Тема: Главные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Миронова Лариса Викторовна

Открытый урок по русскому языку на семинаре. Урок разработан по программе Л.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Главные члены предложения.

Цель: предложить систему заданий, позволяющих в групповой работе находить грамматическую основу предложения.

Предметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся:

  • Понимание лингвистического понятия «грамматическая основа».
  • Умения находить их в предложении.

Метапредметные задачи:

Создать условия для развития у учащихся:

  • Интереса к новому учебному материалу.
  • Коммуникативные навыки (вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, уважать мнение партнера).
  • Умения строить рассуждение, проводить сравнение.
  • Умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.
  • Умения слушать, работать в группе.

Оборудование: карточки «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Оцени себя сам», карточки – слова, ИКТ-презентация, учебник Нечаева.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-презентация.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационно-содержательный

  • Приветствие

Добрый день, ребята! Все готовы к работе?

Повторяйте за мной:

Я на уроке русского языка

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу много знать.

Да. Проверяют готовность к уроку.

Дети повторяют хором за учителем.

Коммуникативные: формируются умения слушать и слышать учителя, соблюдать правила повседневной жизни речевого этикета.

Регулятивные: организация рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний. (слайд 1)

Дети, какое задание вы выполняли дома?

Давайте с каждой группы послушаем, что вы написали.

Какие знания вам потребовались, чтобы у вас получились такие интересные тексты?

Дети, какой из текстов понравился и почему?

Писали мини-тексты на тему «Зима» по группам. I гр. Слово «Зима», II гр. «Снежинки»,
III гр. «Снеговик»

Дети по-одному выходят и зачитывают свои тексты

Знания о частях речи

Умения верно строить предложения. Очень хорошо «помогла» часть речи – прилагательное.

Высказывают свое мнение

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, высказывают свое мнение, что-то дополняют.

Познавательные: анализируют изучаемые факты языка.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной форме, в сотрудничестве с классом, с учителем.

III. Закрепление изученного материала.

 

Карточки слова на доске

Самостоятельная работа.

Слайд 2

Проверка. (Смотреть карточку приложение №1)

-Какое задание предложите?

Слова: Слон, учится, прекрасный, школа, летают, новая, завод, прыгали, дружные, театр, зима, читала, наступила, весёлый, долгожданный.

Ребята , а теперь проверим работы.

Что помогло выполнить задание?

Физкультминутка.

-А сейчас, ребята, каждая группа будет работать со своей карточкой.

Прочитайте задания. Всё понятно?

-Выберите одного, кто будет быстро всё записывать. Вспомните: «Правило дружной работы».

(Слежу за работай в группах, оказываю помощь, если необходима.)

-Готовы отвечать?

Вывод: Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое  второе слово в нашей речи существительное. Так же это важнейшая часть речи. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие явления и предметы, и эти наименования закреплялись в русском языке. По наблюдениям учёных существительные появились в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно, т.к. человек с рождения жадно смотрит на мир и пытается назвать всё то, что его окружает.

Есть один седой старик

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты

в кактус в зонтик, в пистолеты

в тапочки, в слова, в конфеты

Словом разные – предметы.

Разделить слова на 3 группы.

I. Имена Существительные.

II.Глагол.

III.Прилагательные.

Трое учащихся работают у доски, распределяют в группы, остальные в тетради.

Из каждой группы выходят по одному учащихся проверяют, помогают, если есть ошибки.

Знания частей речи.

«Умей слушать и слышать» Помогайте друг другу. Не спорьте зря, а рассуждайте.

Выходит ученик  и рассказывает о части речи «Имя существительное».

Ученик читает стихотворение из группы «Имя существительное»

Познавательные: осуществление поиска нужных слов , сравнивают  и группируют на основе  существенных признаков.

Коммуникативные:

дети сами осознанно разбираются в нахождении ошибок, воспитываются нравственные качества (доброта , взаимопомощь)

Коммуникативные: вступают в диалог, сотрудничают друг с другом, обсуждают.

Познавательные: читают и понимают заданный вопрос , строят ответ в письменной форме , анализирует , изучаемые факторы языка.

Регулятивные:          вполголоса проговаривают последовательность производимых действий, выполняют учебные действия в письменной форме.

Коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач, строят понятное для партнёра высказывание слушают и слышат друг друга.

Познавательные: владеют основами смыслового чтения текста , анализируют изучаемые  факты языка.

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и  письменной речи.       

 

 Проверка (Смотреть карточку №2)

Слайд 3

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто, что делает, расскажет

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет

Или забивает гол

Варит, жарит, моет, чистит

Всё расскажет нам глагол

Что без меня предметы, лишь названья

 А я приду,  всё в действие придёт

Летит ракета, люди строят зданья

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

3гр

Ученик читает стихотворение из группы «Глагол»

Проверка.(Смотреть карточку №3)

Слайд 4

Расскажите о прилагательном.

Художницу нашу знает весь свет

Раскрасит художница всякий предмет

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное - мы с тобой дружны

Признаки предметов называешь ты

Солнечное лето, праздничная ель

вкусные котлеты, Машенькин портфель.

Ученик читает стихотворение из группы «Имя прилагательное»

IV.Операционно-содержательный.

Слова Гоголя

Слайд  5

«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни слово, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг».  

Как вы понимаете эти строки?

Узнаем, что-то новое, интересное.

Будем составлять предложения, открывать новые знания

Постановка проблемы

Слайд 6-7

Посмотрите на схему. Составьте предложение с использованием слов для справок и запишите.

-Какое предложение более удачное?

-Запишите подчеркните подлежащее и сказуемое.

Как вы думаете, почему всегда сначала находим подлежащее и сказуемое?

Какие учебные задачи будем решать?

Сильный воробей чирикал в гнезде.  Красивый воробей курлыкал в гнезде. Желторотый воробей чирикал в гнезде.

Дети подчеркивают , один ученик объясняет. Ученики высказывают мнения: важно знать о ком или о чём говорится в предложении и действия которые происходят .

Находить подлежащее и сказуемое.

Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним  строят ответы в устной и письменной форме.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решения, формируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: принимают и сохраняют  учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Изучение нового материала.

Слайд 8

Вывод: действительно подлежащее и сказуемое это главные члены предложения, иначе можно сказать они составляют грамматическую основу предложения.

Повторяют понятие грамматическая основа.

.

Работа по учебнику  стр. 24-27

Выполнение упражнения 257.

Знакомство с правилом. C. 24-25

-Что составляет грамматическую основу предложения?

-Какое предложение лишнее и почему?

Подлежащее и сказуемое.

Дети записывают предложения, подчёркивают грамматическую основу. Третье предложение нераспространённое, поэтому лишнее.

Познавательные: поиск нужной информации в рубрике - правило, выполнение учебных заданий.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: выполнение учебных действий в устной и письменной форме

Творческое задание. Слайд 9

Работа с картинками.

1 гр.        2 гр.              3 гр.

Свинья     Лошадь        Собака

Котёнок   Ворона         Лягушка.

-Составьте  предложение,  запишите.

Подчеркните грамматическую основу.

Вывод: Что является грамматической основой?

Дети фиксируют на слайде свои иллюстрации и слушают задание учителя.

Дети записывают в тетради.

1гр. Свинья хрюкает. Котёнок ловко прыгает.

2гр. Лошадь скачет по полю. Ворона летит.

3 гр. Собака лает на прохожего. Лягушка квакает.

По одному ученику от группы читают предложения, называют грамматическую основу.

Подлежащее и сказуемое.

Познавательные: ориентируются на возможное разнообразие решения задач, проводят аналогии между изучаемым материалом и жизненным опытом  строят ответ в письменной форме, в соответствии с заданными вопросами.

Регулятивные: выполнение учебных действий, в письменной и устной речи в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают   участие в работе группами, используется в общении  правило вежливости. 

V. Рефлексивно-оценочный.

Слайд 10

Смотреть приложение

Слайд 11

-Ребята, какие учебные задачи решали на уроке? Пригодятся ли эти знания в жизни?

Какая работа была интересной?

А сейчас составим синквейн, чтобы закрепить наши знания.

1 Основа.

2 Грамматическая, важная.

3 Находим, подчёркиваем, выделяем.

4 Грамматическую основу необходимо знать.

5 Ядро.

-Проанализируйте каждый сам свою работу на уроке и поставьте  оценку на карточке «Оцени себя сам».

Спасибо за урок!

Подчёркивали подлежащее и сказуемое в предложениях, узнали, что они составляют грамматическую основу. Знания нужны для того, что бы верно строить предложение.

Работали с карточками, понравилось работать в группах.

Дети составляют в тетрадях.

Дети оценивают самостоятельно и сдают учителю.

Регулятивные: дети называют результат своего учения.  (готовый продукт); оценивают результат своих действий.

Осознание чему учился, для чего нужны эти знания, осознание учеником, понятна ли тема урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку по теме "Главные члены предложения"

Презентация составлена по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок по русскому языку,3класс. Тема: Главные члены предложения.

Урок -обобщения знаний, закрепление пройденного....

Презентация по русскому языку на тему: "Главные члены предложения"

Данная презентация составлена для учащихся 3 класса при изучении темы "Главные члены предложения"...

Тест по русскому языку по теме: "Главные члены предложения"

В тесте помещены задания на нахождение главных членов предлоджения, что такое сказуемое (подлежащее), какие предлодения распрастранённые (нераспрастранённые)...

урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)

Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....

Разработка урока по теме: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении.

Тема урока: Главные члены предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении....

Карточки по теме "Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения"

Данные карточки закрепляут умение выделять главные члены предложения, выделять нераспространённые предложения....