Рабочая программа по родному языку (русскому).
рабочая программа по русскому языку

Усачева Юлия Юрьевна

Рабочая программа по родному языку (русскому) 3-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnoy_yazyk.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области"

          Утверждено:                                                                                             Введено в действие:

          Педагогическим советом                                                  Приказом директора школы

          "_____"_____________20___г.                                             от "____"____________20___г. №____

          Протокол №___________                                                  _________________М.В. Булгакова

ПРОГРАММА

отдельных учебных предметов.

Учебный предмет

"Родной язык "(русский)

(уровень начального общего образования)

                                              Разработчики:

                                                       

                                                                         Марченко О.И.                                            

                                                                          Медведева О.В.

                                                                         Усачева Ю.Ю.

                                                                        Сергеева Е.Н.                        

2019 г.

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса………………………………..5

3.Содержание учебного предмета, курса……………………………………………………….....12

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………….……………………………… .…13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко , Л.В.,Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и следующих нормативно- правовых документов:

       Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

       Федерального  государственного   образовательного   стандарта  начального   общего образования, утвержденного   приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации № 373 от 06.10.2009(ред. от 22.09.11);

       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации№1576 от 31декабря 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный   государственный    образовательный    стандарт  начального   общего образования, утвержденный   приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации № 373 от 06.10.2009»;

       Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к  использованию  в  образовательном  процессе  в  образовательных   учреждениях, реализующих программы общего образования ;

      Устава МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области», утверждённого приказом  директора школы от 17. 08. 2015 г.№ 286;

        Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»;

          Положения о структуре, порядке разработки и утверждения  рабочей программы по учебному предмету, курсу педагогов, реализующих Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального общего образования, утверждённого приказом  директора  школы от 01. 06 .2016 г .№ 138.

Изменения в авторскую программу не внесены.

        Программа учебного предмета «Родной язык» (русский) разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

 

       Целями учебного предмета «Родной язык» (русский) на уровне начального образования являются: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 2) понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

     Для достижения поставленных целей изучения русского языка решаются следующие задачи:

 ∙ развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 ∙ формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 ∙ формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

∙ духовно-нравственное развитие личности, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

∙ воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

∙ пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

 ∙ создание здоровье сберегающей, информационно - образовательной среды.

     Учебный предмет «Родной язык (русский)» предусмотрен в обязательной части учебного плана, изучается учащимися, родители (законные представители) которых выбрали для изучения данный учебный предмет на основании письменного заявления.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии , общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.

Основные направления работы по развитию речи:

- количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

-развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

- развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Место предмета в учебном плане

     Предмет «Родной язык»  (русский) входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»». Учебный план отводит на изучение учебного предмета «Родной язык» (русский) в 3-4 классах  68 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,  КУРСА

      В результате изучения предмета «Родной язык»  (русский) при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

 осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

 понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

 способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

  основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

  религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;

 навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

 развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

 установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные умения

Регулятивные УУД 

Учащийся научится:

  принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

 Познавательные УУД 

Учащийся научится:

 использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);

  ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;  использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

 владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед 6 аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

 Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

 слушать и слышать собеседника, вести диалог;

 ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

 понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

 строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

 строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

 активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

 применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

    Выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления 7 несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

 Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

        Выпускник научится:

 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  определять тему и главную мысль текста;

 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

 вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

 понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

 понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

 использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

 работать с несколькими источниками информации;

 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

 Выпускник научится: 

 пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 Выпускник получит возможность научиться: 

 делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации 

Выпускник научится: 

 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться: 

 сопоставлять различные точки зрения;

 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты) 

                 Учащиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

                Учащиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

                Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.

             Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

            Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

            В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

         Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

    Выпускник научится:

  использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

  организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

 Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных 

     Выпускник научится: 

 вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие  тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;

  рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;

  сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

 Обработка и поиск информации 

Выпускник научится:

  подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

  описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

  собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

  редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

 пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

 искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

 заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

 Создание, представление и передача сообщений 

Выпускник научится:

  создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

  создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

  готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

 создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

  создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

  размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

  пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

 Выпускник получит возможность научиться:

  представлять данные;

   создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

 Планирование деятельности, управление и организация 

Выпускник научится:

  создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);

  определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

  планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться: 

 проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования,

 моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты 

Общие предметные результаты освоения программы

  первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);  овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Виды речевой деятельности 

Слушание. Определять цель общения. Анализировать ситуацию общения. Понимать на слух информацию. Определять основную мысль прослушанного. Пересказывать услышанное. Дополнять услышанное.

 Говорение (диалог/монолог, в том числе устные и письменные ответы). Вступать, вести, завершать диалог. Соблюдать и оценивать соблюдение норм речевого этикета. Составлять монологическое высказывание по типу описания, повествования, рассуждения. Соблюдать и оценивать соблюдение орфоэпических норм, тема, интонации речи. Выбирать наиболее уместные, точные языковые средства.

Чтение (ознакомительное, выборочное, изучающее) Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Письмо. Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения в системе обучения грамоте. Списывать, писать под диктовку. Письменно излагать содержание прочитанного и прослушанного текста. Создавать небольшие собственные тексты (сочинения) на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи, фотографий и др.

3 класс (34 ч) 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (20 ч) Где путь прямой, там не езди по кривой. Кто друг прямой, тот брат родной. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Сошлись два друга – мороз да вьюга. Ветер без крыльев летает. Какой лес без чудес. Дело мастера боится. Заиграйте, мои гусли… Что ни город, то норов. У земли ясно солнце, у человека  слово.

Раздел 2. Язык в действии (10 ч) Для чего нужны суффиксы? Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке? Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам?

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч) Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты. Создаем тексты-повествования.

4 класс (34 ч) 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Вся семья вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом, а песня - ладом. Красное словцо не ложь. Язык языку весть подает.

 Раздел 2. Язык в действии (11 ч) Трудно ли образовывать формы глагола? Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания?

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч) Задаем вопросы в диалоге. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. Учимся составлять план текста. Учимся пересказывать текст.

Учимся оценивать и редактировать тексты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

(3 класс)

п/п

Тема урока

Характеристика основных  видов деятельности обучающихся

1-2

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Употреблять в речи слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.

3-4

Кто друг прямой, тот брат родной.

Выразительно и осознанно читать текст; отвечать на вопросы по содержанию произведения.

5-6

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Употреблять в речи слова,  называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

7-8

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

Употреблять в речи слова,  называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

9-10

Ветер без крыльев летает.

Употреблять в речи слова,  называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

11-12

Какой лес без чудес.

Употреблять в речи слова,  называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

13-14

Дело мастера боится.

Употреблять в речи слова,  называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

15

Заиграйте, мои гусли…

Употреблять в речи слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

16

Обобщение и закрепление знаний. Тест.

Знать слова,  называющие природные явления и растения, слова,  называющие предметы и явления традиционной русской культуры.

17-18

Что ни город, то норов.

Знать названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

19-20

У земли ясно солнце, у человека – слово.

Знать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.).

21-22

Для чего нужны суффиксы?

Знать многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

23-24

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

Владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.

25-26

Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам?

Знать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

27-28

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Знать словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне).

29-30

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне).

31

Создаем тексты-рассуждения.

Создать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

32

Учимся редактировать тексты.

Редактировать предложенные тексты с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

33

Создаем тексты-повествования.

Создать тексты-повествования: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

34

Обобщение и закрепление знаний. Тест.

Применить свои знания для выполнения заданий.

 (4 класс)

п/п

Тема урока

Характеристика основных  видов деятельности обучающихся

 1-3

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Работать с толковым словарем; определять жанр произведения;

находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; выполнять проектные задания.

4-6

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Работать с толковым словарем; определять жанр произведения;

находить в тексте родственные слова; выразительно и осознанно читать

текст; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; знать историю возникновения слов: мама, папа, тётя.

7-8

Красна сказка складом, а песня - ладом.

Подбирать синонимы к прилагательным; выразительно и осознанно читать текст; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

читать словарную статью, извлекая необходимую информацию; писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц; определять тему текста и его основную мысль.

9-10

Красное словцо не ложь.

Оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах, участвовать в диалоге.

11-12

Язык языку весть подает.

Работать с этимологическим словарем; находить в тексте заимствованные слова; отвечать на вопросы по содержанию произведения; читать словарную статью, извлекая необходимую информацию, готовить сообщение на заданную тематику; объяснять значение интернациональных слов; группировать заимствованные слова в зависимости от значения.

13

Обобщение и закрепление знаний. Тест.

Применить свои знания для выполнения заданий.

14-16

Трудно ли образовывать формы глагола?

Находить в тексте неправильные формы глагола; составлять предложения, используя глаголы в форме 1 лица ед. числа; записывать предложения, используя нужные формы глаголов класть и положить.

17-20

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Расширить знания о синонимических конструкциях; заменять словосочетания синонимами; уметь объяснить значение устойчивых выражений.

21-23

Как и когда появились знаки препинания?

Знать историю появления знаков препинания; уметь определить, где в тексте необходимо поставить точки; уметь сравнивать формулировки одного и того же правила пунктуации.

24-25

Задаем вопросы в диалоге.

Знать правила составления диалога; уметь придумать диалог соблюдая заданные условия.

26-27

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

Знать определения темы текста и его основной мысли; уметь сравнивать названия рассказов и сказок; подбирать заголовки к заданным текстам; уметь различать тему и основную мысль текста, самостоятельно строить текст на заданную тематику.

28-29

Учимся составлять план текста.

Знать определения плана текста; уметь различать тему и основную мысль текста; выделять смысловые части в тексте; составлять план текста.

30-31

Учимся пересказывать текст.

Уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь сравнивать тексты по заданным параметрам; уметь определять жанр текста.

32-33

Учимся оценивать и редактировать тексты.

Делить текст на смысловые части; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего; уметь редактировать любой текст; сравнивать тексты между собой.

34

Обобщение и закрепление знаний. Тест.

Применить свои знания для выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов

Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...

Рабочая программа по родному языку (русскому )

Программа "Школа России" 3 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса

Рабочая   программа по родному языку  (русскому) для 4 класса...

Рабочая программа по родному языку (русскому)

Целью изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются: • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной ре...

рабочая программа по родному языку (русскому) 2-4 класс

Рабочая программа по родному языку(русскому) 2-4 класс...