Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.(3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лихачева Екатерина Павловна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_neproiznosimye_soglasnye.docx342.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс:  3 класс  

УМК: “ Начальная инновационная школа”

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Технология: деятельностного подхода.

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

Цель:

 Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными; сформировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

Задачи:

Обучающие – 
• учить делать самостоятельные выводы по теме; 
• обогащать письменную речь учащихся; 
• учить применять полученные знания грамотного письма; 
• уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Развивающие –
• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 
• формировать самоконтроль и самооценку;
• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные - 
• воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;

• формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе. 

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы,  таблица – визитка, листы самооценки.

Литература:

1.Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.

2. Рабочая тетрадь к учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык». 3 класс. В 2-х частях 
3. Программа курса к учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык». 1-4 классы

 

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

 Установка тематических рамок.

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

 Организационный момент

Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

2. Девиз урока: « Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни »

 К. Паустовский

- Как вы понимаете эти слова? (Слайд)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают девиз урока и шаги учебной деятельности.

 

познакомить учащихся с непроизносимыми согласными; сформировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: уметь осуществлять самоопределение.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии; выявление места и причины затруднения.

Цель:

-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-выявить место затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

 Минутка чистописания. Словарная работа.

- Назовите буквы, которые видите на экране, что вы о них можете сказать? (все согласные….)

- Напишите их красиво. (один работает у доски – сам себя оценивает)

-Прочитайте слова и разделите их на группы. (Тропинка, мясной, солнце, лесной, книжка, гараж, капуста) (Слайд)

- Сколько групп получилось? По какому принципу вы их разделили? (3 группы,  с безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, с непроизносимой согласной)

- Какое слово в 1 группе лишнее? (капуста)

- Почему? (безударную нельзя проверить)  

 

- Оцените свою работу в листе самооценки.

  • Самооценка (минутки чистописания)

 

 

  • Самооценка (знание правил)

учить делать самостоятельные выводы по теме; 
 обогащать письменную речь учащихся; учить применять полученные знания грамотного письма; 

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

-уточнить индивидуальные цели будущих действий;

-организовать составление совместного плана действий;

-определить средства достижения целей.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

-Давайте еще раз проговорим тему урока.

- А сейчас составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.

 1)- Вернемся к 3 группе. (Слайд)

- Что интересного в этом слове? (Звука нет, а буква есть)

- А почему такое происходит? (неудобно произносит три согласные подряд)

- Понаблюдайте, в каких сочетаниях это может происходить? (Слайд)

Какие согласные чаще всего не произносятся?

- Так, что вы еще можете сказать о буквах в минутке чистописания? (м.б. непроизносимыми)

2)-Кто это такой грустный к нам пришёл? (Витя Перестукин из повести «В стране невыученных уроков»)

- О чем он задумался? (не знает, как написать слово Солнце)

Упр. 239 (работа с учебником)

- Прочитайте, в упражнении, как он с этим справился?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

С помощью учителя составляют и проговаривают план действий.

  • Самооценка

Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить  знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование   знания в речи и знаках.

Определение темы, цели и задач урока.

- Так какова же тема сегодняшнего урока?

- Тема ведь уже не совсем новая, так зачем нам это надо? (чтобы еще больше узнать…)

- Какие задачи перед собой поставите?

- Чтобы хорошо все запомнить, мы составим алгоритм в виде визитной карточки «Способы подбора проверочных слов»

- Кто знает, что такое «Визитная карточка» (дети высказывают предположения)

- Давайте проверим по словарю  (слайд) (дети смотрят понятие «Визитки» и виды визиток)

- О чем будет визитка? (Вывешивается в визитку на доске тема урока (тема визитки))

- Так чем она нам в дальнейшем поможет? (Мы соберем информацию и если что–нибудь позабудем, мы посмотрим в нее и вспомним)

4) Упр. 239 – работа в паре. Дополнить правило.

(Результат вывешивают на доску)

5)Работа в группе(5 групп).

Упр. 241. (Каждая группа должна прочитать образец, по образцу подобрать проверочное слово к остальным словам и понять способ проверки). Каждая группа отчитывается  о проделанной работе,  вывешивает свой способ проверки и оценивает работу в группе.

-Визитка готова.

Теперь пользуясь ей, выполним задания данные вам на карточка.

- Каждый выбирает то упражнение, с которым он считает, что справится. (три  уровня сложности) (Слайд)

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.

  • Самооценка (работа в паре)

  • Самооценка работы в группе

(Индивидуальная самооценка. Правильные ответы даны на экран, дети сверяются и оценивают свою работу)

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

формировать самоконтроль и самооценку;
• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Познавательные: уметь  применять   знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

5. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

 -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 Организует рефлексию. Создает условия для осуществления самооценки учениками собственной учебной деятельности.

- Подведем итоги работы на уроке.

-Назовите тему урока.

-Скажите, что   вы узнали на уроке?

-Оценки за урок.

 

Спасибо за урок, дети! До новых встреч!

 

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали   на уроке, какую работу выполняли.

Записывают домашнее задание.

  • Самооценка  

Приложение «Рефлексивная

Карта»

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

Приложение 1.  Задания для работы в группе.

Приложение 2. Визитная карточка по теме урока.

   

Приложение 3.     «Рефлексивная карта»

ЧТО                                                

ГДЕ           надо проверять                        

КАК

Сегодня на уроке я -

научился…

понял…

было интересно….

было трудно…

 Приложение 4. Лист самооценки.

отлично

хорошо

надо поработать

оценка за урок

1

минутка чистописания

2

знание правил

3

работа в парах

4

работа в группах

5

работа над упр. по карточке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...