Конспект урока русского языка "Сочинение по сюжетным иллюстрациям" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя:

·        ознакомление с жизнью и творчеством  В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;

·        развитие  умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Планируемые результаты

Предметные:

·        знать биографию В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;

·        знать главные особенности написания сочинения по сюжетным иллюстрациям;

·        уметь составлять текст на заданную тему;

·        уметь излагать свои мысли последовательно и четко.

Личностные:

·        способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

·        проводить самооценку своих действий;

·        развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2020 г.                                                                                                          ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                                       ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                                   ФИО методиста: Кошкарова Л.С.    

Кабинет: 4                                                                  

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Сочинение по сюжетным иллюстрациям»

Цели деятельности учителя:

  • ознакомление с жизнью и творчеством  В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;
  • развитие  умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать биографию В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;
  • знать главные особенности написания сочинения по сюжетным иллюстрациям;
  • уметь составлять текст на заданную тему;
  • уметь излагать свои мысли последовательно и четко.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

- Отлично, молодцы.

Приветствуют учителя.

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

5 мин.

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное место.

- Мы с вами побываем критиками картин великих художников.

- Для начала мы должны узнать, какие же картины мы будем анализировать. Для этого откройте учебник на странице 113.

- Кто прочитает авторов картин и произведение?

- Молодец.

Слушают учителя.

- В.А. Серов «Мика Морозов», Н.К. Рерих «Заморские гости», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

2 мин.

 - Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- Благодаря чему мы сможем реализовать наши цели?

- Молодцы. Все верно.

- Тема нашего урока «Сочинение по сюжетным картинам».

- Цели урока: написать сочинение по одной из картин художника.

- Памятки, как писать сочинения, учебник для рассмотрения иллюстраций.

П.: рассуждение по теме урока.

Р.: определение последовательности промежуточных целей.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

16 мин.

- Сначала посмотрим на портреты художников и немного узнаем о них.

- Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в 19 веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, анималистика, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи. Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.

- Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

- Игорь Грабарь писал наполненные светом пейзажи и натюрморты, был архитектором и искусствоведом. Именно он провел перепланировку Третьяковской галереи и составил ее первый научный каталог. Грабарь также организовывал выставки советских художников за рубежом и вел работы по сохранению древних икон и фресок.

- Чем  интересны картины?  Поделитесь своими впечатлениями.

- Что изобразил автор на переднем плане, на заднем?

- Опишите место, где происходит действие.

- Итак. Молодцы! А сейчас давайте отдохнём и выполним некоторые упражнения

Динамическая пауза.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

- Ребята, какие виды текста вы знаете?  

- Какой текст  у нас должен получиться сегодня?  

- Почему?

- Молодцы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют физкультминутку.

- Текст повествования, рассуждения и описания.

- Текст описания.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

4 мин.

- С  чего всегда начинаем работу над сочинением?

- Сколько частей должно быть? Какие?

- Сейчас составим памятку нашей работы.

- Молодцы. У каждого из вас эта памятка на столе.

- С составления плана.

- Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

3. Определю части.  

4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

7.Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

8. Напишу сочинение, проверю.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

10 мин.

- Итак, ребята, так как времени у нас остаётся совсем немного, я предлагаю вам написать ваше сочинение на этих листах. Здесь уже написан заголовок и начало нашего рассказа. Так же я вам предлагаю некоторые опорные слова и фразы.

1. Художник и его картина.

художник-иллюстратор; одна из картин.

2. Цвет и настроение картины.

яркие краски,  много света,  мягкие и постельные тона, выразительные черты лица.

3. Моё отношение к картине. 

- Если у вас возникают вопросы, то не стесняйтесь спрашивать.

Пишут сочинение по сюжетным картинкам.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

2 мин.

-   Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои сочинения.

- Кто желает? (2-3 человека заслушиваются)

- После прочтение обязательно оценим выступление. По какому плану мы можем это сделать?

 

- Критерии оценивания:

  1. Соответствие плану.
  2. Правильность изложения.
  3. Грамотность речи.
  4. Наличие фактических ошибок.

Р.: контроль.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин.

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема нашего урока «Сочинение по сюжетным картинам».

- Цели урока: написать сочинение по одной из картин художника.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2020 г.                                                                                                          ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                                                       ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                                   ФИО методиста: Кошкарова Л.С.    

Кабинет: 4                                                                  

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Сочинение по сюжетным иллюстрациям»

Цели деятельности учителя:

  • ознакомление с жизнью и творчеством  В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;
  • развитие  умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать биографию В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря;
  • знать главные особенности написания сочинения по сюжетным иллюстрациям;
  • уметь составлять текст на заданную тему;
  • уметь излагать свои мысли последовательно и четко.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

- Отлично, молодцы.

Приветствуют учителя.

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

5 мин.

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное место.

- Мы с вами побываем критиками картин великих художников.

- Для начала мы должны узнать, какие же картины мы будем анализировать. Для этого откройте учебник на странице 113.

- Кто прочитает авторов картин и произведение?

- Молодец.

Слушают учителя.

- В.А. Серов «Мика Морозов», Н.К. Рерих «Заморские гости», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

2 мин.

 - Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- Благодаря чему мы сможем реализовать наши цели?

- Молодцы. Все верно.

- Тема нашего урока «Сочинение по сюжетным картинам».

- Цели урока: написать сочинение по одной из картин художника.

- Памятки, как писать сочинения, учебник для рассмотрения иллюстраций.

П.: рассуждение по теме урока.

Р.: определение последовательности промежуточных целей.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

16 мин.

- Сначала посмотрим на портреты художников и немного узнаем о них.

- Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в 19 веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, анималистика, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи. Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.

- Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

- Игорь Грабарь писал наполненные светом пейзажи и натюрморты, был архитектором и искусствоведом. Именно он провел перепланировку Третьяковской галереи и составил ее первый научный каталог. Грабарь также организовывал выставки советских художников за рубежом и вел работы по сохранению древних икон и фресок.

- Чем  интересны картины?  Поделитесь своими впечатлениями.

- Что изобразил автор на переднем плане, на заднем?

- Опишите место, где происходит действие.

- Итак. Молодцы! А сейчас давайте отдохнём и выполним некоторые упражнения

Динамическая пауза.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

- Ребята, какие виды текста вы знаете?  

- Какой текст  у нас должен получиться сегодня?  

- Почему?

- Молодцы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют физкультминутку.

- Текст повествования, рассуждения и описания.

- Текст описания.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

4 мин.

- С  чего всегда начинаем работу над сочинением?

- Сколько частей должно быть? Какие?

- Сейчас составим памятку нашей работы.

- Молодцы. У каждого из вас эта памятка на столе.

- С составления плана.

- Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

3. Определю части.  

4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

7.Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

8. Напишу сочинение, проверю.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

10 мин.

- Итак, ребята, так как времени у нас остаётся совсем немного, я предлагаю вам написать ваше сочинение на этих листах. Здесь уже написан заголовок и начало нашего рассказа. Так же я вам предлагаю некоторые опорные слова и фразы.

1. Художник и его картина.

художник-иллюстратор; одна из картин.

2. Цвет и настроение картины.

яркие краски,  много света,  мягкие и постельные тона, выразительные черты лица.

3. Моё отношение к картине. 

- Если у вас возникают вопросы, то не стесняйтесь спрашивать.

Пишут сочинение по сюжетным картинкам.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

2 мин.

-   Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои сочинения.

- Кто желает? (2-3 человека заслушиваются)

- После прочтение обязательно оценим выступление. По какому плану мы можем это сделать?

 

- Критерии оценивания:

  1. Соответствие плану.
  2. Правильность изложения.
  3. Грамотность речи.
  4. Наличие фактических ошибок.

Р.: контроль.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин.

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

- Тема нашего урока «Сочинение по сюжетным картинам».

- Цели урока: написать сочинение по одной из картин художника.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка. Тема: "Проект "Зимняя страничка" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Зимняя страничка»Цели урока: формировать умение подбирать текстовую информацию; формировать навыки выделения главной мысли;Планируемые результаты:Предметные: учиться нах...

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...