Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

В данном конспекте дан подробный ход урока к теме "Синонимы и антонимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk.docx346.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Синонимы и антонимы»

Педагогическая цель:

 Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать синонимы и антонимы  в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.

Результаты деятельности:

Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»

умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.  
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять  и обобщать существенные признаки;  строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Предметные результаты усвоения урока: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает  определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.  Пользоваться толковым словарём.

Ход урока

1. Орг. момент.

Время даром не теряем,

Наш урок мы начинаем!

Работаем старательно

Слушаем внимательно!

- Обратите внимание на правильную посадку.

2. Актуализация знаний.

     Словарная работа:

1) Словарные слова под диктовку.

2) (Сам – ая работа, 2 ученика работают у доски и записывают слова с обратной

стороны шк/д.)

 - Я называю лексическое значение словарного слова, а вы пишите его в тетрадях.

 - Коробка для школьных принадлежностей (пенал).

 - Столица нашей родины (Москва).

 - Страна, в которой мы живём (Россия).

 - Это плод яблони (яблоко).

 - Инструмент для копания земли (лопата). 

(Проверка, выполненной работы)

- Кто правильно написал словарные слова, на полях ставим «+».

3. Постановка цели урока(На доске знак вопроса)

– Что обозначает этот вопрос? (На уроке будем узнавать что-то новое.)

Цель урока – открытие новых знаний.

а) Логическая пятиминутка.

Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду, и он шагает,

Я смеюсьхохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Слова-карточки: иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно - печалится, на доске.

– Чем интересны данные слова? (Слова, которые имеют близкое значение)

– Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(О словах близкими по значению)

– Откроем учебник на стр.52 и прочитаем, как называются слова близкие по лексическому значению?

– Что узнали о синонимах? (Это слова, которые имеют близкое значение)

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

(Знакомство со словарём синонимов, стр.140 учебника)

б) - Если в комнате не светло, то в ней …… (темно)

- Если сумка не тяжёлая, то она ………… (лёгкая)

- Если нож не тупой, то он ……………… (острый)

Слова-карточки: горячий – холодный, светло – темно, тяжёлая – лёгкая, тупой – острый на доске.

– Чем интересны данные слова? (Это слова имеют противоположное значение)

– Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(О словах с противоположным значением)

– Откроем учебник на стр.54 и прочитаем, как называются слова противоположные по лексическому значению?

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

– Что узнали об антонимах? (Слова, которые имеют противоположное значение)

(Знакомство со словарём антонимов, стр.141 учебника)

- Значит, какую тему мы с вами сегодня пройдем? (Синонимы и антонимы)

4. Физ. минутка.

– Ребята, я называю пары слов, а вы думаете и , если эти слова синонимы, то встают девочки, если антонимы – встают мальчики.

Сторожить – охранять, автомобиль – машина, близкий – далёкий, зима – лето, сладкий – горький, день – ночь, толстый – тонкий, храбрость – трусость, промчался – пробежал.

5. Первичное закрепление темы урока.

- Давайте попробуем применить наши знания на практике.

- Откройте учебники на странице 55 и найдите упражнение 72.

- Каждый прочитайте про себя, что нужно выполнить.

- … выходит к доске, остальные выполняют в тетрадях.

Здравствуйте – до свидания, чистый – грязный, храбрый – трусливый, вчера – сегодня, весна – осень, хвалить – ругать, радость – грусть.

6. Рефлексия.

- Вернемся к словам, с помощью которых мы определили тему урока.

- Прочитайте каждый эти слова еще раз про себя.

- Теперь вам нужно будет выписать только синонимы среди данных слов.

- Проверка.

иду – шагает

смеюсь – хохочет

грустно – печалится

светло – темно

тяжёлая – лёгкая

тупой – острый

7. Итог урока.

- Какие новые слова узнали? (синонимы, антонимы)

- Что такое синонимы?  (слова, близкие по смыслу)

- Что такое антонимы?  (противоположные по смыслу слова)

- Чему научились на уроке?

- Чем отличаются синонимы от антонимов?

8. Домашнее задание.

Вот закончился урок,

 Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание… 

- Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.

- Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу.

- Как называются такие слова?

- Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?

- Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась.  Подчеркните в ней антонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")

Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» . Тема урока: «Прилагательные. Синонимы, антонимы».Цель: Развитие умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные...

Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: Создание условий для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности, информативности и выраз...