Конспект урока русского языка по теме "Местоимение" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Казанцева Анна Сергеевна

Конспект открытого урока русского языка с применением информационно-коммуникационных технологий в 3 классе по теме "Местоимение". УМК "Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_mestoimenie.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе  по теме «Личные местоимения» с использованием ИКТ

Цели: дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения.

I. Организационный момент.

У.- Доброе утро, уважаемые гости нашего урока! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна, я рада вас видеть. Ребята, вы тоже поприветствуйте наших гостей своими улыбками. Молодцы! А теперь так же поприветствуйте друг друга.

Сегодня мы вместе с вами проведем  урок русского языка. Я желаю вам, чтоб на уроке присутствовало хорошее настроение, чтоб наш урок вам запомнился, вы сделали новые открытия и чтобы помогали друг другу. Как вы видите, символ нашего урока- солнышко. Пусть солнце светит вам на пути к знаниям! Ребятки, открываем рабочие тетради и записываем число и классная работа.

II. Актуализация знаний.

 У.- Давайте вспомним, как называется раздел, который вы начали изучать в 3 четверти?

Д.- Мы начали изучать части речи.

У.- Хорошо, давайте вспомним, какие части речи вы знаете. ( вывешиваю цветы). Молодцы! Как вы видите, у имени существительного почему- то нет лепестков. Предлагаю исправить эту ситуацию, вспомнив всё , что вы знаете об именах существительных вот по этому плану. (вешаю лепестки). Молодцы, ребята, вспомнили.

 

 У.- Вы знаете, недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт, прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. У вас на столах лежат конверты , внутри которых карточки. Достаньте, пожалуйста, первую- зеленую карточку и прочитайте мой рассказ.


У.- Кто желает его прочесть нам вслух? Пожалуйста.

Д.- «Берёза - чудесное и красивое дерево. Берёза хороша во все сезоны. Летом берёза стоит зелёная и белоствольная. Осенью на  берёзе золотой наряд. Зимой берёза особенно прекрасна, покрытая инеем или снегом. А весной на ветках берёзы распускаются зелёные сережки. Берёза действительно удивительное дерево».

 У.-Ребята, вам понравился этот текст?

Д.- Не очень, потому что в этом тексте много раз повторяется одно и то же слово «береза»

У.-Да, ребята, вы правы. Но как же можно исправить этот недостаток?

Д.-Необходимо его заменить какими-то другими словами. 

У.- Давайте попробуем! Поработайте со своим соседом по парте, исправьте в карточках этот недостаток. Но прежде вспомним правила работы в парах.

Д.- Не перебиваем друг друга, будем вежливыми и терпеливыми. Прислушиваемся к мнению своего товарища. Кто закончил, делаем знак домик.

У.-Молодцы! Работайте!

Исправляют на карточках в парах.

У.-Все справились с данным заданием? Кто не справился? Как думаете, почему вы не справились?

Д.- Мне не хватило каких-то новых знаний.

У.- Хорошо. Давайте выяснять дальше. А кто справился, прочтите, пожалуйста,  вслух то,  что у вас вышло. Верно. Скажите, ребята,  каким же словом мы заменили выбранное имя существительное? Что это за слово?

Д.- Это слово относится к новой части речи. Местоимение.

У.- Итак, ребята, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Д.- Местоимение- как часть речи.

У.- Спасибо! Итак, ребята, мы узнали, что есть такая часть речи, как местоимение. (леплю цветок). Ребята, на ваших столах под конвертом с карточками лежит паспорт новой части речи, пожалуйста, положите его  перед собой.

У.- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот паспорт. Что мы сейчас можем внести в эту карточку? (Название). Запишите.

У.- Ребята, а на остальные пункты мы сможем сейчас дать ответ? Почему?

Д.- Пока не можем, нам не хватает знаний.

У.- Хорошо. Значит,  что мы должны узнать о новой части речи? Какие цели нашего урока?

Д.- Узнать, что обозначает местоимение, на какие вопросы отвечает и какие имеет признаки.

III. Изучение нового материала.

У.- А сейчас посмотрите на экран. Перед вами предложение (Он вбежал на веранду.) Прочтите его. Можем ли знать, кто вбежал на веранду?

-Посмотрите на второе предложение (Мальчик вбежал на веранду.)

-Теперь нам стало понятно, о ком говорится в предложении? Какое слово заменили местоимением? Какой частью речи является это слово? Значит, местоимение- это слова, которые ….(заменяют им. Сущ.) Хорошо! Если местоимения заменяют в речи имена существительные, то что они означают? Хорошо. На какие вопросы будут отвечать местоимения, если они встают на место существительных? Молодцы! Вернемся к паспорту и внесем новые данные.

 У.- Итак, давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике на странице 92. Давайте прочитаем первую часть этого правила. (Читают правило)

У.-Подтвердился ли наш вывод?         

У.- Хорошо. Сейчас мы  потренируемся находить местоимения в тексте. Давайте разделимся на 2 группы. Первая группа работает по карточкам в рабочих тетрадях. Достаньте из конверта карточку желтого цвета  выпишите из текста все местоимения, которые вы там встретите. Вторая группа садятся за компьютеры. Нужно прочитать предложения и вписать подходящие по смыслу местоимения.

У.- Степа, какие местоимения ты выписал? У кого такие же местоимения? Давайте проверим , правильно ли вы выполнили это задание. (Экран) Молодцы!

У.- Заканчиваем. Очень хорошо. А сейчас садитесь обратно на свои места. Скажите мне, пожалуйста, какие местоимения вам понадобились, для выполнения этого упражнения, давайте назовем всех

Дети: я, ты, он, она, они, мы, вы, оно

У.- Думаю, пришло время немного отдохнуть и поиграть в игру «Найди пару». Мне нужно сейчас 4 человека. Представьте себе, что вы местоимения. «Он», другому «оно», третьему «она», четвертому «они» . Вам  я вручаю карточку- существительное. Ваша задача- определить, каким местоимением можно заменить ваше имя существительное и найти пару.

А все остальные будут проверять, правильные ли  у нас образовались пары слов.

У.- Отдохнули, а сейчас посмотрите в наши паспорта и скажите, все ли мы узнали о местоимениях.

Дети: Пока не знаем признаки

Учит: Давайте предположим, какие признаки могли бы быть у местоимений

Дети: число, одуш, неодуш, род, падеж

У.- Молодцы, да , возможно. Сейчас я включу вам видеоролик, внимательно послушайте и определите , о каких признаках  местоимений будет в нем рассказано.

У.- О каком признаке вы узнали? Хорошо. Какого лица могут быть местоимения?

Д.- 1, 2 или 3 лица ( Леплю лепестки на доску).

 

У.- Достаньте из конверта карточку под номером 3 и попробуйте заполнить пропуски в табличке. В клеточки нужно вписать правильное местоимение.

У.-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Поднимите руку те, кто выполнили без ошибок. Молодцы! А сейчас поднимите руки те, кто допустили ошибку. Как вы думаете, что нужно сделать, что бы больше не допускать такой ошибки? Конечно, когда вы запомните эту табличку, ошибок уже не будет. Поэтому сегодня расстраиваться из-за этого не нужно.

 У. – Итак, ребята, мы узнали о том, что местоимение может быть 1, 2 или 3 лица, а еще какой признак вы увидели?

Д.- число и род.

У.- Правильно. Только стоит отметить, что род  мы можем выделить только у местоимений 3 лица единственного числа.

У.- Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любое местоимения и написать рассказ от его имени, как он выглядит, с кем дружит, как работает. Можете нарисовать портрет этого местоимения.

У.- А сейчас пришло время подвести нам с вами итоги сегодняшнего урока. Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей?

Д.-Узнали, что такое местоимение, на какие вопросы отвечает,  научились его находить в тексте. Узнали, что у местоимений можно определить число, род.

Давайте заглянем в паспорт местоимения.? Кто сможет рассказать (опираясь на паспорт) все что он узнал о местоимении?(спросить пару человек)

IV.Рефлексия.

У.- А сейчас пришло время оценить свою работу на уроке. Ребята, сейчас у нас какое время года? А что происходит весной? Я предлагаю вам отправиться на такой вот красивый весенний лужок. Посмотрите, лужок такой яркий и красивый, но чего- то здесь не хватает. Что бы вы добавили сюда? Я тоже подумала, что здесь не хватает бабочек. Я их приготовила, и предлагаю посадить их на эту полянку. Итак, если вам на уроке было интересно и вы узнали много нового- выбираете красную бабочку, если вам было не очень интересно и на уроке было то, что вы не поняли- выбираете желтую карточку. А если вам на уроке было не интересно и вы совсем ничего не поняли- берете зеленую бабочку.  

У.– Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Мне бы хотелось, чтобы вы чаще употребляли местоимение мы, реже местоимение я. Давайте закончим урок все вместе:

Я, ты, он, она - вместе целая страна, вместе - целая семья. В слове МЫ сто тысяч Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".

Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из ск...