Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование сложных слов» 2 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ганеева Юлия Шамилевна

Цели деятельности учителя: формирование умения находить и разбирать сложные слова; учиться выделять корни сложных слов, соединительную гласную.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: что такое сложные слова, соединительная гласная;                                                                                

уметь: распознавать корни у сложных слов и находить соединительную гласную.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект32.91 КБ
Файл Презентация1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Дата:         14.04.2020                                                                                                ФИО учителя: Васильева Н. А.

Школа: №148                                                                                                ФИ студента: Ганеева Ю.

Класс: 2к                                                                                                        ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 224                                                                                                                                                                                          

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Словообразование сложных слов» 

 

Цели деятельности учителя: формирование умения находить и разбирать сложные слова; учиться выделять корни сложных слов, соединительную гласную. 

Планируемые результаты

Предметные:

знать: что такое сложные слова, соединительная гласная;                                                                                

уметь: распознавать корни у сложных слов и находить соединительную гласную. 

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: систематизация знаний 

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Русский язык: 2 кл.: Учебник:  В 3 ч./ Н.А. Чуракова.- М: «Академкнига»\ Учебник, 2012.- Ч.3.; раздаточный материал; презентация. 

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

Фронтальная форма работы 

Сегодня на уроке мы с вами сделаем одно очень важное дело, но для начала давайте настроимся на наш урок.

Парная форма работы

Поприветсвуйте и  посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, посмотрите на меня, улыбнитесь мне!  

Присаживайтесь. Давайте начнем! Я желаю вам продуктивного настроя, чтобы у вас все получалось !

Я хочу начать урок с изречения М. Горького                                                        

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

Как понимаете высказывание? 

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

 

 

 

 

 

 

Язык-инструмент, инструмент для того, чтобы правильно выразить мысль, красиво описать предмет. Язык пригодится везде! Зная свой родной язык ты показываешь его богатство.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 

 

 

 

 

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа

Практический – ответы на вопросы

Практический: Выполнение морфемных

упражнений

 

 

Практический: работа с текстом

 

Практический: ответы

на вопросы

 

 

Практический: чтение правила

Частично-поисковый: выборочное извлечение         слов из текста 

 

Словесный:

подводящий диалог

 

Практический: выполнение морфемного упражнения

Практический – работа с текстом

5 мин.

Фронтальная форма работы 

Ребята, прежде чем мы начнем наш урок, давайте вспомним:

– Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова?

 

- Молодцы, а теперь давайте откроем учебники на странице 95.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Паповоз» (упр 105).

–        Почему мальчик по-разному называл папу во время игры?

–        Какие слова в тексте помогли вам догадаться? Выпишите сложные слова с двумя корнями.

–        Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного.

–        На какие другие слова похожи выписанные вами сложные слова?  

 

- Ребята, а теперь откроем станицу 96, прочитаем правило.

- Ребята, что соединяет гласные буквы О и Е?

-  Обратите внимание на слайд, ваша задача найти сложные слова с соединительной гласной О или Е, назвать нам эти слова и доказать, что у них соединительная буква О или Е, тем самым выделив корень.

Отлично, вы хорошо справились с задачей и правильно выделили корни и нашли соединительную гласную! Молодцы!

- Посмотрите на слайд. Замените словосочетание одним сложным словом. Выделите корень в словах и скажите какая соединительная гласная.

 

Ходит пешком –  Чистит трубы -  

Предмет для ловли мышей -  

Лазит по скалам -  

Этот тот, кто любит книги –

Корабль, который колет лед –  

 

-Как образовали новое слово?

Внимательно слушают учителя.

Сложные слова образованные из двух корней. Образуются сложные слова с помощью соединительной гласной.

Открывают учебник на стр 95.

 

 

Потому что папа заменяет мальчику транспорт в игре.

Паровоз, пароход, самолет. 

 

Открывают стр. 96, читают правило.

Буквы О и Е могут соединять

ОСНОВЫ двух разных слов. Это буквы СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ гласных!

Основы двух разных слов.

парОход, вертОлёт, дымОход, плакучий, птицЕлов, кашЕвар, пирамида, дождЕмер           

 

пешеход трубочист мышеловка скалолаз книголюб ледокол

Два корня соединили гласными –О-,-Е-

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: Обеспечение ценностно-смысловую  ориентацию учащихся 

 

 

К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции

 

Л:Умение  воспринимать новую информацию.

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

 

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

3.Постановка

 учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: 

предъявление термина в презентации.

4 мин.

Фронтальная форма работы 

Подводящий диалог 

Формирующий диалог

Ребята, исходя из выполненных упражнений, предположите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

 

Какую цель перед собой поставим?

Мы будем в сложных словах выделять корни и находить соединительные гласные.

« Словообразование сложных слов

Мы научимся выделять корни и находить соединительную гласную в сложных словах.

П:         подведение под понятие 

П: построение речевого высказывания 

 

Р: целеполагание

4. Закрепление 

 

 

        Словесный:         проверка

домашнего задания

 

 

 

 

 

 

Наглядный: 

предъявление термина в презентации.

 

 

 

 

   Практический: работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический: выполнение морфемного

упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: беседа

20 мин

Словарная работа и фронтальная форма работы.

Давайте проверим домашнее задание, открываем рабочую тетрадь страница 48, упр.64. Вам нужно было выделить корень и приставку.  

 

 

 

 

 

Ребята, прежде чем делать упражнение давайте попробуем поставить несколько слов в начальную форму.

Глазик

Носик

Беленький

Красно

Молодцы! Теперь откройте учебники на странице 100, упр 111.  

Прочитайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения М. Яснова «Мой котенок»

Спасибо! Обратите внимание на задание после упражнения от основ каких двух слов образовалось слово черноушка?

Запишите слово черноушка, выделив в нем корни и подчеркните соединительную гласную. (К доске 1 ребенок)

Теперь         давайте         вернемся         к словосочетанию. От одного из двух слов, взятого в начальной форме образовалось первое имя котенка-Чернушка. От какого же?  

Давайте запишем.

        Посмотрите         на         упражнение         112.

Прочитаем задание.  

(1 человек к доске) Выпишем слово рыжеспинка.  Ребята, какие корни вы выделите? Какая соединительная гласная? От какого словосочетание образовано это слово?

От какого слова-названия признака(от нач.формы) образовано имя котенка Рыжинка? Запишем это.

Хорошо, а есть ли у кого питомец с кличкой состоящей из двух корней? (Например: Белохвостик, Черноушко,

Белорыжик)

Давайте устно разберем это имя.

Ребята какие корни вы выделите? Какая соединительная гласная?

От какого словосочетание образовано это слово?

 

 

 

Проверка домашнего задания.

Приходить (при-приставка, ходкорень); заиграть (за-приставка, играть-корень); полететь (по- приставка, лет-корень); выносить (выприставка, нос-корень); подписать (под-приставка, пискорень)  

Глазик-(что?) глаз

Носик-(что?) нос

Беленький-(какой?) белый Красно-(какой?) красный

 

Открывают учебники на стр. 100, упр 111.

 

  Черно+ушка

 

Черноушка- черн и уш корень, О соед.гл.

 

 

От черно(черный)+ушко(ухо)

 

 

Читают задание 112 упр.

 

Рыж и спин-корень, соединительная гласная е.

 

Рыжая спинка

 

Рыжий

Рыжий-Рыжинка

 

 

 

 

 

Р: Принятие  и сохранение учебной задачи.

 

 

 

 

П.: Формирование универсальные логические действия грамотности учащихся.

 

 

 

 

 

К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции.

К: Формулирование собственное мнение и позицию.

Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

 

 

 

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы.

Физминутка

3 мин.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

(видео)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой 

Практический: морфемное упражнение, конструирование

сложных слов

 

 

Практический: самостоятельная работа, взаимооценка. 

 

5 мин.

Углубленный анализ. 

Индивидуальная и парная формы работы. 

Ребята, перед вами лежат листочки с заданием. Подпишите их.

В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.

Назовите профессию человека. 

Свиней пасёт – ____________________ 

Море ходить – _____________________

Вода лазить - ______________________

Птиц ловить – _____________________

Сад заводит - ______________________ 

Поменяйтесь работами с соседом, посмотрите на слайд, проверьте работу соседа. Если у соседа нет ошибок-ставьте смело 5, если 1 ошибка-4, если 2 ошибки- 3, если больше 3 ошибок-2.

Ребята, как звучала наша сегодняшняя тема урока?

- Все ребята, время вышло. Третья группа расскажет нам о тексте-описании, все остальные внимательно слушают. А первая и пятая группы будут добавлять.

Подписывают  свою работу.

Отвечают на вопросы.

Меняются работами с соседом, проверяют, исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Словообразование сложных слов» 

П:         анализ объектов с выделением         сущ-х признаков; 

К: взаимодействие         с партнером 

 

 

К: контроль действий партнера 

 

П: поиск и выделение необходимой

информации

 

 

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей 

6. Включение в

систему знаний 

 

Наглядный: предъявление определения в презентации.

 

Словесный: ответы на вопросы обобщающего

характера

5 мин.

Чему мы научились на нашем уроке?

 

Как можно составить сложное слово?

 

 

Для чего нужны сложные слова ?  

 

Какое задание вам показалось особенно трудным?

 Мы достигли тех целей, которые мы ставили для нашего урока?

Запишите домашнее задание: учебник стр. 103 упр. 115

Учились находить и образовывать слова с двумя корнями 

 

Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.

 

для краткости речи ,вместо словосочетаний 

 

Высказывают свою точку зрения.

 

Да!

П: осознанное построение речевого высказывания 

 

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

П: анализ объектов         с выделением         сущ-х признаков

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

А теперь ребята, поднимите две руки, кому понравился  сегодняшний урок и у кого все получалось, поднимите одну руку, кому понравился  урок, но были небольшие трудности и встаньте, те, кому не понравился наш урок и ничего не получалось.  В чем были трудности?  Молодцы, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. Спасибо вам за урок. До свидания

Отвечают на         вопросы учителя.

Выполняют указания учителя.

 

 

 

Поднимают руки, высказывают свое мнение.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Макси́м Го́рький — русский писатель, прозаик, драматург. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

Слайд 3

ВСПОМНИМ! Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? Сложные слова образованные из двух корней. Образуются сложные слова с помощью соединительной гласной. ОТВЕТ

Слайд 4

Молодцы, а теперь давайте откроем учебники на странице 95. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева « Паповоз » ( упр 105). Почему мальчик по-разному называл папу во время игры? Какие слова в тексте помогли вам догадаться? Выпишите сложные слова с двумя корнями В ТЕТРАДЬ. Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного. (Проверьте на следующем слайде) На какие другие слова похожи выписанные вами сложные слова?

Слайд 5

Паповоз , папоход , паполёт

Слайд 6

Паровоз, пароход, самолёт

Слайд 7

Ребята, а теперь откроем станицу 96, прочитаем правило. что соединяет гласные буквы О и Е? Буквы О и Е могут соединять ОСНОВЫ двух разных слов. Это буквы СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ гласных! ОТВЕТ

Слайд 8

пароход , вертолёт , дымоход , плакучий, птицелов , кашевар , пирамида, дождемер Обратите внимание на слайд, ваша задача найти сложные слова с соединительной гласной О или Е, назвать нам эти слова и доказать, что у них соединительная буква О или Е, тем самым выделив корень.

Слайд 9

пароход , вертолёт , дымоход , плакучий, птицелов , кашевар , пирамида, дождемер

Слайд 10

Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - Предмет для ловли мышей - Лазит по скалам - Этот тот, кто любит книги – Корабль, который колет лед –

Слайд 11

Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - трубочист Предмет для ловли мышей - Лазит по скалам - Этот тот, кто любит книги – Корабль, который колет лед –

Слайд 12

Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - трубочист Предмет для ловли мышей - мышеловка Лазит по скалам - Этот тот, кто любит книги – Корабль, который колет лед –

Слайд 13

Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - трубочист Предмет для ловли мышей - мышеловка Лазит по скалам - скалолаз Этот тот, кто любит книги – Корабль, который колет лед –

Слайд 14

Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - трубочист Предмет для ловли мышей - мышеловка Лазит по скалам - скалолаз Этот тот, кто любит книги – книголюб Корабль, который колет лед –

Слайд 15

Ходит пешком – пешеход Чистит трубы - трубочист Предмет для ловли мышей - мышеловка Лазит по скалам - скалолаз Этот тот, кто любит книги – книголюб Корабль, который колет лед – ледокол

Слайд 16

Ходит пешком – пеш е ход Чистит трубы - труб о чист Предмет для ловли мышей - мыш е ловка Лазит по скалам - скал о лаз Этот тот, кто любит книги – книг о люб Корабль, который колет лед – лед о кол

Слайд 17

Тема: «Словообразование сложных слов».

Слайд 18

Цель: Мы научимся выделять корни и находить соединительную гласную в сложных словах.

Слайд 19

Теперь откройте учебники на странице 100, упр 111. Прочитайте , пожалуйста, отрывок из стихотворения М. Яснова «Мой котенок» Спасибо! Обратите внимание на задание после упражнения от основ каких двух слов образовалось слово черноушка ? Запишите слово черноушка , выделив в нем корни и подчеркните соединительную гласную . Запишите слова, от которых произошло слово черноушка .

Слайд 20

запишите в тетрадь. В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный. Назовите профессию человека. Свиней пас ёт – ____________________ Море ходить – _____________________ Вода лазить - ______________________ Птиц ловить – _____________________ Сад за вод ит - ______________________

Слайд 21

В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный. Назовите профессию человека. Свиней пас ёт – свинопас Море ходить – мореход Вода лазить – водолаз Птиц ловить – птицелов Сад за вод ит - садовод

Слайд 22

Критерии оценки: Нет ошибок- 5 1 ошибка- 4 2 ошибки- 3 Более 2 ошибок-2

Слайд 23

Домашнее задание учебник стр. 103 упр. 115


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему "Образование сложных слов"

Дети в игровой,  доступной форме  знакомятся со сложными словами....

Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку на тему «Как переносить слова с одной строки на другую»

Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую....

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс

КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему «Тематические группы слов. «Вежливые» слова»

Конспект урока по русскому языку на тему «Тематические группы слов. «Вежливые» слова»...