Рабочая программа по письму для 4 класса ( Вариант 2.)
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа общеобразовательной области"Письмо" для обучающихся 4 класса (Вариант2.).Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Программа содержит пояснительную записку, примерное тематическое планирование, ожидаемые результаты, календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска

 «Специальная (коррекционная)  школа № 60».

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К) Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________

«___»_________»201_г.                        

Рабочая программа

по письму

для 4 класса

Программу составил

учитель начальных классов Зеленина Ирина  Александровна

на 2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Письмо

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), второй вариант учебного плана на 2017-2018 учебный год.

Нормативные документы:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • САНПИН 2.4.2.3286-15
  • Локальные акты образовательного учреждения

Устав школы

Цель: научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Задачи:  

 подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом:

- игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания);

- использование яркого доступного наглядного материала и т. д..

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слот, т. е. самого процесса чтения. 

Программа по письму включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Чистописание.» 

Звуки и буквы. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных. 

Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,  восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

 Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Письмо

4 класс (136 часов) 4 часа в неделю

Содержание.

Повторение пройденных звуков и букв.

Звуки и буквы. Соотнесение звука и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные.

Слово. Слог как часть слова. Перенос части слова при письме ( с помощью учителя). Деление  слов на слоги. Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных.

Предложение.  Построение простого предложения:

  1. составление предложений по вопросу, картинке, на тему предложенную учителем (запись с помощью учителя);
  2. списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками;
  3. написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
  4. упражнения в списывании рукописного и печатного текста.

 Письмо и чистописание.  Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений  в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись.

Примерное тематическое планирование

по письму 4 класс

Количество часов - 136 часов

Тема

Кол - во часов

Деятельность обучающихся

Повторение пройденных звуков и букв

8

Писать строчные и прописные буквы. Составлять буквы из счетных палочек, мозаики, камушков. Списывать с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Распознавать изученные буквы в текстах и предложениях.

  Звуки и буквы

22

Соотносить звуки и буквы. Различать звуки гласные и согласные, шипящие и свистящие.

Слово

44

Делить слова на слоги. С помощью учителя переносить часть  слова при письме. Составлять слова из слогов.

Предложение

26

Составлять простые предложения по вопросу, картинке.

Списывать предложения. Писать

 большую букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения.

Чистописание

36

Писать  строчные и прописные буквы, соединять  их в слова. Выполнять с помощью учителя письменные упражнения  в соответствии с заданием.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

-  изучаемые буквы, различать их в словах, определять, есть ли указанная буква в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой.

Обучающиеся должны уметь:

- Составлять  слоги и слова с изученными буквами.

- Письмо строчных и прописных букв.

- Списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слоги, слова и короткие предложения.

Отслеживание результатов заносится в карту наблюдений за динамикой развития по письму, в рабочих тетрадях и в индивидуальных заданиях, собранных в личных портфолио.

Письмо

№ урока в году

№ урока в четверти

Тема раздела, тема урока

Дата

I четверть

4 часа в неделю (36 часов)

1

1

Повторение. Звуки и буквы.

2

2

Гласные звуки и буквы:  Аа, Оо, Уу, ы, Ээ.

3

3

Гласные звуки и буквы: Ии,  Ее,  Ёё, Юю, Яя

4

4

Строчные и прописные буквы о, О, я, Я.

5

5

Строчные и прописные буквы и, И, е, Е.

6

6

Строчные и прописные буквы ю, Ю, е, Е.

7

7

Строчные и прописные буквы ы, э, Э.

8

8

Согласные звуки и буквы

9

9

Строчные и прописные буквы: Пп,  Сс, Кк,

10

10

Строчные и прописные буквы: Вв, Рр, Нн

11

11

Строчные и прописные буквы: Зз, Мм, Дд

12

12

Строчные и прописные буквы: Тт, Бб, Гг

13

13

Строчные и прописные : Лл, Ш ш, Чч

14

14

Строчные и прописные Фф,  Хх ,Жж

15

15

Строчные и прописные Цц, Щщ, Йй

16

16

Написание ъ и ь

17

17

Алфавит

18

18

Соотнесение печатных и письменных букв

19

19

Списывание букв

20

20

Списывание слов

21

21

Списывание букв и слов.

22

22

Упражнение на списывание букв

23

23

Упражнение на списывание букв и слов.

24

24

Упражнение на списывание алфавита

25

25

Слово.

26

26

Упражнение на списывание слов.

27

27

Составление из букв слов.

28

28

Слова, которые различаются одним звуком

29

29

Списывание слов, различающихся одной буквой.

30

30

Оставление слов из букв.

31

31

Спиши слова парами.

32

32

Составление слов из букв.

33

33

Упражнение на списывание слов.

34

34

Спиши слова парами

35

35

Упражнение на списывание слов.

36

36

Обобщающие повторение

II четверть

4 часа в неделю (28 часов)

37

1

Слог.

38

2

Деление слов на слоги.

39

3

Списывание слов по слогам.

40

4

Упражнение на разделение слов на слоги.

41

5

Упражнение на списывание слов по слогам.

42

6

Гласные в образовании слогов.

43

7

Списывание слов по слогам.

44

8

Перенос слов по слогам.

45

9

Деление слов на слоги.

46

10

Упражнение на деление  слов на слоги.

47

11

Упражнение на деление  слов на слоги.

48

12

Деление слов со звуками И-Й на слоги.

49

13

Упражнение на деление слов на слоги.

50

14

Повторение.

51

15

Предложение.

52

16

Списывание предложений.

53

17

Предложение и его схема.

54

18

Списывание предложений.

55

19

Упражнение на списывание предложений.

56

20

Составление предложений.

57

21

Составление предложений с данным словом.

58

22

Упражнение на составление предложений.

59

23

Упражнение на составление предложений с данным словом.

60

24

Списывание предложений.

61

25

Текст.

62

26

Выделение предложений из текста.

63

27

Правила записи предложения.

64

28

Повторение.

III четверть

4 часа в неделю (40 часов)

65

1

Списывание предложений.

66

2

Различай набор слов и предложение.

67

3

Составление предложений.

68

4

Завершение начатого предложения.

69

5

Составление предложений по предметной картинке.

70

6

Составление предложений по сюжетной картинке.

71

7

Предложения -вопросы.

72

8

Предложения - ответы.

73

9

Обобщение.

74

10

Ударения в словах.

75

11

Ударные гласные.

76

12

Выделение ударного гласного в слове.

77

13

Ударные и безударные гласные.

78

14

Слова с буквой Ё.

79

15

Слоги и слова с буквами э, Э.

80

16

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я.

81

17

Разделение слов на слоги.

82

18

Упражнения на разделение слов на слоги.

83

19

Шипящие согласные .

84

20

Свистящие согласные.

85

21

Упражнения на определение свистящих согласных.

86

22

Различай шипящие и свистящие согласные.

87

23

Упражнения на различение шипящих и свистящих согласных.

88

24

Буква Е в начале слова.

89

25

Буква Е в начале слога.

90

26

Буква Ё в начале слова.

91

27

Буква Ё в начале слога.

92

28

Буква Ю в начале слова.

93

29

Буква Ю в начале слога.

94

30

Буква Я в начале слова.

95

31

Буква Я в начале слога.

96

32

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова.

97

33

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слога.

98

34

Упражнения на списывание слов с буквами  Е, Ё, Ю, Я .

99

35

Упражнения на списывание слов с буквами  Е, Ё, Ю, Я.

100

36

Списывание слов.

101

37

Списывание слов и предложений.

102

38

Списывание с доски.

103

39

Спиши слова парами.

104

40

Обобщающие повторение.

IV четверть

4 часа в неделю (32 часа)

105

1

Предмет и его название.

106

2

Слова, которые обозначают предметы.

107

3

Название предметов, отвечающие на вопрос что?

108

4

Название частей предмета.

109

5

Различай  сходные предметы и их названия.

110

6

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

111

7

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

112

8

Слова, отвечающие на вопрос "что делает?"

113

9

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

114

10

Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

115

11

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

116

12

Большая буква в именах людей.

117

13

Упражнения в списывании имен людей.

118

14

Большая буква в именах и фамилиях людей.

119

15

Упражнения в написании собственного имени и фамилии.

120

16

Большая буква в кличках животных.

121

17

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

122

18

Названия действий.

123

19

Действие и его название.

124

20

Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

125

21

Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?

126

22

Подбор названий действий к названиям предметов.

127

23

Кто как голос подаёт?

128

24

Кто как передвигается?

129

25

Названия действий.

130

26

Угадай предмет по его действиям.

131

27

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

132

28

Упражнения в различении названия предметов и названия действий по вопросам.

133

29

Списывание слов и предложений

134

30

Угадай предмет по его действиям.

135

31

Повторение изученного материала.

136

32

Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 2 класс, вариант 4.2

Рабочая  программа составлена основе:АООП ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №» г. Оренбурга.ФГОС НОО ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (в ред. прик...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Рабочие программы 2020-2021/ 1 класс/ вариант 7.2

Вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально ...

Рабочая программа по СБО 5 класс вариант 1.4

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагае...

Адаптированная рабочая программа по математике 1 класс вариант 5.1

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:- формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математич...