для учеников начальных классов "Школа".

Данный материал по теме кроссворд по русскому языку для учеников начальных классов "Школа" предназначен для уроков русского языка, для занятий по внеурочной деятельности в начальной школе....

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...