Методика индивидуально-группового обучения. Индивидуальные листы обучения (ИЛО).
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Казанцева Ирина Петровна

В данной статье рассматривается технология индивидуально-группового обучения и новый метод для начальной школы ИЛО (индивидуальный лист обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика индивидуально-группового обучения.

 Индивидуальные листы обучения (ИЛО).

И. П. Казанцева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,  г. Исилькуль

В данной статье рассматривается технология индивидуально-группового обучения и новый метод для начальной школы ИЛО (индивидуальный лист обучения).

Ключевые слова: методика,  индивидуально-групповое обучение, преимущества, индивидуальные листы обучения, принципы.

 В последнее время в системе образования все больше становятся актуальными педагогические технологии.

Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально-группового обучения. Она развивает  интерес к процессу учебы, делает получение знаний активным, что способствует усвоению информации без механического заучивания. Методика индивидуально-группового обучения позволяет учителю наладить обратную связь с каждым ребенком, что дает возможность оказывать своевременную помощь каждому нуждающемуся. В качестве примера данной методики является составление индивидуальных листов обучения (ИЛО).

Впервые с индивидуальными листами обучения я познакомилась во время прохождения курсов повышения квалификации. Мне было предложено задание составить такой лист обучения. Первое, что я поняла, что все листы ИЛО составлены для учеников старших классов (5-11классы). Конечно же, я столкнулась с трудностью составления таких листов обучения для учеников начальной школы.  Изучив материал по теме, я выяснила, что этот метод назван  индивидуально - групповым. У данного метода обучения есть много преимуществ. Существует ряд требований к  ИЛО, которые необходимо знать и учитывать при составлении.

« Преимущества методики индивидуально - группового обучения» [1]

  • Методика индивидуально – группового обучения позволяет:
  • Научить  работать детей с книгой
  • Выделять главное
  • Осмысливать понятия
  • Оказывать своевременную помощь каждому ученику при изучении темы.

 Задания в ИЛО по возможности направляю на развитие  умения работать с книгой, также включаю элементы творчества. На уроках задания обсуждаем, ликвидируем пробелы в знаниях.

После контрольной работы по разделу, всегда есть урок, когда изучение новой темы ещё не началось, а задания по предыдущей теме закончились. Вот здесь и можно дать ребятам индивидуальные листы обучения (ИЛО).

Суть метода: учащиеся  до изучения темы  получают так  называемые ИЛО, в которых  напечатаны вопросы  по теме учебника и оставлены места для ответов. Учащиеся дома  самостоятельно  изучают материал.  Заполняют    ИЛО, становясь   активными обучающимися.

Такая работа позволяет школьнику в спокойной обстановке разобраться в материале, осмыслить его. А затем с помощью учителя приобрести навык и умения пользоваться полученными знаниями. Детям не нужно механически заучивать правила.

Как я составляю индивидуальные листы обучения? Это могут быть:   причинные вопросы следственных понятий; прямые вопросы по тексту – поисковая работа; вопросы по прояснению значений некоторых слов (сформулируй, дай определение, назови  признак и т.д.)

 Такая работа заставляет учащегося внимательно прочесть весь параграф и сформулировать ответы на вопросы. Меняется роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он превращается в полноправного собеседника.

Метод   индивидуально - группового   обучения

  1. Ученик получает индивидуальный лист обучения (ИЛО)
  2. Ученик дома  самостоятельно  работает с учебником над новой темой и  заполняет ИЛО
  3. В классе учитель отвечает на вопросы учеников, углубляет и расширяет знания по теме.  
  4. Учитель проверяет ИЛО  и оказывает помощь конкретному ученику. Каждый лист должен быть прочитан учителем и каждому ученику оказана индивидуальная помощь.

Дети в силу различных причин усваивают  материал с разной скоростью, некоторые отвлекаются во время объяснения учителя.

  Психологи говорят, что учащиеся  воспринимают от 25% до 85% сказанное преподавателем, а через 0,5 часа в памяти остается 60% первоначально  воспринятой информации. Поэтому индивидуальная работа нужна на первоначальном  этапе изучения темы.

Для учителя  конечно дополнительная нагрузка: составить  ИЛО,

распечатать материал по теме, проверить ответы. Предлагаемый метод меняет к лучшему  отношения между учителем и учениками. Нет необходимости держать на уроке учеников, пенять им на то, что не выучили задание. Ребята приходят к выводу, что прочные и осмысленные знания можно получить только самому.

Пример индивидуальных листов обучения, составленных мной:

Индивидуальный лист обучения

Предмет: русский язык, 2 класс

Тема. Что такое корень слова?

Ф.И._____________________________  

1. Как ты думаешь кто такой исследователь? Напиши синоним к слову исследователь (одно слово) ____________________________

Сегодня ты побудешь исследователем!

 Твоё исследование будет по теме «Что такое корень слова»?

 2. Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь? Выбери одну из них для своего девиза и спиши её. Проверь написанное.

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

_________________________________________________________________

 3. Подумай, где ты слышал слово  «корень»?  У чего есть корень?

Можешь заглянуть в словарь С. И. Ожегова.

Напиши примеры:_Корень есть у … __________________________________________________________________

Может ли быть корень у слова? ___________________________________________________________________

4. Что ты можешь сказать об этих словах «гусь, гусыня, гусята, гусеница»? Подчеркни, какое слово лишнее (не является родственным) по смыслу?

 5. Запиши оставшиеся родственные слова. _____________  , ________________ ,   _________________ .

Подумай, почему они родственные? Найди общую (одинаковую) часть этих слов. Запиши её: ________

Проверь себя!

Общая (одинаковая) часть родственных слов гусь, гусыня, гусята -  гус.  

6.  Ты догадался, как называется общая часть родственных слов?_______________

То, что ты нашёл, называется корнем слова!

Прочитай правило на стр. 61 учебника

Молодец!

Исследование закончено.

Индивидуальный лист обучения

Предмет: русский язык, 2 класс

Тема. Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Ф.И._____________________________  

1. Что такое «корень слова».  Запиши нужные слова. Тебе поможет правило        на стр. 61 учебника.

Корень слова  – это  самая  ____________        ___________ в  слове. В ней заключено _______________  ________________  _____________ всех однокоренных слов.

2. Прочитай пары однокоренных слов.

стол

столик

шум

шуметь

ягода

ягодный

Проведи опыт: закрой полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитай то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что прочитал словами?

Вывод: В слове обязательно должен быть _________________ . Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов.

3.  Прочитай  пары слов. Докажи, что каждая пара слов это однокоренные слова (обозначь  в них корень                ).

Гриб – грибок, берёза – берёзка,  зуб – зубной, вода – водичка, сад – садик.

Понаблюдай за корнем и сделай вывод.

Вывод:  Корень в однокоренных словах чаще всего пишется ___________  .  

                                           (по-разному, одинаково)              

4. Прочитай шуточное стихотворение  И. Лопухиной «Гном и дом». Нарисуй дерево и напиши на «ветках дерева» однокоренные родственные слова, «выросшие» из слова «дом».       

                     Гном и дом 
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой домище.

          tree.png

                                     Дом

Воспитательный   аспект    методики индивидуально-группового обучения - трудолюбие, добросовестность, получение основательных знаний по предмету, воспитание инициативы, стремления самостоятельно отыскать новую информацию.

 Все это позволяет решить ряд важнейших задач, среди которых

следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения.

Желаю всем успехов в работе!

Библиографический список

1. https://multiurok.ru/files/individual-nyie-listy-obuchieniia-k-urokam-okruzhaushego 

2. https://nsportal.ru/shkola/materialy -metodicheskikh-obedinenii/library/2014/07/06/metodika-individualno-gruppovogo obucheniya v shkole/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

«Технология индивидуально - групповой работы как средство повышения мотивации и эффективности обучения на уроках в начальной школе.

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем - это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с уч...

Индивидуально-групповое занятие по математике в 3 классе.Тема: Решай. Смекай. Отгадывай.

Занятие проводится в форме игры.Целью мероприятия является создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации к решению задач.Участвуют 5 пар учащихся. Каждая пара "путешествует" по заданн...

«Индивидуально – групповые формы работы на уроках математики и окружающего мира»

Индивидуально- групповые формы работы на уроках математики и окружающего мира...