Урок русского языка " Предложение и текст"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Безгодова Елена Анатольевна

Предложение и текст

Урок был проведён по программе « Школа России». Самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_tekst_i_predlozhenie.docx29.61 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ

Цели деятельности учителя

Формировать представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме

Тип урока

урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;

получат возможность научиться: составлять текст из деформированных предложений; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный;

индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

учебник- УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык1 класс, меловая доска, интерактивная доска, карточки с заданиями, «кирпичики»,конверты с предложениями

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формы

совзаимо-

действия

Универсальные

учебные действия

Промежу-

точный контроль

1

3

4

5

6

7

1-й этап. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Требования к этапу:

  • создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • исходя из решенных ранее задач, выделение содержательной области («могу»).

Встали, повернитесь друг к другу, улыбнитесь!

Тихо мальчики за парту сели

Тихо девочки за парту сели

На меня все посмотрели.

-Как называется наш урок?

-А почему русский?

-Что означает слово - язык?

-А что такое речь?

-Какие виды речи вы знаете?

Молодцы!

русский язык

Разговариваем на русском ( родной язык)

Речь

Слушание,говорение,

Письмо,чтение

Устная и письменная

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Устный опрос

2-й этап. Актуализация знаний  и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Требования к этапу:

  • воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий;
  • индивидуальное задание, требующее нового способа действия;
  • активизация соответствующих мыслительных операций(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), внимания, памяти и т.д.;
  • фиксация учащимися возникшего затруднения.

Перед вами конверт. Достаньте из конверта  карточки.

1 конверт(3 ряд)

Распустились листья на деревьях.

 2 конверт(2 ряд)

Летом мы ездили отдыхать на Черное море.

Кем работает твоя мама?

Я учусь в первом классе.

Ура!

3 карточка ( 1 ряд)

Наступила весна.

Дует легкий ветерок.

С юга прилетели птицы.

Они радуются солнышку и теплу.

Прочитайте

Сравним наши карточки

- Сколько у вас карточек в каждой паре?

-3 ряд. Что у вас написано на каждой карточке?

-2 ряд, а у вас?

-1 ряд, а что вы можете сказать про свои карточки?

4

Слово

Предложения

Предложения

Работа в парах

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы,

 3-й этап. Выявление причины затруднения (в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия) и постановка цели деятельности  

Цель: выявление места и причины затруднения.

Требования к этапу:

  • сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
  • выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
  • на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Организует беседу по вопросам:

-3 ряд. Что можно сделать с вашими словами?

-2 и 1ряд.У вас предложения. Что с предложениями можно сделать?

Хорошо.

Выполните

Проверка

-3 ряд у вас получилось предложение?

-2 ряд у вас что-то получилось?

-1 ряд, а у вас текст получился?

Чему мы будем учиться?

Отвечают на вопросы:

Составить предложение

Составить текст

Читают

Да

Нет

Да ( Связаны по смыслу)

Устные ответы

4-й этап.  Построение  проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.

Требование к этапу:

  • учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
  • используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
  • новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
  • учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.

Давайте составим план наших действий.

Ребята, а благодаря этим заданиям, вы можете сказать чему вы будете учиться ,сегодня, на уроке

А как тогда можно сформулировать тему нашего урока?

Работая на уроке, мы с вами должны построить дом, благодаря вашим знаниям и умениям.

- С чего начнем строить наш дом?

-А что будет нашим фундаментом нашего дома?

Строим наш дом дальше

  1. Распознавать текст
  2. Правильно оформлять предложения на письме

Предложение и текст

Фундамент

Речь ( Положить фундамент на доску)

5-й этап. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Цель:  усвоение нового способа действий.

Требования к этапу:

  • решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства.

Упражнение 1, страница 10

Формулирует задание, организует беседу по вопросам:

– То, что вы прочитали, – это отдельные предложения или текст? Об одном явлении или о разных говорится в предложениях? О ком и о чем говорится в каждом предложении? Можно сказать, что во всех предложениях говорится о приближении весны? Какие картинки можно нарисовать к тексту? Какой заголовок из данных может подойти к тексту и картинкам: «Первый весенний денек», «Скоро весна!», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок

ВЫВОД

Выразительно читают текст,

 отвечают на вопросы, придумывают заглавие текста,

делают вывод

(Что такое текст и предложение)

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные:

общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о родном языке;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из дополнительных источников). 

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

Устные ответы

 6- этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Требования к этапу:

для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

Физкультминутку «Муха»

Упражнение 2, страница 11

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу:

– Определите, какая мысль выражена словами каждого предложения. Соотнесите рисунок к тексту и текст, подбор предложений, которыми можно подписать рисунок. Дает инструкцию по написанию предложений  (приложение 2), контролирует написание предложения

Откройте тетради.

Запишите число

Минутка чистописания

Выделите основу предложения.

О ком идет речь в предложении?

Обобщение

Что вы подчеркнули в предложении?

Выполняют упражнения.

Читают текст, отвечают на вопросы, записывают предложение в тетрадь

4 марта

во,оро

Весело зачирикали воробьи.( письмо на доске)

Кто? Воробьи. Подчеркнем одной  чертой.

Воробьи ( что делают?) чирикают . Подчеркнем двумя чертами

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.

Познавательные:

общеучебные – выстраивают осознанное речевое высказывание об устной и письменной речи;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы, записи в тетради

7-й этап.  Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цели: интериоризация  ( процесс, в результате которого ребёнок приобретает новые свойства личности, процесс становления социального в индивидуальное по Л.С. Выготскому) нового способа действий;

 рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

Требования к этапу:

  • учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
  • самостоятельная проверка по эталону;
  • создание ситуации успеха;
  • допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.

Словарная работа
(СЛАЙД)

Загадки про воробья и ворону

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо “Здравствуйте” привык

Говорить всем: “Чик-чирик”.

– Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?

Воробей, ворона

Написать слова, разделить на слоги, поставить ударение

Упражнение 3, страница 11

Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

— Составляют ли эти слова предложение? Почему?

— Составьте из этих слов предложение.

— Какими словами можно дополнить это предложение (Ответы детей.)

— Запишите предложение.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что можно сказать о словах в предложении?

— Чем отличается предложение от группы слов?

Выполняют задания в тетрадях

Воробей

Ворона

(Самостоятельно пишут в тетрадях)

Бабушка читает внуку сказку.

Индивидуальная

Познавательные:

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Задание

в тетради

8-й этап.  Включение в систему знаний и повторение

Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

Требования к этапу:

  • учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
  • системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.

А теперь давайте вернемся к нашим первым конвертикам

-В каком конверте текст?

-Почему?

- Ребята, а что особенного в предложения у детей 2 ряда?

-Какие использовали знаки препинания в этих предложениях?

У детей 1 ряда

  • Текст состоит из предложений.
  • Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

Текст можно озаглавить

Знаки препинания разные

(Называют)

Фронтальная работа

 9-й этап. РефлЕксия деятельности

Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

Требования к этапу:

организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества

-Какие открытия мы делали сегодня на уроке?

-Что такое предложение?

-Как в устной речи при произношении отделяется одно предложение от другого?

-Какие знаки препинания ставятся на письме в конце предложения?

-С какой буквы на письме начинается предложение?

Ребята, чего не хватает в нашем доме?

Крыши

А что сегодня будет крышей нашего дома?

Предложение и текст

1. Отвечают на вопросы.

2. Строят дом

1ряд- кирпичики

2 ряд- кирпичики

3 ряд- кирпичи

3.Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

4 Крыша ( Текст и предложение)

5 Окно ( учитель)

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся

за работу на уроке

Приложение 2

Инструкция (порядок действий) при списывании текста (предложения)

1. Сначала прочитай предложение вслух.

2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.

3. Затем прочитай шепотом, запоминай, как пишутся слова.

4. После этого проговори по слогам первое слово.

5. Напиши его. Проверь. Так же записывай каждое слово предложения.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

1.Тема урока: Предложение и текст

Урок был проведён по программе « Школа России»

Русский язык ( третий урок)

Раздел 2.  Текст, предложение диалог. (2 ч.) ( первый урок)

2. Тип урока: урок открытия нового знания 

 3.Цель и задачи  урока –  

  • Формировать представление о тексте и предложении как единицах речи;
  • проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме,
  • научить детей пользоваться информацией , работать по алгоритму  учебника

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;

получат возможность научиться: составлять текст из деформированных предложений; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

В уроке я отразила универсальные учебные действия.

Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4. Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с оформлением предложения в письменной речи и работа по теме «Речь».( Синтаксис и пунктуация)

5. Учащиеся моего класса разного уровня, поэтому при планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников класса.

6. Для проведения урока я использовала следующие методы и приёмы работы:

- словесные (беседа),

-наглядные (карточки, рисунки, презентация),

-самостоятельная работа (работа в тетрадях),

-методы стимулирования (словесное поощрение, похвала)

-контроля и самоконтроля (самопроверка и взаимопроверка, контроль учителя).

На протяжении всего урока дети контролировали свою работу, что позволяло определить дальнейший ход действий. Каждый этап имел свою завершенность и имел логический переход к следующему этапу.

Хотя учащиеся класса имеют разного уровня обученности, на уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызывали интерес, творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности.

7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

 Материал урока доступный, логичный. Плотность урока средняя, так как учащиеся после каникул. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
  • игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались временные рамки применения ТСО.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:

- «открытие» ребёнка на общение

- «соучастие» ребёнка в процессе

- «возвышение» ребёнка

Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.

10. В целом урок я считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными. Использовала интересный способ для  самооценки, рефлексии процесса и результата.

4) Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

Трудности:

Работа по учебнику затянулась, т.к. дети недостаточно владеют навыком чтения, а соответственно идет затруднение – чтение несколько раз, поэтому некоторые этапы урока были затянуты. Малый объём работы в тетради. Но я, считаю, на это можно потратить время, для того, чтобы дети, могли работать на достаточно высоком уровне с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.

Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...

Урок русского языка: "Предложение в тексте" Гармония 4 класс

Методическая разработка урока русского языка...

Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.

Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...

Урок по русскому языку "Предложение и текст"

laquo;Формирование представления о языке каксредстве общения в процессе развитиянавыков устной и письменной речи»...