Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Гергедава Светлана Алексеевна
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы НОО, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

           Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, УМК «Школа России».

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

        Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формированы чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формированы целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формированы уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

        Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

        Средством формирования познавательных УУД служат тексты

учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

        Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

        1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

        2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

         3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

К концу учебного года будут сформированы на минимальном уровне:

- умение распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- писать изложение по коллективно составленному плану (обучающее);

- распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;

- составлять устный ответ – рассуждение.

К концу учебного года будут сформированы на достаточном уровне:

- знания о частях слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- знания о членах предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

- умение грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки, непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода, НЕ с глаголами, разделительное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- умение производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- умение подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- умение распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- умение изменять имена существительные по числам;

- умение склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- умение изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- умение изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (без знания терминов);

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- интонационно правильно произносить предложения;

- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;

- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

Содержание учебного предмета, курса

        На изучение русского языка в  3 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю + 1 час из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Всего 5 часов в неделю. Курс рассчитан на

170  ч в год (34 учебные недели).

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Язык и речь

       Знакомство с учебником. Что такое речь и  какие виды речи бывают. Зачем нужен язык? Какое значение имеет речь в жизни человека, чем отличаются язык и речь, какой должна быть наша речь?

Текст. Предложение, Словосочетание.

Что такое текст? Какие бывают тексты?

        Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Простые и сложные предложения. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений.

        Словосочетание. Связь слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи.

        Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Омонимы.  Фразеологизмы. Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова

        Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

        Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).

Правописание частей слова.

        Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о -, об – (обо -), от –(ото -), до -, по -, под – (подо -), про -, за -, на -, над -, в – (во -), с –(со -), вы -, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлог (сопоставление). Разделительный твердый знак (Ъ) в словах с приставками. Сопоставление Ь и Ъ.

        Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения над лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание суффиксов – оньк, - еньк, - очк, - ечк, - овн, - евн, - оват, - еват (ознакомление).

Часть речи

        Общее знакомство с частями речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, предлоги, союзы).

        Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодежь) или только во множественном числе (очки, ножницы).

        Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление речи прилагательных – антонимов. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе), числам и падежам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний – ий, - ый, - ая, -яя, - ое, - ее, - ие, - ые.

         Местоимение как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Личные местоимения (распознавание личных местоимений, определение роли личных местоимений в тексте).

        Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

        Умение пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов.

          Повторение изученного за год 

        Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

        Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительный твердый  (Ъ) и мягкий  (Ь) знаки. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

         Чистописание

        Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений:

  1. з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.
  2. Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В И др.
  3. П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

           Курс «Русский родной язык» ориентирован на сопровождение и поддержку  курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

           В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Тематическое планирование по русскому языку. 3 класс.

В неделю 5 часов. За год – 34 недели – 170 часов.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Язык и речь

2

2.

Текст. Предложение, Словосочетание.

14

3.

Слово в языке и речи.

19

4.

Состав слова.

19

5.

Правописание частей слова.

27

6.

Части речи.

69

7.

Повторение.

20

Итого

170 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой.

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего   образования   на основе авторской  программы...

Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (методические рекомендации)

Приведены рекомендации по орагнизации  коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в русле ФГОС. Информация может быть полезной для специалистов ТПМПК, п...

Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся  при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...