Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;
  • Уметь правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:05.03.2019

Школа: МБОУ СОШ №148

Класс: 3 «В»

Кабинет: 212

ФИО учителя: Кожемякина О. С.

ФИ студента: Саттарова Э.

ФИО методиста: Батуева Л. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Окончание существительных во множественном числе в Р.п.

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже;
  • Уметь правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник 3 класс 3 часть «ПНШ», презентация, раздаточный материал.


Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльвина Хайдаровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

«Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке» Л.Н. Толстой.

-Как вы это понимаете?

Приветствуют учителя

Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: работа в тетради

7-8 мин.

- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.

- Минутка чистописания: ов, ев, ей.

- Что напоминают эти буквосочетания?

- Я называю имя существительное в именительном падеже единственного числа вы записываете в столбик имя существительное в именительном падеже множественного числа выделяя окончание:

Учитель, директор, инженер, шофёр, яблоко, апельсин, помидор, килограмм.

- Проверяем. Как вы написали слово «учитель» в И.П. мн. числа?

- Устно! Поставьте существительные мн. числа в родительный падеж множественного числа:

Учитель

Директор

Инженер

шофёр

Яблоко

Апельсин

Помидор

Килограмм

-Почему расходятся мнения? (мы не знаем, как правильно писать)

-Мы сегодня научимся писать окончания у таких существительных.

записывают слова в столбик

учителЯ, директорА, инжинЕры, шофЁры, тракторА (трАкторы), медвЕди, докторА.

Учителей

Директоров

Инженеров

Шофёров

Яблок

Апельсинов

Помидоров

Килограммов

П: использование знаково-символических средств,

подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа учителя с учениками

2-3 мин.

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока.

- Поставьте цель урока.

Окончание существительных в Р.п. мн. числа

Познакомиться с окончанием существительных множественного числа в родительном падеже

: учет выделенных учителем ориентиром действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: самостояте-льное выделение и формулирова-ние познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

IV. Открытие новых знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником.

7-8 мин.

- Вы знаете, как правильно говорить и писать: не было яблок или яблоков? Помидор или помидоров? Чулок или чулков? Носок или носков? Ботинок или ботинков?

- Давайте посмотрим на таблицу. Пожалуйста, прочитайте по цепочке.

- Какое окончание встречается в родительном падеже множественного числа?

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Ребята, давайте познакомимся с правилом. Кто прочитает?

Вывод: Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. Существительные мужского рода и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания -ов, -ев   или нулевое.

А сейчас, используя таблицу и правило, выполните задания по карточкам.        

Упражнение «Впиши окончания»

- Работа в парах. Вставьте пропущенные окончания. (для каждого ряда отдельная карточка)

Карточка №1.

У нас на даче было много (окна)                     .

Мама купила очень много (конфеты)                   .  

Карточка № 2.

Птицы вывели (птенцы)                           .

Под ворохом (листья)                         мы обнаружили гнездо утки.

Карточка № 3.

В школе мы делали подделки из (макароны)           .

Я съел тарелку (оладья)                   и (вафли)         .

- Какие окончания у существительных первой группы?

- Что объединяет эти существительные?

- Какие окончания у существительных второй группы?

- Что объединяет существительные второй группы?

- Назовите окончания в третьей группе.

- Какого они рода?

Яблок, помидоров, чулок, ботинок

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием.

Кого? Чего?

окон

конфет

птенцов

листьев

макарон

оладий, вафель

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: формировать собственное мнение и позицию

П: формирование обобщенных знаний

Л: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: анализ, синтез, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование

Р: поиск информации в продолжите-льных источниках

П: построение логической цепи рассуждения

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником

7-8 мин.

- Посмотрите упражнение 83. Прочитайте задание.

- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.

Строители (ей)

Огурцы (ов)

Помидоры (ов)

Испытатели (ей)

Улицы () – ж. р.

– Существительные какого рода было последним в физкультминутке? (женского)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?

На столе нет помидоров, апельсинов, яблок.

В зале не осталось свободных мест.

У неё много дел.

У него было по паре ботинок и сапог, но не было валенок.

В этом магазине нет ни чулок, ни носков.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа.

3-4 мин.

- Давайте вернемся к нашему упражнению, в котором вы испытывали затруднения при выполнении. Поставьте существительные в родительный падеж множественного числа выделяя окончание:

Учитель, директор, инженер, шофёр, яблоко, апельсин, помидор, килограмм

Выполняйте самостоятельно в тетради.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону на слайде.

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником

3-4 мин.

- Сейчас посмотрим упражнение 84. Кто пойдет решать задание в электронном учебнике? Остальные пишите в своих тетрадях.

- А почему луж? Я вот думаю, что нужно записать лужь.

- Верно. Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

За ним среди ручьев и луж

Гудит, шумит машина – душ.

К: планирование учащегося сотрудничества с учителем и сверстниками, согласование выполнять совместную деятельность

Р: контроль формы слияния способа действий и его результата заданным эталоном

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа учителя с учениками

4-5 мин.

- Какое окончание в род. падеже?

- Ребята, какую цель в начале урока мы ставили?

- Мы достигли ее?

- Чему научились?

- Запишите домашнее задание. Уч. упр. 88. Выучить правило и слова в таблице.

- Посмотрите на слайд и продолжите фразу:

Оцените себя:

  • было легко …
  • было трудно, но я справился …
  • было трудно…

- Спасибо за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание имён прилагательных во множественном числе".

Цель: повторить правописание имён прилагательных во множественном числе, развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи....

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру

Конспект урока по русскому языку  на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру/...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...