Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30.09_russkiy_yazyk.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

30.09.2020
Русский язык
Тема урока: Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

3. Постановка учебной задачи.

—  Прочитайте и сравните два предложения.

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

—  Чем похожи предложения? (В них содержится одна мысль.)

—  Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)

—  Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

—  Найдите грамматическую основу в первом предлоге ни (Солнце встало и осветило.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)

—  Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)

4. Работа по теме урока

Наблюдения над простыми и сложными предложениям

—  Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.

1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6) Молодые побеги сморщились и завяли.

7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

—  Чем простое предложение отличается от сложного?

—  Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника.

Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).

—Прочитайте выразительно поэтические строки.

—  Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

—  Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

—  Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

5. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 50 (с. 36-37).

—  Прочитайте предложения.

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложные?

(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении.)

—  Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

—  Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Запись любых двух предложений под диктовку.)

Упр. 52 (с. 37).

- Прочитайте стихотворение Н. Хрущевой.

- Спишите. Объясните постановку запятых в предложениях.

6. Рефлексия.

 Работа по карточкам

– Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:

1. Прочитать ---------- (предложение).        
2. Найти-------------( грамматические основы).
3. Определить -----------(сложное или простое предложение).
4. Если сложное, поставить ----------(знаки препинания).

- Давайте подведём итог.

- Каким же был для вас урок?

- Приготовьтесь поднять руку те, кому:

 - Урок полезен, все понятно.

 - Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

 - Еще придется потрудиться.

 - Да, трудно все-таки учиться!

7. Подведение итогов урока

—  Какие предложения называются сложными?

—  Для чего в речи нужны сложные предложения?

Домашнее задание

Учебник стр. 37, упражнение 51.

Предложения

Простое или сложное

Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

Мороз крепчал, но не кусался.

Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

(разберите  предложение по членам предложения)

Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

Молодые побеги сморщились и завяли.

Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...