ФГОС "Начальная школа XXI века". Русский язык
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Гриценко Светлана Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2класса739 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ястребовская средняя школа»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

2017-2018 г.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык».

У второклассника продолжат формироваться:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык», у второклассника продолжат формироваться:

-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного в диалоге;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение вопросы.

Предметные результаты освоения предмета «Русский язык».

У второклассника продолжат формироваться:

-овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

-умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой работы ЦОКО.

        

  1. Содержание учебного предмета

Содержание программы (170 часов)

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний), (57 ч.)

Фонетика (10 ч.)

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я; их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение (6 ч)

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением - имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.

Состав слова (19 ч.)

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика (22 ч.)

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

Правописание (формирование навыков грамотного письма), (58 ч.)

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной буквы е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных:                                 -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание раздели- : твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

Развитие речи (34 ч.)

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста, заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Повторение (5 ч.)

Резерв (16 ч.)

Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе

Автобус, автомобиль, адрес, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, город, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь, _капуста, карандаш, картина, квартира, кино, кинофильм, класс, компьютер, коньки, корзина, корова, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, лестница, лопата, машина, медведь, месяц, мечта, молоко, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, ребята, рисунок, Родина, Россия, русский, сегодня, сентябрь, скоро, собака, соловей, сорока, спасибо, среда, столица, суббота, телевизор, телефон, тетрадь, товарищ, ужин, ученик, фамилия, февраль, хорошо, четверг, что, чувствовать, щавель, ягода, язык, январь.

Требования к уровню подготовки учащихся

Второклассник научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки,

-парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;

-изменяемые и неизменяемые слова;

-формы слова и однокоренные слова;

-однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

-предложения по цели высказывания;

-предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

-в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

-лексическое значение слова в толковом словаре;

-основную мысль текста;

-решать учебные и практические задачи;

-делить слова на слоги;

-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

-подбирать однокоренные слова;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и -пунктуационные ошибки;

-подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

-исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

-перенос слов;

-проверяемые безударные гласные в корнях слов;

-парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

-разделительные твердый и мягкий знаки;

-правописание приставок: об -, от-, до-, по-, под-, про -; за-, на-, над-;

-раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

Ученик получит возможность научиться: устанавливать значения суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

-различать однозначные и многозначные слова;

-наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

-применять правило правописания суффиксов имен существительных: -онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

-применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

-определять по предложенным заголовкам содержание текста;

-составлять план текста;

-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

3. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Методические приемы

Повторение

Результаты

Дата

НАУЧАТСЯ

УУД

план

факт

1

Звуки речи и буквы

Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со словами фонетика, графика. Различение звуков и букв.

Значение гласных и согласных звуков

Различать звуки и буквы Выделять  звуки речи;

отличать  произношение и написание слов;

Учебно-познавательные (умение анализировать)

коммуникативные

(владеют способами совместной деятельности в паре, группе)

2

Гласные и согласные звуки и их буквы

Основное различие гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией. Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков.

Значение гласных и согласных звуков

Различать гласные и согласные звуки и буквы подбирать  слова по заданной  словообразовательной структуре;

Учебно-познавательные (умение анализировать коммуникативные (владеют способами совместной деятельности в паре, группе

3

Обозначение звуков речи на письме

Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции.

Мяг. и  твёрд. согл. звуки, гласн. и согл.

Обозначает мягкость согласных звуков на письме

Цитирует суждения о звуковых моделях слов.

Рефлексивные

(умение высказывать в устной

форме о звуковых моделях слов.

4

Ударные и безударные гласные звуки в слове

Упражнения: определение ударенного звука в слове. Сравнение слов чудно – чудно. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.

Значение гласных звуков, ударение, слог

Различает безударные и ударные гласные Приводит примеры безударных и ударных гласных.

Учебно-познавательные, коммуникативные

5

Согласные звуки

Упражнения на замену одного звука в слове. Составление слов из набора букв. Обобщение известных способов обозначения звука [й,]

Значение согласных звуков обозн. мягкости согл., транскрип.

Отличает согласные звуки от гласных Владеет способами  совместной деятельности в паре.

Учебно-познавательные, коммуникативные

(умение слушать и слышать)

6

Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Сравнение звуков твердости-мягкости. Сопоставление звукового состава слов. Сравнение звуков по звонкости-глухости.

Значение согласных звуков обозн. мягкости согл., транскрип

Различает согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Высказывает в устной форме  о звуковых моделях слов

Рефлексивные

(умение высказывать в устной

форме о звуковых моделях слов

7

Звонкие согласные звуки в конце слова.

Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости-глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких на конце слова.

Значение согласных звуков обозн. мягкости согл., транскрип

Различает парные по звонкости-глухости согласные. Аргументирует   своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме.

Учебно-познавательные,  

(умение  

задавать вопросы. обозначить своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме)

8

Учимся писать сочетания жи-ши

Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Изменение слов по образцу.

Шипящие согл., парн согл., ударные и безуд. гласные

Пишет слова с сочетаниями.

Различает произношение и написание слов.

Учебно-познавательные, коммуникативные

(умение

работать в паре, анализировать)

9

Учимся писать сочетания ча-ща

Обсуждение вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч,] и [щ,]. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча-ща.  Изменение слов по образцу.

Шипящ. согл., жи-ши, слова обозн. действие

Пишет слова с сочетаниями ча-ща. Демонстрирует правильное использование правила

Учебно-познавательные, коммуникативные

(умение

работать в паре, анализировать)

10

Учимся писать сочетания чу-щу

Обсуждение вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч,] и [щ,]. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча-ща, жи-ши.

Шипящ. согл., жи-ши, ча-ща, чу-щу, транскрипция

Пишет слова с сочетаниями чу-щу. Демонстрирует правильное использование правила

Учебно-познавательные, коммуникативные

(умение

работать в паре, анализировать)

11

Разделительный мягкий знак

Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Отработка алгоритма списывания.

Ь - показатель мягкости, гласные обознач. мяг. у согл.

Пишет слова с разделительным мягким знаком. Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Соблюдать правила этикета в общении.

12

Слог

Упражнения: деление слов на слоги, классификация слов по количеству слогов.

Парные согл. звонкие и глухие

Делит слова на слоги; определяет количество слогов  в слове. Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные,

Рефлексивные

(умение высказывать в устной

форме о переносе слова слов)

13

Учимся переносить слова

Отработка переноса слов. Нахождение слов, которые можно переносить. Поиск ошибок, допущенных при переносе слов.

Жи-ши, ча-ща,чу-щу, имена собств, ед. и мн.ч

Делит слова на слоги;

знает правила переноса слов. Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные, коммуникативные

14

Учимся переносить слова

Наблюдения над способами переноса слов с буквами  й,ъ,ь. Поиск слов, которые нельзя переносить.

Разделит. Ь, буква й.

Делит слова на слоги;

знает правила переноса слов. Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные, коммуникативные

15

Контрольное списывание.

16

Диктант (текущий). «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

17

Слоги ударные  и безударные. Роль ударения. Анализ диктанта.

Упражнения: способы определения места ударения в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.

Слог, перенос слов, имена собственные, разделительный ь

Определяет ударный гласный в слове. Перечисляет этапы нахождения ударного гласного.

Учебно-познавательные, коммуникативные

18

Слово

Проект «Сколько слов ты знаешь?»

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом сказки Г.Остера «Зарядка для хвоста». Работа со схемами.

Жи-ши, ча-ща,чу-щу, имена собст.

Различает слово, как единство звучания(написания) и значения. Дифференцирует слово и набор букв.

Учебно-познавательные, коммуникативные

19

Слова, называющие предметы

Наблюдение  за  значением  слов.  

Наблюдение: слов а, отвечающие  на  вопросы  «что?»,  «кто?». Знакомство  с  термином  «имена существительные».  Тренировка в постановке вопросов

Ударение, слог, деление слов для переноса

Знает понятие «имя существительное» Распознаёт признаки имени существительного.

Учебно-познавательные, коммуникативные

20

Слова, которые называют признаки и действия предметов

Проблемная ситуация в рубрике  «Давай  подумаем».  Наблюдение:  слов а,  не  отвечающие  на вопросы  «кто?»,  «что?».  

Знакомство  с  терминами  «имена прилагательные»,  «глаголы». Тренировка  в  постановке вопросов

Мягкий знак, транскрипция, слова, которые называют предм.

Знает понятием «имя прилагательное» Распознаюёт признаки имени прилагательного.

Учебно-познавательные, коммуникативные

21

Слово и предложение

Проект «Сколько слов ты знаешь?»

Сравнение:  звук  –  слово  -  предложение.  Знакомство  с признаками  предложения. Наблюдение: цель  высказывания. Фронтальная работа.

Отличие звука от буквы, знаки препинания, слово

Различает слово и предложения; знает виды предложений по цели высказывания. Классифицирует слова и предложения.

Учебно-познавательные, коммуникативные

22

Восклицательные и невосклицательные предложения

Работа  с  рисунками  учебника Обсуждение  правила.  Определение  цели  предложения  

и  его  интонационной  окраски. Поиск  ошибок  в  постановке знаков  препинания  в  конце предложения.  

Предложения по цели высказывания, слова

Знает виды предложений по эмоциональной окраске. Различает предложения по цели высказывания, интонации.

Учебно-познавательные, коммуникативные

23

Слова в предложении

Наблюдение:  отдельные  слова  и предложения.  Фронтальная работа

Части речи, предложения по интонации и цели высказывания

Различает слова и предложения. Выделяет слова в предложении.

Учебно-познавательные, коммуникативные

24

Окончание как часть слова

Проблемная  ситуация  в  рубрике «Давай  подумаем».  Знакомство с  понятием  «окончание».  Фронтальная  работа:  изменение формы  слова,  выделение

окончаний.

Гласные после шипящих, части речи

Находит и выделяет окончание. Приводит примеры

Учебно-познавательные и

рефлексивные.

25

Изменение формы слова с помощью окончания

Наблюдение:  изменение  формы  слов а.  Составление предложений  из  набора  слов.  

Работа  со  словами  с  нулевым окончанием.

Части речи, транскрипция, имена собствен.

Определяет окончание как изменяемую часть слова. Цитирует правило.

Учебно- познавательные и

рефлексивные

26

Неизменяемые слова

Наблюдение:  неизменяемые слов а.  Сравнение:  неизменяемые  слов а  и  слов а  с нулевым  окончанием.  Выбор

нужной  формы  слова  для завершения предложения.

Окончание, предложения

Знает слова, форма которых не изменяется.

Выбирает  нужное из предложенного.

Учебно-познавательные и

рефлексивные

27

Повторение правил написания заглавной буквы

Проблемная задача (с опорой  на  сюжетную  картинку).   Активизация  словарного  запаса.  Заполнение  пропусков  в  

предложениях.

Имена собственные, гласные после шипящих, ь.

Знает правила написания слов с большой буквы.

Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные; организационные

28

Вспоминаем правило написания заглавной буквы

Повторение  правила.  Отработка написания  заглавной  буквы  в  географических  названиях.  Составление диалогов. Работа  

с картой

Знает правила написания слов с большой буквы.

Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные; организационные

29

Корень как часть слова

Работа  с  иллюстрацией учебника, наблюдение:  значение  и  звучание

родственных слов. Коллективное

формулирование выводов  

Окончание, однокоренные слова, ед. и мн.ч.

Знает понятие «корень слова»; научились выделять корень слова. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные

30

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Рубрика «Давай подумаем»: способ обозначения безударных  гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами

ударных и безударных гласных; способы проверки. Коллективное выведение правила  

Гласные звуки, транскрипция, изменение слов, однокоренные сл.

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

31

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа  с  группами  родственных слов. Сравнение звуковых  моделей слов. Закрепление правила. Подбор проверочных

слов.  

Безударные гласные, ударение, гласные после шипящих

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

32

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Анализ  слов  с  целью  выявления  безударного  гласного  звука  в  слове. Упражнения: постановка  орфографических  задач,  классификация слов

Безударные гласные, ударение, гласные после шипящих

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

33

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Орфографический  тренинг:  работа  со  словами  с безударными  гласными  в  корне

слова.  Тренировка  в  подборе проверочных слов.  

Гласные звуки, транскрипция, изменение слов, однокоренные сл.

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова. Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

34

Корень как общая часть родственных слов

Проект «Чудесное превращение слов»

Коллективное  обсуждение признаки  однокоренных  слов Сравнение:  родственные  слов а синонимы,  родственные  слова омонимы  (без   введения терминов синонимы, омонимы).

Родственные слова, части речи, ь, безуд. гл.

Находит и выделяет корень слова. Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные

35

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа с безударными гласными,  при  проверке  которых необходимо  принимать  во внимание  смысл  предложения.  

Сравнение звуковой и буквенной

записи слов.

Подбор однокоренных слов, корень

Определяет способы проверки слов с безударной гласной в корне. Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные

36

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Проект «Чудесное превращение слов»

Развитие  орфографической  зоркости.  Работа  с  текстовым  материалом:  подбор

проверочных  слов.  Отработка

действия контроля.

Парные согл., безударные гласн

Знает способы проверки слов с безударной гласной в корне. Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные

37

Диктант по темам «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова»

38

Работа над ошибками.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Самостоятельная  работа  по подбору  проверочных  слов.  Отработка  действия  контроля.  Активизация  словарного

запаса.  Наблюдение  за смыслоразличительной  функцией  

буквы,

Подбор однокоренных слов, корень

Знает способы проверки слов с безударной гласной в корне. Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные

39

Итоговая контрольная работа по темам «Фонетика», «Слово и предложение», «Окончание», «Слова изменяемые и неизменяемые»

40

Работа над ошибками.

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа  с  группами  однокоренных  слов.  Развитие орфографической  зоркости.  

Самостоятельный  орфографический тренинг.  

Подбор однокоренных слов, корень

Знает способы проверки слов с безударной гласной в корне. Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные

41

Однокоренные слова

Упражнения:  подбор  и  различение  однокоренных  слов,  отработка алгоритма нахождения  корня  слов а.  Поиск  слов  с

заданным корнем.

Предложения, части речи, безуд.гл.

Находит и выделяет корень слова. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

42

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Наблюдение  за  языковым  материалом, формулирование  правила. Разграничение звуков,  вызывающих трудности  написания,  и  звуков,  не вызывающих трудностей

Гласные после шипящих, имена собственные, безударные гласн

Находит и выделяет корень слова. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

43

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Упражнения: отработка способа проверки  орфограммы.   Развитие  орфографической

зоркости.

Гласные после шипящих, имена собственные, безударные гласн

Знает способы проверки слов с безударной гласной в корне. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

44

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Упражнения: постановка орфографической  задачи  по проверке отрабатываемой  орфограммы  в  середине слова. Работа с  

текстовым  материалом. Орфографический тренинг.

Гласные после шипящих, имена собственные, безударные гласн

Определяет способы проверки слов с безударной гласной в корне. Находит и выделяет корень слова. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

45

Корень слова с чередованием согласных

Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсуждение: виды чередования согласных в корне  слова  

Однокорен. слова, правоп. согл., ь

Умеют выделять корень слова; наблюдать за чередованием согласных звуков в конце корня. Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные; коммуникативные

46

Учимся писать буквы безударных гласных и согласных в корне слова

Сопоставление  способа проверки  безударных  гласных  и парных  по  звонкости-глухости согласных  в  корне  слов а. Поиск проверочных  слов,  работа  с

кроссвордом.

Безударные гласные, ударение, слог

Определяет в корне слова изучаемые орфограммы. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

47

Учимся писать буквы безударных гласных и согласных в корне слова

Анализ  буквенной  записи,  выделение  орфограмм классификация  звуков.  

Отработка  способов  проверки орфограмм корня.

Определяет в корне слова изучаемые орфограммы. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

48

Учимся писать буквы безударных гласных и согласных в корне слова

Развитие  орфографической зоркости.  Активизация  словарного  запаса  в  процессе подбора  проверочных  слов.  

Работа с текстами.

Безударные гласные, парные согласные, ь

Определяет в корне слова изучаемые орфограммы. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

49

Учимся писать буквы безударных гласных и согласных в корне слова

Наблюдения: выделение  орфограмм  корня,  анализ звукового  состава  слов.  Поиск

проверочных слов.

Подбор однокоренных слов, корень

Определяет в корне слова изучаемые орфограммы. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

50

Учимся писать буквы безударных гласных и согласных в корне слова

Орфографический  тренинг. Самостоятельная  работа    с упражнениями  тетради  «Пишем грамотно».  Буквенная  запись  слов,  данных  с  частичной

транскрипцией.  

Подбор однокоренных слов, корень

Определяет в корне слова изучаемые орфограммы. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

51

Суффикс как часть слова

Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом  

Корень, однокоренные слова, имена соб.

Знает суффикс как часть слова и его основные признаки. Цитирует правило. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

52

Значения суффиксов

Наблюдение:  значение суффиксов.  Работа  с  алгоритмом нахождения  суффикса.

Отработка  действия  нахождение

суффикса в слове.  

Корень, однокоренные слова, имена соб

Знает суффикс как часть слова и его основные признаки. Цитирует правило. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

и рефлексивные.

53

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Наблюдение  над  языковым материалом.  Коллективное обсуждение  правила:  письмо

слов  с  непроизносимыми согласными.  Сопоставление звуковой  и  буквенной  записей слова.  

Безударные гласные, парные согласные, гласные после шипящих

Знает понятие «непроизносимые согласные звуки» Приводит свои примеры.

Объясняет использование правила.

Учебно-познавательные; коммуникативные

54

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Повторение  правила.  Решение орфографических  задач.  Работа  с текстовым  материалом.  Дифференциация слов, в которых есть  непроизносимый  согласный,  и слов, в которых его нет.  

Безударные гласные, парные согласные, гласные после шипящих

Знает понятие «непроизносимые согласные звуки» Приводит свои примеры.

Объясняет использование правила.

Учебно-познавательные; коммуникативные

55

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Орфографический  тренинг. Упражнения:  выбор необходимых пропущенных слов.  

Анализ текста (подготовка к  письму под диктовку). Письмо  под диктовку

Безударные гласные, парные согласные, гласные после шипящих

Знает понятие «непроизносимые согласные звуки» Приводит свои примеры.

Объясняет использование правила.

Учебно-познавательные; коммуникативные

56

Диктант по теме «Правописание согласных в корне слова»

57

Анализ диктанта. Контрольное списывание

58

Значения суффиксов

Анализ  языкового  материала. Наблюдение:  значения  суффиксов.  Решение  проблемной

задачи. Самостоятельная  работа.  Итоговое  повторение.  Работа  в  парах

Проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные глас.

Умеют выделять суффикс в слове. Различает существенное и несущественное.

Учебно-познавательные; коммуникативные

59

Учимся писать суффиксы      - енок-, -онок-

Наблюдение  за  языковым  материалом:   выведение  правила  написания слов  с  суффиксами  -ёнок-, -онок-.  Упражнения:  алгоритм применения правила

Корень, непроизносимые согласные

Умеют выделять суффикс в слове. Объясняет применение правила.

Учебно-познавательные; коммуникативные

60

Учимся писать суффиксы –

ик- , -ек-

Сопоставление  звуковой  и  буквенной  записей  слов.  Наблюдение за  языковым  материалом: выведение правила  написания  слов  с суффиксами -ик-, -ек-.  

Суффиксы –ёнок, -онок, корень, транскрипция

Познакомились со значениями суффиксов. Действует  по алгоритму, образцу.

Учебно-познавательные; коммуникативные

61

Учимся писать суффиксы –

ик- , -ек-

Развернутое  объяснение  выбора суффикса. Конструирование  слов  с использованием  правила.

Познакомились со значениями суффиксов. Действует  по алгоритму, образцу.

Учебно-познавательные; коммуникативные

62

Итоговая контрольная работа по теме «Корень слова. Суффикс»

63

Работа над ошибками.

Значения суффиксов.

Анализ  языкового  материала. Наблюдение:  значения  суффиксов.  Решение  проблемной

задачи.  Наблюдение  за  омонимичными  суффиксами.

Корень, суффиксы, парные согласн.

Умеют выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов. Действует  по алгоритму, образцу.

Учебно-познавательные; коммуникативные

64

Учимся писать суффикс  -ость-

Выделение  суффикса, определение  его  значения,   сопоставление пар слов,  

противоположных  по  значению.  

Письмо под диктовку.

Безударные гласные, значения суффикса

Умеют выделять суффикс в слове; определять значение суффиксов.

Действует  по алгоритму, образцу.

Учебно-познавательные; коммуникативные

65

Образование слов при помощи суффиксов

Наблюдение: образование слов суффиксальным  способом.  Обсуждение  правила.  Упражнения  (индивидуальная  

работа)

Части речи, состав слова

Познакомились с ролью суффиксов при образовании новых слов. Действует  по алгоритму, образцу.

Учебно-познавательные;

информационно -коммуникативные

66

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Наблюдение  за  языковым материалом.  Коллективное выведение  правила,  его

обсуждение.  Составление  слов  по  заданной  модели.  Упражнения:  отработка

алгоритма применения правила  

Части речи, состав слова, парные согласные

Умеют выделять суффикс в именах прилагательных.

Демонстрирует правильное использование способов.

Учебно-познавательные;

информационно -коммуникативные

67

Образование слов при помощи суффиксов

Конструирование  слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов  

Безударная гласная, парная согл., непроизн.с.

Умеют выделять части слова: корень, суффикс, окончание. Демонстрирует правильное использование способов.

Учебно-познавательные; информационно - коммуникативные

68

Учимся писать корни и суффиксы

Самостоятельная  работа: отработка  алгоритмов применения  правил.  Работа  с

текстом. Письмо по памяти и под диктовку.  Сопоставление звуковой  и  буквенной  записей  слов

Суффикс, корень, части речи, однокоренные слова

Умеют применить все изученные правила. Демонстрирует правильное использование способов.

Учебно-познавательные; коммуникативные

69

Приставка как часть слова

Наблюдение: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила  и  формулирование выводов. Упражнение: алгоритм  выделения приставки в слове.  

Самостоятельная работа  

Суффикс, корень, части речи, однокоренные слова

Познакомились с приставкой как значимой частью слова. Выбирает нужное из предложенного.

Учебно-познавательные; коммуникативные

70

Значения приставок

Наблюдение  над  значением приставок в словах. Составление слов  по  заданной  модели.  Отработка  умения  выделить  в  

слове приставку.

Суффикс, корень, части речи, однокоренные слова

Познакомились с приставкой как значимой частью слова.

Выбирает нужное из предложенного.

Учебно-познавательные; коммуникативные

71

Учимся писать приставки

Коллективное  обсуждение правила  и  алгоритма  его применения.  Классификация  

слов,  сопоставление  звуковой  и буквенной записей слов  

Правописание суффиксов и корней

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Объясняет выбор способа.

Учебно-познавательные; коммуникативные

72

Учимся писать приставки

Отработка  правописания  приставок  с  буквой  а.  Выведение алгоритма действия.

Правописание суффиксов и корней

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Объясняет выбор способа.

Учебно-познавательные; коммуникативные

73

Правописание слов с приставками с буквами а и о

Дифференциация  правил написания  приставок  с  буквами а и о. Обсуждение проблемной  ситуации

Безударные гласные о и а в корне

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Выделяет сходства и различия.

Учебно-познавательные; коммуникативные

2

74

Образование слов при помощи приставок

Анализ слов, образованных приставочным  способом.  Формулирование  выводов  и

обсуждение правила. Упражнения  на  поиск  слов  с приставками.

Гласные после шипящих, однокоренные сл.

Умеют выделять приставку в корне; определять значение приставок. Выделяет сходства и различия.

Учебно-познавательные; коммуникативные

75

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

76

Учимся писать разделительный твердый знак

Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов  

Мягкий знак, транскрипция, приставки

Познакомились с правилом написания Ъ. Приводит свои примеры. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

77

Различаем  разделительные ь и ъ

Наблюдение:  выделение  признака  дифференциации,  развернутое  объяснение  выбора  знака. Классификация слов

Ь и ъ, транскрипция

Познакомились с правилом написания Ъ. Приводит свои примеры. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

78

Как образуются слова

Анализ  слов,  образованных  приставочно-суффиксаль ным способом.  Наблюдение:  слова,  образованные  способом  сложения.  

Образование слов при помощи суффикса

Умеют выделять приставку и суффикс в слове. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

79

Различение разделительных ь и ъ

Сопоставление случаев употребления твердого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Работа с текстами  

Ь и ъ, состав слова

Умеют выделять приставку и суффикс в слове. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

80

Основа слова

Обсуждение  правила.  Подбор  слов к схемам.  Самостоятельная  работа по выделению основы слов.

Состав слова, образование слов

Умеют выделять значимые части слова; познакомились с понятием «основа слова». Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные; коммуникативные

81

Учимся различать предлоги и приставки

Наблюдение  за  языковым  материалом:  выведение  правила, обсуждение  алгоритма  дифференциации.  Тренировочные

упражнения  

Словарные слова, предлоги и приставки

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Обобщает факты.

Учебно-познавательные; коммуникативные

82

Учимся различать предлоги и приставки

Орфографический тренинг. Работа с текстами  –  вписывание пропущенных  предлогов  и  приставок

Словарные слова, предлоги и приставки

Познакомились с предлогом и способом различения предлогов и приставок. Обобщает факты.

Учебно-познавательные; коммуникативные

83

Повторение: состав слова

Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения

Состав слова, образование слов

Умеют выделять значимые части слова. Обобщает факты.

Учебно-познавательные; коммуникативные

84

Повторение: правописание частей слова

Повторение  орфограмм  корня. Дифференциация приставок,  

обсуждение  алгоритмов проверки различных орфограмм.

Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

85

Повторение: правописание частей слова

Отработка написания различных групп  приставок.  Работа  с текстами.  Орфографический тренинг.

Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

86

 Слово и его значение

Наблюдение: значение слов а. Сопоставление  слова  и  его значения.  

Звуки, части речи, безударные гласные

Познакомились со словом, каждое слово имеет значение.

Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; информационно - коммуникативные

87

Значение слова

Наблюдение: значение слова. Классификация по значению  

(самостоятельная работа)  

Однокоренные слова, ь и ъ

Познакомились со словом, каждое слово имеет значение. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; информационно - коммуникативные

88

Повторение правописания

частей слова

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно»  Орфографический  тренинг.  

Отработка  алгоритма проведения  работы  над ошибками.

Части слова

Применяет правило к ситуациям в практике. Знают все изученные орфограммы. Умеют применить все изученные правила

Учебно-познавательные; коммуникативные.

89

Текст

Сравнение звука, части  слова,  предложения и текста. Обсуждение: выявление  признаков текста. Различение  текста и «не текста»  

Звуки, буквы, предложения, деление слов на слоги

Умеют различать слова, словосочетания и предложения. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

90

Текст. Заголовок.

Наблюдение: смысловая цельность текста. Анализ текста и его заглавия (проблемная

ситуация). Введение понятия «заголовок»

Слово и предложение, парные согласные

Умеют различить предложение и текст; познакомились с заголовком. Выделяет различия.

Учебно-познавательные; коммуникативные; информационные

91

Как сочетаются слова

Наблюдение:   слово,  его  значение, сочетаемость  слов  (фронтальная работа).  Обсуждение  правила:  связь  лексических  значений  слов. Работа  в  группах. Индивидуальная работа.  Работа  с  рубрикой «Путешествие в прошлое»  

Значение слов, непроизносимые согласные

Познакомились с понятием «лексическое значение слова» Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; коммуникативные; информационные Информационные

92

Значение слова в словаре и в тексте

Работа  с  текстом:  уточнение значений  слов.  Работа  с  рубрикой «Обрати  внимание».  Самостоятельная работа  

Лексическое значение слов, образование слов

Определяет значение слова с помощью словаря.

Информационные

93

Повторение правописания частей слова

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно» Орфографический  тренинг.  

Сопоставление  звуковой  и буквенной записи  слов.  

Части слова

94

Текущая контрольная работа по теме «Приставки. Состав слова»

95

Один текст – разные заголовки

Работа в группах по подбору заголовков  к  текстам.  Анализ названий  уроков  в  содержании учебника  как  пример  заглавий

текстов.  Индивидуальная  работа:  подбор  подходящего заголовка

Безударные гласные, состав слова

Умеют выделять части слова; знают способы проверки написания слов. Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные; коммуникативные

96

Учимся озаглавливать текст

Индивидуальная работа:  подбор заглавий к данному тексту.  Фронтальная работа:

возможные тексты по данным заголовкам

Перенос слов, деление слов на слоги, ударение

Умеют читать и понимать текст озаглавливать. Выделяет существенное из текста для определения заголовка.

Учебно-познавательные; коммуникативные

97

Слово в толковом словаре и в тексте

Работа  с  текстом:  значение слова.  Знакомств о  с  толковыми  словарями.  Работа  с  толковым словариком учебника.  

Значение слов

Умеют определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные;

информационно -  коммуникативные

98

Слова однозначные и многозначные

Проект «Одно – много»

Проблемная ситуация «Давай подумаем». Работа с рисунками  учебника.  Обсуждение  правила: однозначность   и  многозначность

слова. Фронтальная работа

Части речи, транскрипция, части слова

Познакомились с многозначными словами. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

99

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  Письмо по памяти

Умеют находить в слове орфограммы. Применяет правило к ситуациям в практике

Учебно-познавательные; коммуникативные

100

Озаглавливание текста

Проблемная  ситуация:  анализ  данных  заголовков,  выбор наиболее  подходящего.  

Исправление  неточных заголовков.  

Заголовок, правописание корня

Умеют воспринимать звучащую речь на слух. Выделяет существенное из текста для определения заголовка.

Учебно-познавательные; коммуникативные

101

Как строится текст. Окончание текста

Наблюдение: незавершенный  текст. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего по  смыслу  окончания  текста.  

Списывание текста в тетрадь.  

Заголовок, Ъ и ь

Познакомились со структурой текста.

Выделяет существенное из текста.

Учебно-познавательные; коммуникативные

102

Как появляются многозначные слова

Условия  появления  нескольких значений  слов а.  Анализ многозначных  слов.  Работа  с толковым  словариком учебника  

Части речи, парные согласные, ь и ъ

Познакомились с многозначными словами. Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

103

Как определить значение многозначного слова

Проблемная  ситуация:  можно ли  вне  текста  определить,  о каком  значении  многозначного слова  идет  речь.  Работа  с толковым словариком  учебника. Замена  многозначных  слов близкими по значению  словами

Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные; коммуникативные

104

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  Подготовка  к  письму  под диктовку.  Отработка  написания  словарных слов.

Словарные слова, предлоги и приставки

Умеют находить в слове орфограммы. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

105

Учимся заканчивать текст

Комплексная фронтальная работа с текстом. Упражнения:  корректирование предложенного окончания текста

Заголовок, части текста

Познакомились со структурой текста. Выделяет существенное из текста.

Учебно-познавательные; коммуникативные

106

Синонимы

Проект «Слова- друзья»

Наблюдение  языкового  явления синонимии.  Работа  с  рисунками учебника. Работа с рубрикой «Обрати  внимание».

Наблюдение:  сочетаемость  

слов. Работа с текстами

Составление предложений, значение слов

Познакомились с синонимами. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; информационно -   коммуникативные

107

Сочетание синонимов с другими словами

Обсуждение  правила:  ряды синонимов.  Наблюдение: сочетаемость  слов  (работа  в

группах).  Выбор  наиболее подходящего  слова  из  группы синонимов.  

Правописание приставок и суффиксов

Наблюдают над использование слов-синонимов. Демонстрирует знание пройденного материала.

Учебно-познавательные; коммуникативные

108

Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.

Развитие  действия  контроля. Сопоставление  звуковой  и буквенной записи  слов.  

Правописание приставок и суффиксов

Умеют находить в слове орфограммы. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

109

Как строится текст. Начало текста

Индивидуальная  работа  с последующим  обсуждением текста.  Наблюдение:   начало

текстов. Работа в парах  

Заголовок, деление текста на части, гласные после шипящих

Умеют восстанавливать начало текста.

Умеют исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру. Переструктурирует текст.

Учебно-познавательные; коммуникативные

110

Сочиняем начало текста

Наблюдение:   различные  начала  текста  в  зависимости  от заглавия и основной мысли.  Фронтальная  работа:  

комплексный  анализ текстов

Заголовок, части текста, парн.согл.

Умеют восстанавливать начало текста.

Умеют исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Учебно-познавательные; коммуникативные

111

Использование слов синонимов

Наблюдение:  синонимия ;  значение слова (сочетаемость). Сопоставление: однокоренные  слов а и  синонимы (фронтальная работа)  

Части речи, непроизносимые согласные, ударение

Повторили значения слов-синонимов. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; коммуникативные

112

Синонимы в тексте

Работа  с  текстами. Наблюдение:  синонимия.  Корректирование текста

Синонимы, однокоренные слова, части речи

Наблюдают над использование слов-синонимов. Демонстрирует знание пройденного материала.

Учебно-познавательные; коммуникативные

113

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Развитие  орфографической

зоркости.  Орфографический тренинг.  

Умеют находить в слове орфограммы. Применяет правило к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные; коммуникативные

114

Диктант по теме «Правописание разделительных ь и ъ»

115

 Учимся составлять текст

Фронтальная  работа:  составление  текстов  по заданному  заголовку  и  началу.  Индивидуальная  работа:  составление  текстов  при наличии окончания

Заголовок, части текста

Умеют составлять текст по его началу или заключению.

Подбирает текст по заданным началу и окончанию.

Учебно-познавательные; коммуникативные

116

Последовательность предложений в тексте

Наблюдение  над последовательностью  

предложений в  тексте. Анализ   и

корректирование текстов. Поиск нарушения  последовательности и  запись  правильного  текста  в  тетрадь

Предложения по цели высказывания и по интонации

Наблюдали за последовательностью предложений в тексте. Выбирает существенное.

Учебно-познавательные; коммуникативные

117

Антонимы

Работа с рисунками учебника.  Наблюдение  над  языковым явлением  антонимии.  Работа  с рубрикой  «Путешествие  в  прошлое»  

Синонимы, ь и ъ, правописание корня

Познакомились со словами, имеющими противоположное значение. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; информационно -    коммуникативные

118

Сочетания антонимов с другими словами

Подбор  антонимов   к  заданным словам.  Сопоставление синонимов  и  антонимов.  Работа с рисунками учебника

Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; информационно -    коммуникативные

119

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.

Группировка слов.  

Демонстрирует правильное использование способов проверки

Учебно-познавательные; коммуникативные

120

Связь предложений в тексте

Анализ текста с нарушениями.  

Самостоятельная работа  

Парные согласные, предложения

Различают предложения и текст; предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Выбирает существенное.

Учебно-познавательные; коммуникативные

121

Слова – омонимы

Проект «Слова - близнецы»

Работа с рисунками учебника. Наблюдение над омонимами.  Индивидуальная работа

Синонимы, составление предложений, правописание корня

Познакомились со словами-омонимами. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; информационно -    коммуникативные

122

Слова исконные и заимствованные

Проект «Слова пришельцы»

Проблемная ситуация в рубрике «Давай  подумаем».  Сравнение заимствованных  слов  с  исконно русскими. Повторение

Синонимы, антонимы, омонимы

Познакомились со словами исконными и заимствованными. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; информационно -   коммуникативные

123

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  Подготовка  к  письму  под

диктовку.

Повторили правописание слов с изученными орфограммами. Демонстрирует правильное использование способов проверки

Учебно-познавательные; коммуникативные

124

Итоговый диктант по теме «Правописание изученных орфограмм»

125

Работа над ошибками.

Абзац

Наблюдение:  тексты, записанные  с  абзацным делением  и  без   него.  Обсуждение  правила.  Работа  в  группах  

Части текста, заголовок, ударение, состав слова

Умеют выделять абзацы в тексте. Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

126

Учимся выделять абзацы

Фронтальная работа: деление текста на абзацы. Наблюдение:   особенности абзаца как микро-  темы текста

Лексическое значение слова

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

127

Значения заимствованных слов

Наблюдение: заимствованные части слов (корни, суффиксы, приставки). Поиск заимствованных слов. Анализ значений

заимствованных  слов  

Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; коммуникативные

128

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг. Работа  над  словарными

словами.  Отработка  действия контроля.  

Безударная гласная, парная согл., непроизн.с.

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

129

Тест «Состав слова. Слово и его значение»

130

Последовательность абзацев

Составление текста  по заданным характеристикам (индивидуальная работа  с

последующим обсуждением) .

Анализ текстов  

Части текста, проверяемые и непроверяемые безударные гласные

Умеют составлять тексты по заданным абзацам.

Учебно-познавательные; коммуникативные

131

Учимся составлять текст из абзацев

Фронтальное  и  индивидуальное составление  текстов  с заданными характеристиками

Части текста, абз.

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

132

Устаревшие слова

Проблемная  ситуация  в  рубрике «Давай  подумаем».  Обсуждение правила.  Знакомство  с устаревшими  словами.  Анализ  изменения значения слов  

Значение слов

Познакомились с устаревшими словами. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; коммуникативные

133

Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова

Проект «Устаревшие слова»

Наблюдение:  значение современных  слов  и  их исторических  «родственников».

Работа  с  рубрикой «Путешествие  в  прошлое». Знакомство с  новыми словами

Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; коммуникативные

134

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  Отработка  написания словарных

слов.  

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

135

Учимся составлять текст

Фронтальное и  индивидуальное

составление текстов с заданными характеристиками  

Заголовок, части текста, ключевые слова, правописание предлогов и приставок

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

136

Учимся составлять текст

Поиск  ключевых  слов  каждого абзаца.  Составление  текста  по заголовку  и

ключевым словам названию  и  ключевым  словам абзацев

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

137

Повторение: что ты знаешь о лексическом значении и составе слова?

Упражнения:  подбор  синонимов  и антонимов,  наблюдение  за значениями  незнакомых  слов. Наблюдение:  заимствованные суффиксы

Синонимы, антонимы, приставки

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

138

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  

Сопоставление  звуковой  и буквенной  записи  слов.  Отработка действия контроля.

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

139

План текста

Наблюдение:  последовательность  абзацев.  Исправление  нарушенного порядка  абзацев  в  тексте.  Анализ  текста учебника

Абзац, заглавие, парные согласные

140

Учимся составлять план текста

Индивидуальная  работа:  продолжение  плана  текста. Проблемная  ситуация:  корректирование  готового  плана текста  

Абзац, заглавие, парные согласные

Умеют читать и понимать текст. Модифицирует план.

Учебно-познавательные; коммуникативные

141

Фразеологизм. Фразеологизм и слово

Проект «Крылатые слова»

Проблемная  ситуация:  рубрика «Давай  подумаем».  Обсуждение правила. Наблюдение:  значение слова  в  составе  словосочетания.  Фронтальная работа  

Непроизносимые согласные, значение слов

Умеют определять значение слова по словарю. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; коммуникативные

142

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  

Письмо по памяти

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

143

Составление текста по плану

Работа в группах по завершению текста  с  опорой  на  вопросы.  Фронтальная  работа:  

составление  текста  по заданному  плану.  Составление плана  текста  с  заданной

тематикой.

План, заголовок, части текста

Умеют делить текст на смысловые части.

Составлять его простой план.

Воспроизводит текст по плану.

Учебно-познавательные; коммуникативные

144

Учимся писать письма по плану

Составление  плана  письма. Корректировка  предложенного письма.  Составление  текста  по заданному плану.  

План, имена собственные, гласные после шипящих

Умеют делить текст на смысловые части.

Составлять его простой план.

Воспроизводит текст по плану.

Учебно-познавательные; коммуникативные

145

Значение фразеологизмов

Наблюдение языкового явления фразеологии. Работа с текстом

Антонимы, синонимы, омонимы

Умеют сравнивать

 фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов. Определяет значение слова с помощью словаря.

Учебно-познавательные; информационно -     коммуникативные

146

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  

Отработка действия контроля

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; информационно -     коммуникативные

147

Составление текста по плану

Индивидуальная работа. Анализ работ  учащихся.  Работа  в группах

План, заголовок, непроизносимые согласные

Умеют делить текст на смысловые части.

Составлять его простой план.

Воспроизводит текст по плану.

Учебно-познавательные; коммуникативные

148

Текст-описание

Наблюдение  за  текстом. Обсуждение  особенностей текста-описания.  Анализ  

описания  природы  в  стихотворении  С.  Есенина «Ночь»

План, имена собственные, гласные после шипящих

Познакомились с текстом-описанием. Умеют делить текст на смысловые части.

Составлять его простой план.

Воспроизводит текст по плану.

Учебно-познавательные; коммуникативные

149

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  

Отработка  написания словарных слов. Развитие орфографической зоркости.

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

150

Тест «Правописание изученных орфограмм»

151

Анализ теста. Контрольное списывание

152

Текст-описание

Учимся сочинять текст-описание

Составление текста-описания  по рисунку (сравнение  с текстом в  рубрике  «Давай  подумаем» урока 22). Анализ текстов  

Лексическое значение слов, синонимы, ь и ъ

Умеют делить текст на смысловые части.

Составлять его простой план.

Воспроизводит текст по плану.

Учебно-познавательные; коммуникативные

153

Самостоятельная  работа  с текстом-описанием.  Составление  текста-описания с опорой на заданный текст

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

154

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно». Орфографический  тренинг.  Составление  слов,  запись  

получившихся  слов  в  соответствии с правилами

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

155

Учимся сочинять яркий текст-описание

Индивидуальная  работа: описание  своей  комнаты. Анализ  работ  учащихся.  Поиск  

сравнений в стихотворении А.С. Пушкина  

Правописание приставок, суффиксов

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

156

Текст-повествование

Повторение: текст-описание (ситуация  объявления). Распознавание  текстов-

описаний. Обсуждение характеристики  текста-повествования

Текст – описание, части речи, состав слова, безударные гласные

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

157

Особенности текста-повествования

Проблемная  ситуация. Индивидуальная  работа. Корректирование  текстов

Текст – описание, части речи,

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

158

Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической  тетради  «Пишем  грамотно».Орфографический  тренинг. Отработка действия контроля.  

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

159

Работа над ошибками.

Учимся сочинять текст-повествование

Индивидуальная  работа. Анализ работ учащихся. Работа   в группах

Парные согласные, непроизносимые согласные

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

160

Описание и повествование в тексте

Анализ текстов и выявление в нем  признаков описания и повествования. Индивидуальная работа

Антонимы, синонимы, омонимы

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

161

Итоговый диктант по теме «Правописание изученных орфограмм»

162

Текст-рассуждение

Проблемная ситуация. Обсуждение  признаков  текста-рассуждения. Анализ  текстов. Фронтальная работа

Тексты описание и повествование, транскрипция

Познакомились с текстом-рассуждением.

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

163

Особенности текста рассуждения.

Индивидуальная  работа  по сочинению  начала предложений, сочинению конца

предложений. Анализ работ.

Тексты описание и повествование,

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

164

Описание, повествование, рассуждение.

Анализ  текстов,  определение типа  текста. Комплексная работа с текстом. Индивидуальная работа над  планом текста

Тексты описание и повествование, состав слова

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

165

Повторение правописания и развитие речи

Работа с  текстом:  абзац, тема, заголовок. Работа  с текстом   стихотворения  

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

166

Комплексная работа

167

Повторение пройденного за год (Корень слова)

Комплексная  работа  с  текстами упражнений:  анализ  значений слов, определение типов текстов, работа над правописанием слов

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

168

Повторение пройденного за год (Обозначение гласных и согласных в корне слова)

Определение  типа  текста. Разбор слов  по  составу.  Выбор заголовка  текста,  сочинение продолжения текста.  

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

169

Повторение пройденного за год (Различение предлогов и приставок)

Поиск  антонимов  и  синонимов.  Восстановление  правильного порядка  следования  абзацев текста. Орфографический тренинг

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

170

Повторение пройденного за год (Многозначные слова)

Списывание  текста. Объяснение написания  пропущенных  букв.  Расширение  словарного запаса

Демонстрирует правильное использование полученных знаний

Учебно-познавательные; коммуникативные

Проверочные работы по русскому языку  2 полугодие.  

94

Текущая контрольная работа по теме «Приставки. Состав слова»

27.01

114

Диктант по теме «Правописание разделительных ь и ъ»

24.02

124

Итоговый диктант по теме «Правописание изученных орфограмм»

11.04

129

Тест «Состав слова. Слово и его значение»

18.04

150

Тест «Правописание изученных орфограмм»

24.04

151

Анализ теста. Контрольное списывание

27.04

161

Итоговый диктант по теме «Правописание изученных орфограмм»

18.05

166

Комплексная работа

25.05

8. Материально-техническое обеспечение

Компьютер

Проектор

Принтер

Сканер

Интерактивная доска

Нетбуки

Наушники

Диктофон

Микроскопы

Цифровой фотоаппарат

Цоры: «Кирилл и Мефодий», диски по предметам, тренажёры

Интернет ресурсы

Плакаты, словари,  тетради тренажёры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Русский язык

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": русский язык, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс....

1 класс УМК Начальная школа XXI века Русский язык Знаки в конце предложения

1 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Русский язык  "Знаки в конце предложения"Коспект урока и презентация. (Есть элементы работы на Смарт доске)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Русский язык

Пояснительная  запискаРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  ...

ФГОС "Начальная школа XXI века". Русский язык.

Образовательная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовска...

КТП 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Русский язык (2019-2020 уч г)

Планирование составлено на основе:   :   Русский язык. Программа, планирование, контроль  Программа Класс: 1-4.-  М.: Вентана-Граф, 2012  Иванов С.В., Кузнецова...

КТП 4 класс УМК "Начальная школа 21 века Русский язык

КТП 4 класс русский язык "Начальная школа 21 века"...