Урок русского языка. Тема:"Правописание сочетаний ци-цы".
план-конспект урока по русскому языку

Грицаева Галина Николаевна

Конспект урока по русскому языку в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku._pravopisanie_tsy-tsi.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс.                                                                      Грицаева Г.Н.

Тема: «Правописание сочетаний цы-ци под ударением»

Цели:

  1. Узнать правило написания сочетаний цы-ци под ударением.
  2. Совершенствовать орфографические навыки.
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, мышление, речь.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте пословицу

Велик и могуч русский язык

- Как вы её понимаете? Много тайн русского языка мы уже открыли, но многое ещё впереди. Сегодня вам предстоит открыть ещё один секрет.

- Поднимите руку те из вас, кто не помнит, как ученик узнает новое?

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Начнём наш урок с повторения необходимых знаний.

  1. Чистописание букв- ы,и
  2. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

- Прочитайте слова, записанные на карточке.

Ж.ЗНЬ, Ш.НА, Ч.ШКА, Ч.ДО, Щ.ВЕЛЬ, Щ.КА

- Какое задание нужно выполнить?

- Нужно не просто вставить буквы, но и обосновать выбор буквы.

  1. Состав слов

- Как узнать строение слова? С чего начинаем? Разберём слова по составу.

ЖИЗНЬ, ШИНА, ЧАШКА, ЧУДО, ЩАВЕЛЬ, ЩУКА

- Что повторили?

- В русском языке, кроме [ж] и [ш], есть ещё один непарный твёрдый согласный звук. Какой? ([ц]). С этим звуком будет связано задание на пробное действие.

  1. Пробное действие

- Для чего вы будете выполнять это задание?

На доске слова, записанные с «окошками» (произнести слова)

ПТЕНЦ., Ц.РК

- Определи, какие буквы надо вставить в слова.

10сек.

- У кого нет ответа? Что не смогли сделать?

- У кого есть ответ? Докажите. Обоснуйте.

  1. Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли?

- В чём вы засомневались?

- Почему возникло сомнение?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какая тема урока?(правописание сочетаний цы-ци)

- Уточню тему- правописание сочетаний цы-ци под ударением.

-Значит, какую цель вы перед собой поставите?

- Предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав правильно написанные слова.

- Сначала построим план вашей работы.

Пункты плана перемешаны, учащиеся восстанавливают с помощью вопросов учителя.

                План:

  1. Поставить ударение.
  2. Разобрать слова по составу.
  3. Проанализировать, где пишется буква и, где пишется буква ы.
  4. Сделать вывод.
  5. Проверить вывод по учебнику.

  1.  Реализация построенного проекта. 

- Первые четыре пункта плана вы выполняете в группах. Пятый пункт выполним вместе.

Задание

Учащиеся работают в группах 3-4 мин.(повторить правила работы в группах)

- Расскажите о своём открытии.

- Проверим, правильный ли вывод мы сделали. Учебник, стр.22.

Читаем правило. Учитель сообщает о словах исключениях.

В окончаниях на цы
После ц пишите ы.
Вот пример вам: огурцы,
Курицы, гонцы, концы.

Цыц, цыплёнок и цыган,
И цыганский балаган,
Цыпочки и цып-цып-цып
Пишем только с буквой ы.
Остальные (цифра, цирк…)
Следует писать нам с и.

- Достигли поставленной цели?

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1)Фронтальная работа

- Сможете теперь правильно написать слова, которые я предложила для пробного действия?

Работаем со словами птенц. , ц.рк, огурц., мудрец.

2)Работа в парах

Работают со словами

  1. ц.ркачи, птиц.
  2. ц.фровой, пальц.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно работают со словами   дворц., ц.фра, мотоц.кл, борц.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Спиши строки, докажи выбор букв.

Если (на)г.л.ву встанет,

Ц.фрой шесть д.вятка станет. 

9. Рефлексия  учебной деятельности.

- С каким затруднением столкнулись?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли цели?

- Как пишутся сочетания цы-ци?

- Оцените свою работу с помощью лесенки успеха. Если вы уверены, что можете самостоятельно писать сочетания цы-ци- закрепите карточку на высокую ступеньку. Если у вас есть сомнения- на среднюю. Если вы считаете, что написание этих сочетаний ещё вызывает затруднения- на низкую ступеньку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка,тема:"Правописание разделительного мягкого знака"

Цель урока на основе игровых моментов, на основе современных методов работы развить в детях навык правописания мягкого знака и мягкого разделительного знака, прививать любовь к русскому языку....

Урок русского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом» 2 класс (УМК «Школа России»)

Технологическая карта Урокрусского языка Тема: «Правописание частицы не с глаголом»2 класс (УМК «Школа России»)...

ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. "Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".Мультимедийная презентация.

ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч...

Урок: Русский язык Тема: Правописание имён прилагательных. (3 класс)

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.Предмет: Русский язык. 3 класс. УМК «Школа 21 века»Вид урока: Обобщающий, проблемно – поисковыйЦели урока: Воспитание культуры речевого общения.Р...

Конспект урока русского языка тема : ,,Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу.Закрепление.\'\'2 класс УМК ,,Школа России\'\'

Урок проведён с применением средств ИКТ,на протяжении всего урока используется презентация.. Дети в увлекательной прогулке по зимнему лесу знакомятся с лесными обитателями и закрепляют правила пра...