Формирование орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Этапы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в системе РО Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogr.zorkost_na_urokah_russkogoyazyka.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы формирования орфографической зоркости

  1. Нахождение орфограммы (постановка орфографической задачи) – начинается во 2-м классе.
  2. Проверка орфограмм (решение орфографической задачи): подбор способа проверки орфограммы.

  1. Почему многократные упражнения не всегда дают положительные результаты?

Это связано с тем, какой механизм памяти у него развит в большей степени, и  какие ориентировки присутствуют при чтении. Один человек читает и непроизвольно запоминает, как написано, а другой читает, увлекается содержанием, но не запоминает орфографическую форму слов. Можно провести диагностику:  даем детям прочитать научно-популярный текст (150 слов), потом задаем несколько вопросов на осмысление прочитанного, затем даем ребенку для написания 10 слов из этого текста, в которых есть незнакомые для ребёнка орфограммы. Это слова можно дать с пропуском или с выбором букв и попросит написать их правильно. Либо можно дать их в транскрипции и попросить их написать так, как было дано в тексте. Кто-то запомнит половину, кто-то -7 из 10 слов, кто-то – все 10 слов. Таким образом, можно сделать вывод, как у ребёнка развита орфографическая ориентировка при чтении.

 Можно ли развивать эту орфографическую ориентировку с помощью специальных упражнений? Да, это можно делать целенаправленно. Не любые упражнения могут давать результат в развитии орфографического навыка. Какие упражнения могут давать результат за достаточно короткое время? Орфографический навык – это автоматизированное действие. Орфографический навык и орфографическое действие – это несколько разные понятия. Орфографическое действие чаще всего представлено неким алгоритмом, которое осваивает младший школьник. Навык можно сформировать именно через этот алгоритм (нахождение орфограммы, проверку орфограммы). Орфографический навык можно формировать на основе механизмов непроизвольной памяти. Каковы способы развития этого типа памяти?  Непроизвольная память – это память, которая работает, когда человек занят каким-либо действием и не ставит себе специальную задачу запомнить то, с чем он работает. Потенциал у человека достаточно велик. Как же задействовать потенциал непроизвольного запоминания для формирования грамотного письма?  При этом часто говорят о феномене природной грамотности.  Природную грамотность можно развить, она связана с некоторыми  механизмами памяти. Итак, при каких условиях природную грамотность можно развить? Когда человек читает, у него работают два типа ориентировки: 1. он следит за смыслом, за развитием сюжета  (это смысловая ориентировка), 2. Когда ребенок учится читать, он читает по слогам, соответственно, он не понимает смысла, он непроизвольно фиксирует и запоминает орфографическую форму (это удерживание не только смысла, но и формы). Развитая орфографическая ориентировка при чтении – залог грамотного письма.  Если ученик долго задерживается на чтении по логам, у него спонтанно развивается орфографическая ориентировка,  потому что он тянет каждый слог. У многих развивается спонтанно. Как быть с остальными? Мы предлагаем специальный вид упражнений. В нашем комплекте есть специальная методика – условно называется  этот вид работы «списывание», на самом деле это больше похоже на зрительный диктант.  Списывать можно недолго, например, несколько месяцев, можно обнаружит скачок в грамотности письма. Можно писать 2-3 года интенсивно, и мы предлагаем в  УМК специальные тексты в специальных рабочих тетрадях. В этих текстах встречаются словарные слова, у детей в голове будет расти свой собственный орфографический словарик непроизвольно, незаметно для него самого.  Итак, условно назовем эти упражнения – списывания.  Они базируются на трех принципах:

  1. Выделение орфограмм до записи (в образце)  и в записи;
  2. Орфографическое проговаривание (до записи, во время записи, при проверке);
  3.  Оперативная смысловая единица – предложение (лучше запоминается, чем набор несвязанных слов) .

В 1-м классе предлагаем недлинные предложения для списывания. Существует алгоритм списывания:

  1. Прочитайте высказывание.
  2. Составьте слоговую модель высказывания.
  3. Подчеркните в напечатанном высказывании орфограммы и прочитайте его по слогам, выделяя голосом  слоги с орфограммами.
  4. Повторите высказывание точно так же по слоговой модели, подчеркивая в ней слоги с орфограммами.
  5. Запишите высказывание по памяти, диктуя его по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами.
  6. Прочитайте записанное высказывание, выделяя каждый слог дужками и проверяя, не пропустили ли вы в не буквы или  слог.
  7. Подчеркните в записи орфограммы и сравните и с орфограммами в образце.

В рабочих тетрадях даются тексты для списывания, дети по алгоритму пишут на следующей странице.

Итак, задача списывания  в рабочих тетрадях – развитие орфографической ориентировки, потом она превращается в саморазвивающийся механизм и пополняет память ребенка новыми орфографическими образцами слов.

2 –я задача  рабочих тетрадей – непроизвольное запоминание словарных слов, которые введены в тексты (до 10 раз).

Есть специальные упражнения в учебнике – работа с орфографическими словарями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Формирование орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов  Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях  обучения. Формирование у школьников прочн...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Формирование орфографической зоркости как базового орфографического умения

В статье описаны этапы работы по  формированию орфографической зоркости младших школьников...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...