Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка включает в себя задания, направленные на формирование правильной самоотценки младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_kl.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний 

Образовательные цели:

- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,

- закрепить умение выделять у слова состав и признаки;

- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

- формирование УУД

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование.

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные)

  • Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.
  • Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.
  • Формулировать доказательство своей позиции.
  • Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.

  • Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • презентация урока
  • демонстрационный раздаточный материал

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • словесно-логический;
  • метод самостоятельной работы учащихся
  • метод групповой работы учащихся

Ход урока:

  1. Организационный момент

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- И гостям сказать нам надо?

-Видеть Вас мы очень рады!

-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.

- Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

2.Чистописание.

- - Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

 Он имеет парный глухой согласный звук — т ?

- Это звук д . какая орфограмма связана с этой буквой? Как проверить?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой он обозначается на письме? - Эту букву мы будем писать .

(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) сл.№2

- Оцените себя.

3. Определение темы урока. Постановка учебных целей.

- Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране сл№3 (воляной, водица, водиться)

(Они близки по смыслу- имеют отношение к воде) Согласны? Какое чужое слово?

- Можно ли к ним добавить слова с общим значением?

Сл.№ 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.

- Что еще одинаково в словах?

(Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…) на слайде выделение.

- Как называется общая часть родственных слов?(корень)

- Кто назовет нам тему сегодняшнего урока? (Корень слова)

- Верно, ребята, посмотрите на экран , тема нашего урока: сл.№5 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.

- Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (

  • ? Мы должны закрепить, что такое корень слова,
  • ? как он выделяется,
  • ? какие слова называются однокоренными.

4. Основной этап урока.

 - Давайте, вспомним о чём говорили на прошлом уроке?

- Что такое корень? Сл.№6 

Корень слова - общая часть родственных слов

- Какие слова называются однокоренными? Сл. №7 

Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными

а) Применение знания.

Прочитайте цепочки слов на экране..Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ((один комментирует у доски)

а)  нос, носильщик, носик, носатый;

б) час, часок, часть, часовщик;

в)  гусь, гусята, гусеница, гусыня;

- Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием

5. Физминутка

-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес -лесник , стена- гвоздь

река- плот , кот - котик

сад - садовый, поле - полюшко

дом - домашний, дом - дым

- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Сл.№8

. Признаки однокоренных слов:

- имеют общую часть

- близки по смыслу

6. Работа с учебником.

 Выполнение упр. 90.

Откройте учебники , на какоё странице подскажите? Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка Сл.№9.

Оценили себя.

  • Физминутка для глаз
  • Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
  • Сядьте прямо, держите голову ровно
  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами
  • При мерцании огня на маяке часто моргайте
  • По завершении физминутки опять прикройте глазки ладошками, закройте глаза на несколько секунд, затем откройте
  • Вот вы и отдохнули!

Работа в парах Упр. 86

Первую пару слов вместе с учителем с показом на доске.

Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд):

Сл. №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов

Оценили себя.

Групповая работа.

Игра «Копилка русского языка».

- Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

1 группа - сад

2 группа – лес

3 группа – корм

4 группа - ход

5 группа – лист

6 группа - дом

- Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Вывод: Сл. №11 

Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем. 

Самостоятельная работа

- зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; - выделить корень в однокоренных словах.- Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок,

Где слова родные (однокоренные)?

Самопроверка. Эталон на экране сл. №12.

7.Домашнее задание

8. Рефлексия урока.

-Продолжите фразу, подводя итог проделанной вами работе на уроке 

Я узнал….

Я научился…

Мне понравилось……

Я бы хотел….

Новые знания мне пригодятся….-

9.Оценивание учащихся

-Оцените свою работу. Кто сможет себе поставить «отлично»за работу?(за все задания +)

Оцените работу своих одноклассников на уроке.

10.Орг.конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

Урок русского языка во 2 классе Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Содержание урока соответствует дидактическим принципам системы развивающего обучения Л. В. Занкова и обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, установленных...

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема."Корень слова. Однокоренные слова"

Урок соответствует требованиям ФГОС.Целевые установки:Предметные:-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.Метапред...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....