Урок русского языка «Корень слова. Что такое однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок проведен с использованием проблемной и групповой технологии. Обучающиеся научатся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
УРОК РУССОГО ЯЗЫКА
2 класс
«Корень слова. Что такое однокоренные слова?»
Широкова Е.Д.
Учитель начальных классов
Подольск 2020г.
Тема: «Корень слова. Что такое однокоренные слова?»
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
- Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
- Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
- Обогащать словарный запас учеников.
Проблема:
- Какие слова называются родственными?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
- 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
- 2. Корень – общая часть родственных слов.
- 3. Родственные слова иначе называются однокоренными
Оборудование: интерактивный проектор, учебники, тетради,
разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2.Минутка чистописания.
Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
3.Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок на экране проектора и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой буквы через запятую. ( Дети делают запись ).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? )
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- )
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать , какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Корень:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
4) часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений .
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов).
Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).
4 . Понятие об однокоренных словах.
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
- -родственные слова,
- -корень слова,
- -однокоренные слова
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
5. Физминутка .
- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
- Одновременно в 2 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились . Работать будем по рядам.
1 ряд - - лис-
Лиса, лист, лисонька, лисий.
2 ряд - - мор-
Морской, моряк, море, мороз. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. ( проверяем работу 2 ряда )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
б) Самостоятельная работа.
- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61
Проверяем выполненное задание.
в) Групповая работа.
- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
- 1 группа - рыб -
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
- 2 группа - ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
- 3 группа - ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
- 4 группа - вод –
Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
- Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились!
7. Релаксация.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье-
И становится понятно- расслабление приятно.
8. Проверочное задание-тест.
- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
- Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
9.Домашнее задание.
Учебник стр.60 упр.83
10. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
11. Рефлексия.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
- Кто остался не очень доволен своей работой?
- Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....
Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....
Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».
Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...
Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....
Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)
Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ...
Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Планета Знаний"...
Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...