Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

Базовый уровень, начальное общее образование, 3а класс, 136 часов

Примерная программа по русскому языку на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, Москва «Просвещение», 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе НОО,

утвержденной приказом №568 от 31.08.2016г.

с изменением от 31.08.2018г., приказ № 319 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры  начального образования

Протокол № _______от   «    __»                                 20   __ г. 

Руководитель  кафедры: ____________   /  Старцева С.М. /

Согласовано

Заместитель  директора : ________   / Тельнова И.С./

«    __ »                             .20          г.                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

Базовый уровень, начальное общее образование, 3а класс, 136 часов

Примерная программа по русскому языку на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, Москва «Просвещение», 2013г.

Учебник: «Русский язык» 3 класс в 2 ч. / В.П. Канакина /- Москва, «Просвещение», 2015г.

Тетрадь: Контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2ч. /О.Н. Крылова/, Москва, «Экзамен», 2020г.

                                                                                                                                                                                                                        Составитель:

Горохова Виктория Николаевна,

учитель начальных классов

п. Пионерский

2020 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС второго поколения.

Личностные:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов        и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи                        и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии               с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами    и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)                 в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого     общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,                       орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства      для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил          и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике,                       словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета

Наименование разделов учебной программы

Язык и речь – 2 ч

Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 ч

Слово в языке и речи. – 15 ч

Состав слова – 13 ч

Правописание частей слова -  22 ч

Части речи – 61 ч

Повторение  – 12 ч

Тема 1.   Язык и речь.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями              и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема 2.  Текст, предложение, словосочетание.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные,                   вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений.                 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные                           и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема  3. Слово в языке и речи.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы.    Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее         представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее       представление).  Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным                             по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Тема 4, 5.  Состав слова. Правописание частей слова.

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения                     над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы    одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы       проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных     частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых     и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки       орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова.       Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный ъ.

Тема  6. Части речи

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей.         Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только     во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена               прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных      по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление                без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола         для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Тема 7.  Повторение изученного за год.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное,                    имя прилагательное, глагол.  

п/ п

Название раздела

Количество часов

по разделу

Контрольные  и проверочные работы

Развитие речи:

изложения, сочинения

1

Язык и речь.

2 ч

-

1 ч

2

Текст.  Предложение. Словосочетание.

11ч

1 ч

3 ч

3

Слово в языке и речи.

15ч

2 ч

3 ч

4

Состав слова

13 ч

1 ч

2 ч

5

Правописание частей слова

22 ч

2 ч

3 ч

6

Части речи

61 ч

5 ч

12 ч

7

Повторение

12 ч

1 ч

3 ч

Итого:

136 ч

12 ч

27 ч

Тематическое планирование

Русский язык 3 класс 136 ч (из расчета 4 ч в неделю)

№ урока с начала уч. года

№ урока

по теме

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Язык и речь (2 часа)

1

1

Наша речь. Виды речи.  Р/ р Cоставление текста по рисунку.

             01.09

2

2

Наш язык.

02.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

3

1

Текст. Типы текстов.

04.09

4

2

Предложение. Р/ р Коллективное составление рассказа по картине.

07.09

5

3

Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания.

08.09

6

4

Виды предложений по интонации.

09.09

7

5

Предложения с обращением.

11.09

8

6

Р/р Составление предложений по рисунку с включением в текст диалога.

14.09

9

7

Главные и второстепенные члены предложения.

15.09

10

8

Простое  и сложное предложения.

16.09

11

9

Словосочетание. Р/ р Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова «Золотая осень»

18.09

12

10

Входной контрольный диктант по теме «Предложение»

21.09

13

11

Закрепление по теме «Предложение»

22.09

Слово в языке и речи (15 часов)

14

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

23.09

15

2

Синонимы, антонимы, омонимы.

25.09

16

3

Слово и словосочетание.

28.09

17

4

Фразеологизмы.

29.09

18

5

Р/ р Обучающее изложение.

30.09

19

6

Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное.

02.10

20

7

Имя прилагательное. Р/ р  Составление предложений и текста по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

05.10

21

8

Глагол.

06.10

22

9

Что такое имя числительное?

07.10

23

10

Проверочная работа. Однокоренные слова.

09.10

24

11

Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки.

12.10

25

12

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

13.10

26

13

Р/ р Обучающее изложение.

14.10

27

14

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове»

16.10

28

15

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

19.10

Состав слова (13 часов)

29

1

Работа над ошибками. Что такое корень слова?

20.10

30

2

Как найти корень в слове? Сложные слова.

21.10

31

3

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

23.10

32

4

Окончание. Закрепление.

26.10

33

5

Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значения приставок.

27.10

34

6

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов.

28.10

35

7

Р/р  Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

30.10

36

8

Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе слова.

09.11

37

9

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

10.11

38

10

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.

11.11

39

11

Разбор слов по составу.

13.11

40

12

Р/ р Обучающее изложение.

16.11

41

13

Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

17.11

Правописание частей слова (22 часа)

42

1

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

18.11

43

2

Правописание слов с безударными гласными в корне.

20.11

44

3

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

23.11

45

4

Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

24.11

46

5

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Закрепление

25.11

47

6

Р/ р Обучающее изложение.

27.11

48

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

30.11

49

8

Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

01.12

50

9

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.  

02.12

51

10

Правописание слов с удвоенными согласными.

04.12

52

11

Упражнение в правописание слов с удвоенными согласными.

07.12

53

12

Р /р Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». 

08.12

54

13

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

09.12

55

14

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

11.12

56

15

Упражнения в правописании суффиксов.

14.12

57

16

Правописание приставок и предлогов.

15.12

58

17

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

16.12

59

18

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

18.12

60

19

Р/ р Обучающее изложение.

21.12

61

20

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»

22.12

62

21

Работа над ошибками.

23.12

63

22

Проект «Составляем орфографический словарь»

25.12

Части речи (61 часов)

 Имя существительное (25 ч)

64

1

Части речи. Повторение.

28.12

65

2

Имя существительное и его роль в речи.

29.12

66

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

11.01

67

4

Р / р Обучающее изложение.

12.01

68

5

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. 

13.01

69

6

Проект «Тайна имени»

15.01

70

7

Число имён существительных.

18.01

71

8

Род имён существительных

19.01

72

9

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

20.01

73

10

Р / р Обучающее изложение. 

22.01

74

11

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

25.01

75

12

Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

26.01

76

13

Падеж имен существительных.

27.01

77

14

Р/ р Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

29.01

78

15

Именительный падеж.

01.02

79

16

Родительный падеж.

02.02

80

17

Дательный падеж.

03.02

81

18

Винительный падеж.

05.02

82

19

Творительный падеж.

08.02

83

20

Предложный падеж.

09.02

84

21

Р / р Обучающее изложение.

10.02

85

22

Все падежи.

12.02

86

23

Р / р Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». 

15.02

87

24

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

16.02

88

25

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

17.02

Имя прилагательное (14ч)

89

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

19.02

90

2

Употребление имён прилагательных в речи.

22.02

91

3

Роль  имен прилагательных в тексте.

24.02

92

4

Р/ р Составление текста-описания растения в научном стиле.

26.02

93

5

Р/ р Отзыв по картине М.А.Врубеля  «Царевна-Лебедь»

01.03

94

6

Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам.

02.03

95

7

Упражнения в распознавании рода имен прилагательных.

03.03

96

8

Число имён прилагательных.

05.03

97

9

Изменение имён прилагательных по падежам.

09.03

98

10

Закрепление знаний об имени прилагательном.

10.03

99

11

Р/ р Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

12.03

100

12

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

15.03

101

13

Работа над ошибками.

16.03

102

14

Проект «Имена прилагательные в загадках»

17.03

Местоимения (5ч)

103

1

Личные местоимения.

19.03

104

2

Изменение местоимений по родам.

22.03

105

3

Изменение  личных местоимений  3- го лица в единственном числе по родам.

23.03

106

4

Проверочная работа.

24.03

107

5

Р/ р Составление письма.

26.03

Глагол (17ч)

108

1

Работа над ошибками. Глагол как часть речи.

05.04

109

2

Значение и употребление глаголов в речи.

06.04

110

3

Закрепление изученного о глаголе.

07.04

111

4

Р/ р Составление текста по сюжетным рисункам.

09.04

112

5

Неопределённая форма глаголов.

12.04

113

6

Число глаголов.

13.04

114

7

Изменение глаголов по числам.

14.04

115

8

Времена глаголов.

16.04

116

9

Времена глаголов. Второе лицо.

19.04

117

10

Изменение глаголов по временам.

20.04

118

11

Р/ р Обучающее изложение.

21.04

119

12

Род глаголов в прошедшем времени.

23.04

120

13

Р/ р Составление предложений и текста.

26.04

121

14

Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами.

27.04

122

15

Упражнения в правописании глаголов с частицей не.

28.04

123

16

Контрольный диктант по теме «Глагол»

30.04

124

17

Работа над ошибками.

04.05

Повторение (12ч)

125

1

Самостоятельные и служебные части речи.

05.05

126

2

Р/ р Обучающее изложение.

07.05

127

3

Правописание окончаний имен прилагательных.

11.05

128

4

Правописание предлогов и приставок.

12.05

129

5

Правописание безударных гласных.

14.05

130

6

Правописание значимых частей слова.

17.05

131

7

Контроль знаний.

18.05

132

8

Работа над ошибками.

19.05

133

9

Однокоренные слова.

21.05

134

10

Р / р Обучающее изложение.

24.05

135

11

Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

25.05

136

12

Р/ р Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

26.05

Итого: 136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...