Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Данный курс формирует у обучающихся позитивное змоционально-ценностное отношение к русскому языку, развивает интеллектуальные и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass_russkiy_yazyk_s_uvlecheniem.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС
«РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая  программа  курса

2 класс

Пояснительная записка к курсу

Курс «Русский язык с увлечением» составлен для обучающихся 2-4 классов. На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа - 1 час в неделю.

Главная цель данного курса: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Исходя из главной цели, можно выделить основные задачи данного курса:

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • воспитывать языковое чутьё;
  • повышать общую языковую культуру обучающихся;
  •     развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
  • выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Основными  из них являются следующие:

1. Принцип связи данного курса с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знаниния, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

  1. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.
  2. Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
  3. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям данного курса. Занимательность достигается главным образом путём использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность. Для обучающихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
  4. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методы и формы организации занятий

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательнопоисковой деятельности, включающей эмоции удивления, радости «открытий».

Основные формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие задания.

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.

Ожидаемые результаты обучающихся:

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  • участие в городских и районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
  • умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений;
  • участие в городских и районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку.

В программе выделено шесть разделов, подчиняющихся общему направлению данного курса.

Первый раздел «Фонетика» даёт обучающимся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том, как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Обучающиеся на примере стихов и рассказов детски писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

Раздел «Словообразование» расширяет представления обучающихся о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. В данном разделе обучающиеся знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

В разделе «Орфоэпия. Орфография» обучающиеся развивают внимание, память, обогащают свой словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе обучающиеся шире знакомятся с морфологическими и синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. В разделе используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Раздел «Пунктуация» вводит обучающихся в удивительный мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме ребята знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

Раздел «Лексика» расширяет у обучающихся лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру обучающихся, обогащает словарный запас. В этом разделе обучающиеся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Ребята глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

Каждый раздел программы предполагает определённый объём п содержание, предъявляет требования к тому, что должны знать и уметь обучающиеся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ЧАСА)

Главная цель программы второго класса: развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.

Исходя из данной цели, решаются следующие задачи:

  • воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
  • углубление знаний обучающихся о лексике, фонетике и грамматике русского языка;
  • развитие речи, мышления и воображения школьников.

Фонетика (6 часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки и рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Морфемика (6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Морфология (6 часов)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки, истории. Чайнворды.

Орфография (6 часов)

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Лексика (10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Обучающиеся должны:

Иметь представление:

  • о происхождении слов русского языка;
  • о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
  • о прямом и переносном значении слов;
  • о многозначных и однозначных словах.

Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.

Уметь:

  • применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
  • выполнять фонетический разбор слова;
  • различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
  • определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.

Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата

Раздел 1

Фонетика (6 часов)

1

По законам графики, или звуки и буквы

1

2

По порядку становись!

1

3

Буквы в слове переставим – много новых слов составим!

1

4

Какие они разные – гласные-согласные

1

5

Удар! Еще удар!

1

Раздел 2

Морфемика (6 часов)

6

Привет, страна Олимпия!

1

7

Морфемы и их роль в словах

1

8

Смотри в корень!

1

9

К кому и зачем пристают приставки?

1

10

Суффикс – звучит загадочно..

1

11

Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения

1

12

Покой морфемам только снится

1

Раздел 3

Морфология (6 часов)

13

Где живут слова и как они находят место?

1

14

Существительное – значит существует

1

15

Живое – неживое? С душою или без?

1

16

Встреча  с именами прилагательными

1

17

Глагол – часть речи или речь?

1

18

Привет, страна Олимпия!

1

Раздел 4

Орфография (6 часов)

19

Законы орфографии

1

20

Непроизносимые согласные, или звуки потерялись

1

21

Встреча с именами собственными

1

22

Веселая путаница частей слов и речи

1

23

Дружба звуков, или кое-что о парных согласных

1

24

Привет, страна Олимпия!

1

Раздел 5

Лексика (10 часов)

25

Словарь, или вселенная в алфавитном порядке

1

26

Поговорим о происхождении, или этимология слов

1

27

Однозначные и многозначные слова

1

28

Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов

1

29

Дружба слов. Встреча с синонимами

1

30

Когда значения спорят, или кое-что об антонимах

1

31

Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах

1

32

Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость

1

33

Слово плюс слово – пословица готова…

1

34

Привет, страна Олимпия!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в 3 классе.« Forward» Английский язык 3 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса . УМК «Английский язык», 4 класс, С.Г Тер-Минасова

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса Срок реализации программы: 1 годУМК «Английский язык», 4 класс,авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной,Москва Ак...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК «Английский язык. Brilliant» Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 3 класса общеобразовательных учреждений

Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики препо...