Урок русского языка 4 класс.Тема: "Изменение по падежам имен прилагательных".
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Занудина Любовь Николаевна

Урок русского языка 4 класс.Тема: "Изменение по падежам имен прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_imya_prilagatelnoe.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение по падежам имен прилагательных.

Цель: создание  условий для закрепления  знаний об именах прилагательных; на основе учебного исследования создать алгоритм определения падежей имен прилагательных.

Планируемые предметные результаты:  учащиеся научатся   определять падеж имен прилагательных, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением.

Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества   и уровня усвоения материала; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем  и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные результаты: нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор  на основе  социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

 1.Мотивация к учебной деятельности.

-Кто готов начать наш урок со слов «Я хочу сегодня учиться с радостью, с удовольствием, потому что …» (СЛАЙД 1)

- Пожелаем друг другу удачи.

- Желаю успеха  большого всегда и во всем. Привет!(С большого пальца)

-Если мы сегодня будем узнавать на уроке новое, то какой это урок будет? (Урок открытия нового знания.)

-Как вы действуете на уроке нового знания? (мы открываем новые знания сами.)

-Посмотрите на солнышко. Что напоминает оно вам? (Этапы урока.)

-План урока нарушен. Нужно восстановить порядок этапов. (На доске.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-Итак, начинаем. Назовите первый шаг открытия нового знания. (Шаг – разминка. Повторить то, что пригодится на уроке.).

    - Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится  в нём? Что мы будем повторять?   

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

А) Блиц-опрос (хором).

- Имя прилагательное обозначает…

-Имя прилагательное отвечает на вопросы…

- В предложении имя прилагательное является…

-Имя прилагательное подчеркиваем…

-Начальная форма имени прилагательного – это форма…

Б) Игра «Хоккей»(Род имен прилагательных)-вопросы (СЛАЙД 2)

В) Словарная работа.

Экскурсия – от лат. слова –выход, вылазка, набег. (СЛАЙД 3)

-Давайте выберем из словаря слова, которые ассоциируются у вас со словом экскурсия (велосипед, вокзал, погода, расстояние)

-Допишите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

- Что получилось?  (словосочетание).

- Определите род и число имен прилагательных.

Рассуждаем так: главное слово экскурсия, это имя существительное, задаю вопрос экскурсия какая? – интересная. Экскурсия-женский род, единственное число, значит и прилагательное ж.р, ед.ч.

- Мы повторили грамматические признаки прилагательных. Новую тему прочитаем по учебнику (стр.159.)  «Изменение по падежам имен прилагательных.»

-Как вы думаете, что я вам сейчас предложу выполнить? (Задание на пробное действие.)

- Записываем предложения в тетрадь:

По зимней дороге дети идут в лес.

Дети оказались в зимней сказке.

Все любуются зимней природой.

-Определите падеж имен прилагательных.

- Незнайка испытал затруднение, он рассуждал так: У прилагательных одинаковые окончания –ей, значит они одного падежа.

-Кто согласен с Незнайкой? Кто может объяснить Незнайке его ошибку?

-Поднимите руку те, у кого есть затруднение. (Я пока не могу определить падеж.)

-Поднимите руки те, кто выполнили задание. Можете вы обосновать свой результат?

- Зафиксируйте свое затруднение.

(-Я определила падеж, но не могу обосновать, правильно ли определила падеж)

3. Выявление места и причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение?(Мы не умеем определять падеж имен прилагательных)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Исходя из причин затруднения, поставьте перед собой цель. (Узнать алгоритм определения падежей имен прилагательных и научиться применять его.)

5. Реализация построения проекта.

- Я могу вам дать готовые знания. Или вы сами будете их добывать?

-Какие у вас есть гипотезы? Предположения? (по имени существительному)

-Верно. Существует алгоритм определения падежей имен прилагательных.

- Итак, вы работаете в паре. (Повторяем правила работы в паре).

-Попытайтесь восстановить последовательность алгоритма. Для выполнения работы даю вам три минуты. (Раздаю карточки с алгоритмом с неверным порядком)

(Проверка алгоритма )

-У вас есть алгоритм, сравним его с алгоритмом  в учебнике, стр.12.

-Какую цель вы ставили в начале урока? (Узнать алгоритм ….)

-Достигли вы цели? (Да, у нас  есть алгоритм.)

-Какой следующий шаг ученик делает на уроке? (Будем учиться применять новое знание.) Давайте вернемся к пробному действию.

Стр.12, №20. Выписать словосочетание с именем прилагательным, определить падеж.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Как вы можете проверить себя, что поняли алгоритм? (Выполнить самостоятельную работу). Карточки по вариантам.

- У кого есть ошибки? Исправьте их. (СЛАЙД 4)

-Кто выполнил все верно? Молодцы!

8. Включение в систему знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какое новое знание вы сами открывали сегодня?

-Вы достигли цели, которую поставили перед собой?

- А  где вы будете тренироваться применять алгоритм?(Д.р.- с.11, №18.) (СЛАЙД 5)

1. Я предлагаю вам оценить свои знания на «Лесенке успеха». (СЛАЙД 6)

2. Оцените свою работу на уроке фразеологизмами. (СЛАЙД 7)

Алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить падеж имени существительного


Алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить падеж имени существительного

Алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить падеж имени существительного

1 ВАРИАНТ

Определи падеж имен прилагательных:

Под низким (            ) кустом

В дальнем (               ) лесу

В зимнюю (                ) стужу

По родной (               ) стороне

У школьного (             ) сада

2 ВАРИАНТ

Определи падеж имен прилагательных:

На лесную (            ) поляну

По лисьему (               ) следу

В почтовом (                ) вагоне

От холодного (               ) ветра

В беличьем (             ) дупле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...

25.01.22 Русский язык 4 класс. Тема:Родительный падеж имен прилагательных.

учебник Русский язык, 4 класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862807","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...

26/01/22 Русский язык, 4 класс Тема: Дательный падеж имен прилагательных

учебник Русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862870","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mo...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...