Рабочая программа "Русский язык с увлечением" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Данный курс направлен на развитие у детей интереса к учебе, логичексого мышления, любознательности, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_s_uvlecheniem_1_klass.docx49.71 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык с увлечением 1 класс

Рабочая программа курса «УЧИМСЯ ПИСАТЬ, УЧИМСЯ ЧИТАТЬ»

Курс «Учимся писать, учимся читать» составлен для обучающихся 1 класса. На проведение занятий отводится 34 часа в год.

Цель курса - освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Ведущая задача - развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.

Для решения поставленной задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии), содержательность речи и ее правильность. Все три условия взаимосвязаны: желание речевого общения возникает, если понятен и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется коммуникация.

Мотивация и содержательность речи не могут возникнуть только в результате изучения учебного предмета «Русский язык». Они формируются лишь на общепредметном уровне, тогда как обеспечение правильности речи в основном прерогатива русского языка. Правильность речи обеспечивается владением лексикой, грамматикой, орфоэпией, правописанием, графикой русского языка, навыками чтения на русском языке.

Язык изучается человеком не ради самого языка, не ради познания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с се языковым выражением, т.е. в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Следовательно, мы должны создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс русского языка характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме.

В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в слово, дети устанавливают зависимость его смысла от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее до конца начальной школы ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика. Такое структурирование материала позволяет любое языковое явление рассматривать с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи. Оно обнаруживает объективно существующие связи внутри системы языка, а главное, между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации. Таким образом, создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности. Так, школьники учатся рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Такой подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик. Разносторонность анализа также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях; тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников и формируется прочность усвоения программного материала.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Задачи периода обучения грамоте:

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
  • активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
  • развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
  • развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программы "Русский язык" и "Литературное чтение".

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким образом, собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.

Методы и формы организации занятий

Методические подходы в раскрытии тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями обучающихся. На каждую букву алфавита подобран интересный материал: стихотворения, загадки, игровые упражнения, что позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Дети от природы наделены богатыми способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Пособие поможет заинтересованным в развитии своих детей взрослым наполнить деятельность ребёнка новым содержанием, ощутить радость общения, сотрудничества и сотворчества.

Игра «Укольчик» позволит развить у детей зрительную память, орфографическую зоркость, логическое мышление.

Чтение слов и слогов с новой буквой совмещается с осуществлением различных интеллектуальных операций. Слабые ученики отчитывают слоги и устно дополняют слоги до слов, а сильные - могут печатать слова с помощью учителя. Если нужно объяснить значение слов, рекомендуется использовать словарь. Это позволяет но время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным.

Игры «Лесенка-чудесенка», «Составь слова», «Снежный ком» помогут учителю расширять словарный запас у первоклассников, развивать правильную, чёткую речь.

Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения курса

К концу освоения курса «Учимся писать, учимся читать» у первоклассников будут сформированы следующие результаты.

Личностные результаты

У первоклассника начнут формироваться:

  • первичное представление о русском языке как языке его страны;
  • осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека;
  • желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.

Первоклассник получит возможность для формирования:

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
  • познавательного интереса к русскому языку;
  • сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

  • принимать учебную задачу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
  • действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • оценивать свои достижения.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи п осуществлять действия для реализации замысла;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решать её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
  • пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
  • строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Первоклассник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем.

Предметные результаты

В области речи, речевой деятельности:

Первоклассник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения;
  • пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
  • выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;
  • под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в рабочей тетради;
  • осознавать наличие в речи разных задач общения: по - деловому сообщать и рисовать словами, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
  • создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
  • замечать в речи слова, значения которых ему неизвестны, (прашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
  • в соответствии с литературными нормами произносить слона, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;
  • использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
  • фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);
  • читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;
  • различать деловые сообщения и словесные картинки, формулировать, о чём и что в них говорится;
  • создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать.

В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):

Первоклассник научится:

  • различать слово и предложение;
  • выделять предложения, слова из потока речи;
  • различать слова по их функции (называют, указывают, помогают другим словам); ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам: кто? что? какой? какая? какие и др.;
  • различать звуки и буквы;
  • выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый из них (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5-6 звуков;
  • правильно называть буквы алфавита;
  • правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’].

В области письма:

Первоклассник научится:

  • обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу);
  • правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком);
  • обозначать пробелами границы слов;
  • писать большую букву в собственных именах;
  • правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу,
  • списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
  • под руководством учителя осуществлять проверку написанного.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки.

Умения, формируемые в процессе освоения курса

Речевые:

  • слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований;
  • выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов;
  • самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач;
  • замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника;
  • создавать речевые произведения определенных жанров.

Языковые:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ: обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять различие и количестве звуков и букв, если оно есть.

Орфографические:

  • замечать буквы, на месте которых встречаются орфограммы;
  • пользоваться орфографическим словарем учебника.

Тематическое планирование

Занятие 1. БУКВА А        1ч

 Занятие 2. БУКВА Б        1ч

 Занятие 3. БУКВА В        1ч

 Занятие 4. БУКВА Г        1ч

 Занятие 5. Буква Д        1ч

 Занятие 6. БУКВА Е        1ч

 Занятие 7. БУКВА Ё        1ч

 Занятие 8. БУКВА Ж        1ч

 Занятие 9. БУКВА 3        1ч

 Занятие 10. БУКВА И        1ч

 Занятие 11. БУКВА Й        1ч

 Занятие 12. БУКВА К        1ч

 Занятие 13. БУКВА Л        1ч

 Занятие 14. БУКВА М        1ч

 Занятие 15. БУКВА Н        1ч

 Занятие 16. БУКВА О        1ч

 Занятие 17. БУКВА П        1ч

 Занятие 18. БУКВА Р        1ч

 Занятие 19. БУКВА С        1ч

 Занятие 20. БУКВА Т        1ч

 Занятие 21. БУКВА У        1ч

 Занятие 22. БУКВА Ф        1ч

 Занятие 23. БУКВА X        1ч

 Занятие 24. БУКВА Ц        1ч

 Занятие 25. БУКВА Ч        1ч

 Занятие 26. БУКВА Ш        1ч

                                       Занятие 27. БУКВА Щ        ……………………………..1ч

                                       Занятие 28. БУКВА Б        ……………………………...1ч

                                       Занятие 29. БУКВА Ы        …………………………….1ч

                                       Занятие 30. БУКВА Б        ……………………………..1ч

                                       Занятие 31. БУКВА Э        ……………………………..1ч

                                       Занятие 32. БУКВА К        ……………………………..1ч

                                       Занятие 33. БУКВА Я        ……………………………..1ч

                                       Занятие 34. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ        ……..1ч

Итого: 34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в 3 классе.« Forward» Английский язык 3 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса . УМК «Английский язык», 4 класс, С.Г Тер-Минасова

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса Срок реализации программы: 1 годУМК «Английский язык», 4 класс,авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной,Москва Ак...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК «Английский язык. Brilliant» Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 3 класса общеобразовательных учреждений

Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики препо...