Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Родственные, или однокоренные слова" (УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кирпичникова Галина Николаевна

Современный урок- это не только основная фора организации учебного процесса, но и место встречи с личностью обучающегося. Урок - это педагогическое произведение, в которое учитель вносит свой талант, методическое  мастерство и свой индивидуальный почерк. Обосновывая выбор современных образовательных технологий, уверена в том, что можно , используя  их методически грамотно, добиться  высокого качества знаний обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

урока русского языка

с компьютерной поддержкой

по теме «Однокоренные, или родственные слова»

(3 класс, УМК  «Перспективная начальная школа»)

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Фото мои\Кирпичникова Г.Н..jpg

Кирпичникова Галина Николаевна,  

отличник народного просвещения,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ №16

г.Балаково Саратовской области

Сценарий урока русского языка

I.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я рада приветствовать  вас на нашем уроке русского языка. Символом урока  выбрала солнышко: оно несёт людям свет и тепло.

          C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\Солнце анимация.gif                    C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\мудрая сова.jpg                              C:\Documents and Settings\Админ\Мои документы\Мастер-класс Кирпичниковой Г.Н. от 29.03.2013\Урок к педсовету\Доктор Айболит.jpg

Девиз  урока: «Понял сам, помоги друзьям».

Для вас школа  – это храм науки?  

Тогда  повернитесь друг к другу и, улыбнувшись, прикоснитесь  ладошками  вот так.    Я очень  рада! 

 - Ваши знания  вместе со мной сегодня будет контролировать мудрая Сова,  за осанкой и настроением   понаблюдает  добрый  доктор Айболит,  дежурными  во всех словах весь урок будут  безударные гласные, проверяемые ударением.

Помните о том, что красиво писать - людей уважать.

-На уроке будут работать научная, поисковая, творческая группы и группа юных филологов.

Цвет фишек на ваших столах соответствует цвету вашей принадлежности  к группе.

Представьте себе, что вы сейчас находитесь в «научной  лаборатории».

Вы учёные - исследователи, и вам надо попытаться доказать правильность ваших научных открытий. Попробуем?

  Кому из вас   хорошо знакомо слово «родственники»?

Кого вы считаете своими родственниками?  

(Обращаюсь к нескольким ученикам с вопросом:   у  тебя  есть семья? Перечисли, пожалуйста, нам всех членов семьи. Вы между собой, получается,  родственники.  В семье родственники всегда чем-то похожи: цветом глаз,  волос,  формой носа, т. е. у них много общего .

Значит, родственники - это люди от одного рода или нет?

Кто-нибудь хочет  возразить?

Тогда давайте  вместе  сделаем вывод. (Ответы  учащихся).

Вывод. Родственники   - это люди, которые произошли от одного рода, от одних корней.     Молодцы,   правильно мыслите.

II.Актуализация и формирование индивидуальных затруднений.

- Как вы думаете,  у слов бывает семья?

 А у тебя какое  мнение?

 Ты  также думаешь!

Выскажи  своё предположение о том, как называется семья у слов.

-Вы когда-нибудь слышали про  дерево из слов?

      http://pozitivstyle.ru/images/a4.png

Поисковая группа нашла интересную грамматическую сказку «Семья слов», прослушав которую, вы ещё раз убедитесь в том, что и у слов, оказывается,  есть родня.

 Поисковая группа , вы готовы её прочитать?

Грамматическая сказка «Семья слов»

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными.

А так как они все были дети одного корня- папы, то ещё их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем.

- Посмотрите  на экран. Давайте  организуем наблюдение.  

Что вы заметили?

Эти  слова -  с разными или одинаковыми основами?       (Да, с разными)

Я хочу убедиться,  вы так же думаете.                                                         Кто-нибудь хочет поспорить?

 2)  В этих основах есть общая часть? (Да, есть)

- Вы хотите  высказать другое мнение?                

Назовите эту общую часть (-вод-)

3) А общая часть основ должна быть общей по смыслу или  нет? (да)

- А может быть,  эти общие части только звучать должны одинаково?               (обязательно важен смысл)

Вывод. (Да, общая часть родственных слов  должна быть обязательно общей по смыслу).

Признаки родственных слов

1.Это слова с разными основами, но в них есть общая часть

2. Общая часть основ является общей по смыслу

1) Родственные слова – это слова с разными основами, но в них есть общая часть.     Общая часть основ родственных слов является общей по смыслу.

2) Общая часть основ родственных слов, в которой содержится их общий смысл, называется корнем слова.

Пояснение №1. Актуализация и формирование индивидуальных затруднений.

Формируемые УУД

Результат

Познавательные:

анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение  логической цепи рассуждений

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III.Выявление места и причины затруднений.

       -  Перед вами  лист - планшет  для выполнения практических  заданий.  

Поставьте фишку на задание  №1 и отметьте верное утверждение. У родственных слов есть: а) общая часть; б) общий смысл; в) общая часть и общий смысл.  

Для взаимопроверки поменяйтесь листами. Кому было трудно найти верное утверждение? Это меня радует.

IV.Построение проекта выхода из затруднений.

Игра  «Засели домики»

-Сейчас некоторым из вас  предстоит выполнить дифференцированные задания у доски.

Одновременно к  3 домикам  подъехали «родственники» и начали  в них заселяться.  (У нас - это родственные слова, как вы понимаете).

Наша задача:  проконтролировать, правильно ли они заселились. Может быть,  кто-то из «родственников» перепутал домики.   Тогда выселите чужака из дома. Обсуждайте   заселение в группе, парах.

-  Дом №1 (контроль  за вселением жильцов проводит   группа учёных - исследователей  из 3 чел).

- Дом №2  (индивидуальное  поручение выполняет представитель поисковой группы)

- Дом №3  (парная   работа   предлагается    творческой  группе)

Выходите  на свой объект работы и следите за  заселением

4)Работа в научной группе.

- Сейчас  2 представителя  научной группы  попробуют  поработать над  новым  научным открытием.  В помощь  - словари, справочники, энциклопедии.      

Является ли слово «снегирь» родственным? Да или нет? Докажите. (На экране картинка снегиря и стихотворение).

          C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\Снегирь.gif

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам
Песню просвистели

- Пока они выполняют задание,   класс работает со мной.   Нам с вами предстоит  посадить     дерево  родственных слов.  Без чего дерево не может жить? (Без корней)

Задание № 2. Лист-планшет

- Что называется корнем?  Соедините линией начало высказывания и конец.

Корень – это а) главная часть предложения;    б) общая часть родственных слов, в которой содержится их общий смысл;  в) общая часть родственных слов.

Задание №3 (Лист-планшет). Приложите модель дерева.  

Напишите   у корня слово «сад». Затем на ветках и кроне образуйте родственные слова . Не забывайте девиз урока: помогайте друг другу.

Проверка  и   выводы.

Ведь не зря так говорится:

Дело мастера боится.

Музыкальная физкультминутка для глаз №1

Пояснение №2. Построение проекта выхода из затруднений.

Формируемые УУД

Результаты

Регулятивные

постановка учебной задачи

Личностные

Формирование  интереса к новому материалу, способность к самооценке

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы

V.Реализация построенного проекта.

Проверка  дифференцированных  заданий у доски

- Теперь послушаем представителей от научной, поисковой и творческой  групп (к доске выходят  по  1 представителю). Если кто-то из вас с ответом будет не согласен, можно будет высказать своё мнение.

Работать в группе полезно? (Надо уметь считаться с мнением других!)

А в паре?    (Есть огромная польза от взаимообучения и взаимопомощи).

 Индивидуально? (Полезно проверить свои знания ).

Предполагаемые результаты :

1 домик. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя  близкими родственниками. Так ли это? Можно ли их заселить в один домик? (Ответ: нет, т.к. слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни).

2 домик.  Вы какого чужака выселили?

Морской, моряк, море, мороз.

3 домик.  Все ли у вас родня?

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка (Да)

Учитель.    

- Это уже успех!!!

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проверка «научного» открытия.

- Давайте послушаем  мнение наших учёных. Является ли слово «снегирь» родственным к словам «снегам» и «снежные».  Научное открытие получилось? Доказали?   «Снегирь» - родственное слово или нет?

Вы воспользовались толковым словарём? Давайте побывает в гостях у этих слов («снег» и «снегирь»).

(Снег-это атмосферные осадки в виде хлопьев.

Снегирь – это небольшая певчая птичка из отряда воробьиных).

Что здесь  общего?  (Снег, снежные, снегири)

(Дискуссионные качели: столкнулись два мнения. Отстаивать свою точку  зрения это же здорово!)

О ком загадка?

Чернокрылый, красногрудый.

Он везде найдёт приют.

 Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут.        

Этимологическая справка.

-У каждого слова своя длинная история. Когда-то эти слова были близкими  родственниками. Теперь их никто не считает роднёй.  Вывод: надо нам всем  побольше знать о родстве.  Но в  этой загадке таится удивительная тайна написания этого слова. Услышав  эту загадку, букву «и»  в слове «снегирь» теперь уже точно никто не  напишет.

-Молодцы, доказали, что учёным ошибаться нельзя. Как вы думаете,   «исследование»  проводить полезно или нет»? (Конечно, полезно! ) Я  очень довольна  вашей работой!  

Пояснение №3. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формируемые УУД

Результаты

Регулятивные

контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция

Познавательные

выбор наиболее эффективных способов  выполнения заданий

Коммуникативные

участие в коллективном обсуждении проблемы, работа в группе

Музыкальная физкультминутка  №2 (для снятия физического напряжения)

VII.Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.  

1.Сценка «Родственники»

-  А теперь представьте, что кто-то из вас режиссёр  и вам предстоит поставить на сцене спектакль «Родственники».  Актёры должны сыграть свою роль так, чтобы зрителям была понятна идея и тема спектакля. _Кто-то сам пожелал  показать своё мастерство?

        C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\Гусь.jpg                                     C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\гусеница.jpg

- Роли исполняют:  гу’сеница___,  гусь___, гусыня____ , гусята_______.

 - Актёры, выходите на сцену. Надевайте  свои костюмы. А мы, зрители,  встречаем  вас аплодисментами. Итак, представление начинается.

 Увиденный  этот мини-спектакль у вас не вызывает никаких споров, сомнений?  По – вашему, слова « гусь»,  «гусыня», «гусята», «гу’сеница»   родственные? Или среди них есть лишнее? Какое? Докажите! Может, и в  самом деле они родственники?  Все слова здесь  так похоже звучат!

 Рассудить спор  нам  помогут   ваши знания  с уроков   природоведения. Из учебника  вы узнали  некоторые  секреты названий этих слов. Хорошо ведь, когда знания других предметов помогают!

Вывод. Много слов в русском языке. И если к ним внимательнее присмотреться, найдёшь  среди них немало просто похожих по звучанию слов.  

2.Работа с индивидуальными  нетбуками.

1.Укажите однокоренные слова

а) Вода, водитель, водный.

б) Лес,  лесной, лесник.

в) Гора, горный, гореть.

В начале программы на экране у ребят появляется заставка:

Понятие о  родственных словах

                                                                          Нажми «пробел»

После заставки появляется:

Выбери вид программы клавишами    (стрелки вверх/вниз)

  • Обучающая программа

Тренировочная программа

Проверочная программа

Курсор стоит на словах «Обучающая программа». Ученик нажимает клавишу для перемещения курсора, выбирает программу и нажимает «пробел».  

Появляется заставка:

Родственные, или однокоренные слова              Нажми «пробел»

 (При правильном выполнении задания на экране у детей остаются только родственные слова) 

  На экране появляется заставка:

Игровое поле

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=57089999-34-73&n=21

  • Вода, водитель, водный

Задание:

  • Выбери вид программы клавишами для проверки задания с помощью стрелок вверх/вниз.

Обучающая программа

Тренировочная программа

Проверочная программа

 http://www.wallpage.ru/imgmig/wallpapers_6508.jpg            http://cure.triprest.ru/strong/images/imag/kurort37.jpg

           

 Лес, лесной, лесник              Гора, горный, гореть

Самоконтроль и самооценка.                          

При правильном выполнении задания на экране у детей остаются только родственные слова.

Пояснение №4. Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.  

Формируемые УУД

Результаты

Регулятивные

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Личностные

интерес к  заданиям, способность к самооценке

Коммуникативные

парная и индивидуальная работа

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Работа в творческих мастерских.

1.Прочитайте текст, озаглавьте его, дополните  1-2 предложениями, выразив    своё  отношение к берёзе и выпишете  из текста однокоренные слова.

2.Дифференцированное задание. Работа с учебником  по заданию упражнения: прочитайте группы однокоренных слов и выделите корень. Подберите к ним родственные слова.

-В наших лесах растёт диво дивное –  белоствольная берёза. Это дерево считается символом России и является удивительным творением природы.

Удивляет оно  прежде всего  тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О берёзах в народе сложено много песен.

Пояснение №5. Включение в систему знаний и повторение.

Формируемые УУД

Результаты

Коммуникативные

умение прислушиваться к  мнению  других

Личностные

понимание важности  роли ученика на уроке

Регулятивные

адекватное оценивание правильности выполнения своих учебных действий

IX. Рефлексия.

 - А вы знаете, что  такое рефлексия? Опережающие задания подготовили

знатоки и любители  русского языка, они   уже  заглянули в  толковый  словарь   и  обратили внимание на правильное ударение в   слове.

 Внимание. Равнение на диктора!

Давайте хором произнесём  это слово (рефле’ксия).

А теперь  заглянем в тайны живого слова.

Узнать происхождение слова  нам помогла научная группа.

(Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Толковый словарь русского языка объясняет рефлексию как самоанализ).

1). Рефлексия   деятельности

- А теперь давайте оценим свою  деятельность на уроке.

Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?

Кто, по-вашему, был самым активным из одноклассников?

Кому на уроке было интересно?

Вы научились подбирать родственные слова?  

Что было самым интересным для вас?

На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?

2).Рефлексия содержания учебного материала

Заполнение знаковой таблицы

           «V»

         «+»

             «-»

           «?»

Уже знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы, не понял

3). Рефлексия настроения  и эмоционального состояния

-Давайте своё  настроение определим с помощью солнышка и тучки.

                C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\Туча.jpg           Фиолетовая бабочка

 

 Кому сегодня на уроке было тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью солнышка. Улыбнитесь друг другу и мне.

 Кому сегодня было грустно? Кому нужны советы доктора Айболита? 

 Представьте себе, что перед вами яркая, солнечная поляна, но на ней не хватает бабочек.

 Если тема урока вам была понятна и интересна, пусть эта бабочка прилетит на вашу прекрасную поляну.

Наш урок русского языка окончен. Я рада, что  все на уроке работали активно, тема урока вам стала понятной.  Мне приятно, что вижу в каждом из вас позитивный настрой  к  дальнейшему изучению родного языка.

Домашнее задание

1. Всему классу подготовиться к творческому конкурсу «Кто больше?»: подобрать несколько рядов  родственных слов.

2.Индивидуальные задания: идея свободного выбора:

 а)  задание опережающего характера для  поисковой группы: подготовить историческую справку, являются ли слова «стол» и «столица» родственными. При затруднении  обратитесь к этимологическому словарю.

б) творческой группе составить рассказ из родственных слов,  используемых на уроке  (5-7 предложений).

в) «юные филологи»  должны повторить теоретический материал для проверки задания творческой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Составляем текст по плану».На уроке  будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Учимся составлять план текста».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и  по теме «Учимся составлять план текста». На этом уроке русского языка для 2 класса мы будем продолжать работу над составлением пл...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...