Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по числам» (УМК «Перспектива», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам.

Планируемые результаты:

         Предметные:

  • знать алгоритм определения числа глаголов; понятие главных членов предложения; отличия приставки от предлогов;
  • уметь определять ед. и мн. число глагола; определять главные члены предложения и выделять графически.

         Личностные:

  • прививать интерес к языку, к данной части речи;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 05.04.2019

ФИО учителя: Чебыкина Т.И.

Школа: 104

ФИ студента: Лунькова Д.

Класс: 3 «М»

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать алгоритм определения числа глаголов; понятие главных членов предложения; отличия приставки от предлогов;
  • уметь определять ед. и мн. число глагола; определять главные члены предложения и выделять графически. 

        Личностные:

  • прививать интерес к языку, к данной части речи; 
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок рефлексии.

  1. Оборудование:  учебник русского языка Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык»» 3 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»), презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1мин

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Дарья Дмитриевна. Садитесь.

-Подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. - Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

- Обещаете быть сегодня внимательными и наблюдательными на уроке?

Здороваются.

Садятся.

Настраиваются на работу

-Нужно быть внимательным, наблюдательным

-Да

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: отгадывание загадок

Практический :словарная работа

Словесный: учебный диалог

Наглядный: презентация.

Словесный: учебный диалог

Практический:

работа с учебником

5 мин

- Откройте тетради, положите ее правильно, красиво запишите число, классная работа. Спинки держим ровно.

-Отгадайте загадки и напишите отгадки в тетрадь, также поставьте ударение в словах и подчеркните безударные гласные.

1)У нее четыре ножки, 
Но не ходит по дорожке,
И на ней удобно спать.
Это мягкая …

2) Что за слово наоборот «дебо»

3) Существительное слово обед, переформулируйте в глагол.

4)  Какой день мы отмечаем 9 мая?

5) Существительное слово победа, переформулируйте в глагол.

6) Делают обувь для маленьких ножек Из натуральной, конечно же, кожи. Только шнурков нет, застёжки – липучки, С ними справляются детские ручки. Их башмаками зовут по старинке, Но знают все – это просто…

7) Хоть и скользкие дорожки, Я зимой хожу в сапожках. А когда был маленький, Надевал я… 

-Сравните с ответами на слайде и поставьте оценку.

-Почему мы уделили этим словам время?

-А можем ли мы проверить, как правильно пишутся эти слова?

-Правильно, т.к. эти слова словарные, что мы должны сделать?

-Верно, ребята!

Проблемная ситуация

- Посмотрите на экран и скажите, что объединяет эти слова?

1 группа- присел, читала, кричал. (1 предмет)

2 группа- уносили, ломали, перебегали. (2 предмета)

- На ваших партах лежат листочки со схемой. Ваша задача заполнить их. Кто мне скажет, что такое глагол?

- Что вы уже знаете о глаголе?

-У каждого на парте лежит схема, заполните ее.

- Разделите эти слова на 2 группы

- По какому принципу разделили?

-Давайте, проверим.

-Сравните свой ответ с правильным ответом на экране.

-Ребята, давайте вспомним правило про изменение глаголов по числам, которое вы изучили на том уроке.

-Кто помнит?

-Давайте откроем стр. 77 в учебнике и вспомним.

Записывают в тетради

Записывают отгадки с комментированием

- кровать

-обед

-обедать

- День Победы

-победить

-ботинки

-валенки

-Потому что это словарные слова

-Нет, т.к. они словарные

-Запомнить, как они пишутся

 

-Это глаголы.

- Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

-1 гр.глаголы, которые обозначают действие одного предмета, 2 гр.- нескольких предметов.

Высказывание детей

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: аргументирование своего мнения

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: учет разных мнений.

П: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: учет разных мнений.

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

2 мин

-Как вы думаете, о чём продолжим говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему.

 -Да, верно.

-Какая цель нашего урока, к чему мы будем стремиться?

-Повторим, что глаголы изменяются по числам.

-Изменение глаголов по числам.

-Ставить вопросы к глаголам в ед.ч. и во мн. ч., определять число глаголов,

находить глаголы в тексте.

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

IV. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: устная работа с учебником

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

10 мин

-Ребята, возьмите вторую схему. И в ходе нашей беседы заполняйте ее. Теперь поработаем с упражнением 144 устно.

– Прочитайте пары предложений.

– Что изменилось в записи слов? 

– Почему? 

-Какой вывод сделаем?

-Сейчас сравните свою схему со схемой на слайде и допишите, то, что не вписали.

-На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие одного предмета?

-А, если глаголы обозначают действие нескольких предметов, то в каком числе они будут?

-На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

Физкультминутка

Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)

И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)

 То сойдутся, разойдутся, (горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней) 

-Какие глаголы встретились в физкультминутке? 

-В каком числе данные глаголы?

-Ребята, сейчас я предлагаю поработать с учебником. Откройте страницу 79 упр. 144. Прочтите задание.

-Выполните его самостоятельно.

-Справились с заданием?

-Итак, теперь проверим по цепочке.

-Ребята, а это художественный или научный текст?

-Поднимите руку, кто не ошибся.

-А кто может дать определение художественному и научному тексту?

-Ребята, а что такое засуха и почему она возникает?

-Молодцы!

-Теперь ребята поработаем в парах.

-Упражнение в учебниках 145 на странице 79.

-Прочитайте упражнение. Что нужно сделать?

-Скажите, изменится ли число глаголов?

-Вспомните, как отличить предлоги от приставок?

-Запишите текст, который получится в тетрадь, и подчеркните глаголы.

-Сравните свой ответ, с правильным ответом на экране.

-Ребята, на каждой парте у вас лежат проверочные работы. Выполните их самостоятельно.

-Приступайте.

-Теперь проведем взаимопроверку.

-Те, кто выполнил все правильно, поставьте себе плюсик.

-А, те, кто ошибся, какой вывод сделаем?

-Соловей поет-Соловьи поют и т.д.

 -Окончание

-1 столбец обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. 2 столбец – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.

-При изменении числа меняется окончание.

-Что делает? Что сделает?

-Во множественном.

-Что делают? Что сделают?

Выполняют физминутку

- Плавали, плескались, сойдутся, разойдутся, зароются

- Глаголы множественного числа, так как обозначают действие нескольких предметов

Читают задание

Выполняют задание

-Да

Проверяют

-Научный

-Научный текст-текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо сведении или животном.

-Художественный текст-текст, в котором автор рассказывает какую-либо историю и передает ее чувства и переживания читателю.

Читают и анализируют

-Да

-После предлога можно поставить слово, а после приставки-нет

Проверяют себя

Выполняют проверочную работу

Выполняют взаимопроверку

-Дома повторить заново эту тему и отработать ее

П: поиск и выделение необходимой информации

К: учет разных мнений

П: осознание познавательной задачи

П: извлекать необходимую информацию из текстов

К: аргументировать свое мнение.

П: поиск и выделение необходимой информации

К: учет разных мнений

П: осознание познавательной задачи

П: извлекать необходимую информацию из текстов

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог.

Практический:

оценивание себя.

2 мин

-Итак, какую цель мы поставили в начале урока?

-Мы ее достигли?

Сегодня на уроке я узнал…

Я понял…

Теперь я смогу сам…

Я легко справился…

Мне было трудно…

Самое интересное для меня было…

-Подсчитайте плюсы, которые вы получили за урок, и назовите их кол-во.

-Спасибо за работу на уроке, мне было приятно с вами работать!

-Научиться различать глаголы множественного и единственного числа.

Высказывания детей

Подсчет плюсов, выставление оценок за активность на уроке

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"....

Конспект урока русского языка " Изменение глаголов по временам". ( УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умений  образовывать временные формы глаголов, правильно употребля...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК "Перспектива"4 класс)

Цели деятельности учителя: -научатся спрягать глаголы в настоящем времени;-находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание;Тип урока: открытие нового знанияПланируемые рез...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов по числам»

Тема: «Изменение глаголов по числам»Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам.Планируемые результаты:Предметные:-знать:...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по числам" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование умения обучающихся изменять глаголы по числам, определять число глагола; Задачи урокаДидактические:1. Знать ...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» (2 класс УМК: "Перспектива")

Тема урока «Изменение глаголов по числам»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представления об изменении глаголов по числамЗадачи урока Дидакт...