Русский язык . 3 класс. УМК: «Планета знаний» Тема урока: Изменение глаголов по временам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Cысоева Светлана Геннадьевна

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

Задачи:

- обучающие: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

-развивающие: развивать внимание к слову как лексической единице речи;   развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы, развитие навыков самооценки, самоконтроля;

-воспитательные: воспитывать взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_russkiy1.doc82.5 КБ
Файл russkiy_vremya_glagola4.pptm2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3  класс

Тип урока: «открытие» новых знаний

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

Задачи:

- обучающие: повторить знания о существенных признаках глагола; подвести детей к выводу как изменяется глагол; продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;

-развивающие: развивать внимание к слову как лексической единице речи;   развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы, развитие навыков самооценки, самоконтроля;

-воспитательные: воспитывать взаимопонимание, товарищество; воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

предметные: иметь представление об изменении глагола по временам.

Метапредметные:

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: уметь работать в парах, договариваться и приходить к общему решению;

познавательные: ознакомление с новой частью речи – глагол, с изменением глагола по временам;

личностные: развитие навыка сотрудничества при работе в группах, парах, доброжелательности, проявления интереса к содержанию урока.

Тип урока:  «открытие» новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, работа творческого характера.

                                                 Ход урока.

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний учащихся

-  Сегодня на уроке мы продолжаем обобщать, узнавать, исследовать что-то новое.

1).   Давайте запишем слова:  Р…С…ВАТЬ, К..РТИНА, К..РТОФЕЛЬ, Б..ЕРЁЗА, ..РЕХ, П..МИДОР, ..ГУРЕЦ, К..ПУСТА.  

- Отметьте опасные места.

- Что это за слова? (словарные)

-Давайте проверим.

- Как вы считаете, какое слово здесь лишнее? Почему? (Р…С…ВАТЬ - глагол)

-   На какие группы можно разделить эти слова?

(1 -  на две группы в зависимости от части речи (сущ., глагол);

(2 – на две группы от количества слогов (орех – два слога; капуста, картофель, картина, берёза рисовать, огурец, помидор – по три);

(3 – на две группы в зависимости от ударения (капуста, картофель, картина, берёза, орех – на второй; рисовать, огурец, помидор – на третий).

2). Минутка чистописания.

 -   Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

-Какая это буква? (т[т’] - в слове рисовать, т.к это глагол, а остальные сущ.)

- Согласную букву «т» мы напишем вместе с гласными, которые обозначают  мягкость согласных звуков.

ти   те   тё  тя  тю_

3). Словарно – орфографическая работа.

  - К слову рисовать подберите синоним …( изображать, иллюстрировать) .

- Сегодня   мы запишем новое для нас слово  Иллюстрировать

  -Как вы понимаете значение этого слова?

4). Лексическое значение слова. 

-Чтобы объяснить значение слова, каким словарём мы будем пользоваться? (толковым)

 Объясните значение этого слова

 1 –   Словарь Ушакова

1. Снабдить (снабжать) иллюстрациями (книгу). Этот журнал иллюстрируют известные художники.

2. перен. Пояснить (пояснять) наглядным примером. Он иллюстрировал свои доказательства несколькими примерами.    

 2- Словарь Ожегова

1. Снабдить (текст) поясняющими рисунками.

2. перен. Пояснить что-либо наглядным, конкретным примером.

3- Словарь Ефремовой

1.Снабжать текст иллюстрациями.

2. Пояснять что-либо примером.

3. Служить иллюстрацией , представлять собою иллюстрацию.

- Давайте подберём однокоренные слова.

Иллюстрировать, иллюстрация, иллюстратор. (Запись в тетрадь, ударение, орфограммы)

-Каких знаменитых иллюстраторов вы знаете?

 - Посмотрите, какое в этом ряду слов оказалось лишним? (Иллюстрировать_)

- Почему?(глагол)

  1. Стадия «Вызов» (тема и цели урока).

 1 ) Постановка учебной задачи.

.    - Сегодня на уроке мы больше уделяли внимания одной части речи.

       - Какая это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?

( ГЛАГОЛУ, наверное, с ним будет связана новая тема урока).

- Молодцы.

-А сейчас проведём аукцион знаний о глаголе. Что я  ЗНАЮ (на доске):

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Чем в предложении является?

- Как изменяется глагол?

(По мере ответов на доске выстраивается схема).

2) Постановка проблемы.

  - Как выдумаете, вы всё знаете о глаголе? А хотите узнать? Тогда, давайте вспомним, как изменяются глаголы. Вы сказали, что глагол изменяется по….(числам). Только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверно, он ещё как – то изменяется).

   (Учитель на доске под второй стрелкой от слова «изменяется» в схеме ставит большой знак. )

-Тогда проведём исследование, как ещё могут изменяться глаголы.

 3)  Исследование(  разделим тетрадь на 3 равные части)

- Какое сейчас время года? ( зима)

- Давайте опишем природу зимой.

( Идёт пушистый снег. Кругом лежат сугробы)

- Найдите глаголы и поставьте к ним вопросы.

 -Когда происходит действие?( Сейчас, в настоящее время)

Вывод: действие происходит   в   момент речи - глагол настоящего времени

Настоящее времени

Что делает?

Что делают?

Идёт пушистый снег.

Кругом лежат сугробы.

- Какое  время года уже прошло? ( осень)

- Опишите природу осенью.

(Все листья с деревьев уже опали.  Дул холодный ветер.  Птицы  улетели на юг.)

- Найдите  глаголы и поставьте к ним вопросы.

 -Действие происходит или оно уже произошло?( Произошло, в прошедшем  времени)

Вывод: действие  происходит  до момента речи - глагол прошедшего времени

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что сделали?

Что делает?

Что делал?

Что делают?

Все листья с деревьев уже опали.

Идёт пушистый снег.

Дул холодный ветер.

Кругом лежат сугробы.

- Какое  время года скоро наступит? ( весна )

- Давайте опишем природу весной.

(Засветит яркое весеннее солнце. Будет таять снег.  Прилетят птицы.)

- Найдите глаголы и поставьте к ним вопросы.

 -Когда происходит действие или оно уже произошло, или будет происходить? (будет происходить, в настоящем времени)

Вывод: действие будет  происходить  после момента речи- глагол настоящего времени

4)  – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол?

-Проверим?

– Что мы сейчас делаем?  (Работаем)

– В каком времени стоит этот глагол?

( В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь во 2 столбик. Выделите окончание.

(– Окончание –ем).

– Что мы делали вчера?    (Работали).

– В каком времени стоит этот глагол?

( В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол во 2 столбик. Выделите окончание.( Окончание – и).

– Что мы будем делать завтра?   (Будем работать,  поработаем)

– В каком времени стоит этот глагол? ( В будущем).

– Запишите оба глагола в 3 столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

( Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Что сделали?

Что делает?

Что сделает?

Что делал?

Что делают

Что  будет делать?

Все листья с деревьев уже опали.

Идёт пушистый снег.

Засветит яркое весеннее солнце.

Дул холодный ветер.

Кругом лежат сугробы.

Будет таять снег.

работали

работаем

 будем работать

    Работали,        работаем,         будем работать.

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

– На какой вопрос мы ответили? (Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

6.  Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

–  А теперь конкретно мы можем озвучить тему нашего урока

-«Изменение глаголов по временам» или «Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени».

- Мы с вами провели небольшое исследование, теперь нам просто необходимо подтверждение нашего исследования , где мы его найдём?  (В учебнике).

 7) Работа по учебнику

– Откройте учебник на с.18. Прочитайте для себя тему урока и ответьте, правильно ли вы сформулировали ее.(Дети открывают учебники, читают, сравнивают)

– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.

–  А теперь прочитайте правило на с.18.

– Как в русском языке изменяются глаголы относительно момента речи? (Глаголы изменяются по временам).

8)  Физкультминутка

Игра “Не ошибись!” (Учитель называет действия, ученики их выполняют.)

– Стою,  прыгаю на двух ногах,  марширую,  стою,  прыгаю на одной ноге, стою,  приседаю,   хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.

-Вы выполняли действия. Глаголы в каком времени были названы?

 Стадия «Осмысление».

  1. Работа по учебнику. Работа в парах С. 18 № 38

 ( 2 мин. для обсуждения в парах, потом работа индивидуальная, каждый выписывает глаголы в нужный столбик. Взаимопроверка.)

  1. Упражнение «Четвёртый лишний». 
    На листочках записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите «лишнее» слово  и объясните почему «лишнее»? (Учащиеся работают в парах.)


Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)

  1. Итог урока

Стадия «Рефлексия».

  1. Подведение итогов. 

-Теперь ответим на вопрос: «Что я узнал» (на доске)

  1. Оценивание учащимися своей работы на уроке.
  2. Д. з. по рядам: с 18 правило, с.  34 №3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМК « Планета знаний» 3 класс Урок русского языка Тема урока: изменение глаголов по временам .

Слайд 2

ПРОВЕРЬ Р И С О ВАТЬ, К А РТИНА, К А РТОФЕЛЬ, Б Е РЁЗА, О РЕХ, П О МИДОР, О ГУРЕЦ,К А ПУСТА. т и т е т ё т я т ю МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Слайд 3

и лл юстрировать Словарь Ушакова 1. Снабдить (снабжать) иллюстрациями (книгу). Этот журнал иллюстрируют известные художники. 2. перен. Пояснить (пояснять) наглядным примером. Он иллюстрировал свои доказательства несколькими примерами . Словарь Ожегова 1. Снабдить (текст) поясняющими рисунками. 2. перен. Пояснить что-либо наглядным, конкретным примером. Словарь Ефремовой 1.Снабжать текст иллюстрациями. 2. Пояснять что-либо примером.

Слайд 4

И лл юстрировать, и лл юстрация, и лл юстратор.

Слайд 5

Что мы знаем о глаголе ?

Слайд 6

ЗИМА Что делает ? Кругом лежат сугробы. Идёт пушистый снег.

Слайд 7

ОСЕНЬ Все листья с деревьев опали. Дул холодный ветер. Что сделали? Что сделал? Прошедшее время

Слайд 8

Будущее время Засветит ярко весеннее солнце . Будет таять снег. Что будет делать? Что сделает?

Слайд 9

работал и работа ем буд ем работать

Слайд 10

? Глагол

Слайд 11

я узнал Работа в паре

Слайд 12

Трещит, скрипит, воет, скулил. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. Игра «Четвёртый лишний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по  родам....

Урок русского языка в 4 классе. Программа «Планета знаний» Тема урока: Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы - одна из сложных тем в 4 классе. В данной разработке дан фрагмент урока - повторение пройденного материала и знакомство с новой темой....

Тема урока:«Изменение глаголов по временам» 4 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам» 4 класс УМК "Школа России" (учебник -В.П.Канакина0В.Г.горецкий)...

Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .

Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...

Русский язык в 4 классе Тема урока "Изменение глаголов по временам"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Изменение глаголов по временам"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результаты:   Предметные:уметь различать глаголы по временам;уметь различать глаголы в единственном и ...

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Интегрированный урок русского языка и экологии на тему " Изменение глаголов по временам", который позволяет сформировать понятие об изменении глаголов по временам, работать над развитие...