Урок русского языка «Корень слова. Что такое однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Широкова Елена Дмитриевна

         Урок проведен с использованием проблемной и групповой технологии. Обучающиеся научатся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УРОК  РУССОГО ЯЗЫКА

2 класс

«Корень слова. Что такое однокоренные слова?»

Широкова Е.Д.

Учитель начальных классов

Подольск 2020г.

Тема:  «Корень слова. Что такое однокоренные слова?»

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

 Задачи:

  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Проблема:

  • Какие слова называются родственными?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
  • 2. Корень – общая часть родственных слов.
  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными

Оборудование: интерактивный проектор, учебники, тетради,

 разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари.

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Интересное узнать.

2.Минутка чистописания.

 Запись на доске.

                 Ум да разум надоумят сразу.

 - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

 -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

 - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3.Создание проблемной ситуации.

 а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок на экране проектора и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

 - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами.

 - А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой буквы через запятую. ( Дети делают запись ).

 б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? )

 - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими  между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

 - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

 Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть. (зим- )

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать , какие слова называются родственными.(ответы детей)

 Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений .

- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

 - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

 ( Общая часть родственных слов).

  Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).

 4 . Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

 - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

 5. Физминутка .

https://youtu.be/Fs1KKSlhQl4

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

 6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

 а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

 Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 2 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились . Работать будем по рядам.

        1 ряд - - лис-

        Лиса, лист, лисонька, лисий.

                                2 ряд - - мор-

                                 Морской, моряк, море, мороз.                                                - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

 -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. ( проверяем работу 2 ряда )

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

б) Самостоятельная работа.

 - Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61

Проверяем выполненное задание.

 в) Групповая работа.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

 Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

 Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

 Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

 Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились!

7. Релаксация.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

 Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

 Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

 Замедляется движенье, исчезает напряженье-

 И становится понятно- расслабление приятно.

 8. Проверочное задание-тест.

 - У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

 Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

 Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

 Так же как и у кустов,

 Корень есть у разных слов.

 Будь внимателен к словам

 И проверь-ка ты все сам:

 Все ли слова родные – однокоренные?

 Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

 Все проверили слова? Отвечайте тогда!

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

 9.Домашнее задание.

Учебник стр.60 упр.83

10. Итог урока.

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

  - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

  А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

11. Рефлексия.

 - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

- Кто остался не очень доволен своей работой?

-  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)

Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ...

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Планета Знаний"...

Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...