Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Данная Рабочая программа предназначена для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   учебному предмету  

«Русский язык»

3 класс

для обучающихся с умственной отсталостью

 ( интеллектуальными нарушениями)

I вариант

. 

Автор-составитель: Медведева Светлана Васильевна, учитель начальных классов

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основе требований к личностным и предметным возможным результатам освоения АООП; программы формирования базовых учебных действий с учётом:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 0 – 4 классы, под редакцией к.п.н., профессора. И.М.Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011г.

Цели предмета:

- выработка у детей навыков грамотного письма;

- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

- социальная адаптация и реабилитация. 

           

Общая характеристика учебного предмета

      Данный предмет, «Русский язык» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

     Обучение русскому языку носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

     В основу программы по русскому языку взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала,  количество контрольных и проверочных работ.

     Обучение русскому языку в коррекционной (специальной) школе имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по русскому языку предусматривается концентрическое изучение предмета.

     Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне отдельных упражнений.

     В процессе обучения письма и развития речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием основной акцент делается на осознанное усвоение полученных ими предметных знаний.

     Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках русского языка. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

     Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку. По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

Структура программы представлена следующими разделами:

  1. Повторение.  
  2. Звуки и буквы    
  3. Слово                                                                                                               .                                                                                                                
  4. Предложение.
  5. Повторение

Место учебного предмета в учебном плане

    На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется в 3 классе 136 часов: (4 часа в неделю, 34 учебные недели)

Личностные планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык» в 1-4 классе:

 

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 3 классе

Минимальный уровень:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;      
  • анализировать слова по звуковому составу;     
  •  различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;      
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;      
  • списывать текст по слогам;     
  •  писать под диктовку текст (20 слов), включающий изученные орфограммы.

Достаточный уровень:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;      
  • анализировать слова по звуковому составу;     
  •  различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;      
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;      
  • списывать текст целыми словами;     
  •  писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

 

 Содержание  учебного предмета.

3 класс

  1. Повторение                                                          

Простое предложение. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

  1. Звуки и буквы                                                                                  

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

  1. Слово           

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).   

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (
снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
 Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

  1. Предложение                                                                                   

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (
столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

  1. Повторение                                                                                                   Простое предложение. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Ударение. Согласные твердые и мягкие. Шипящие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. Предлог.  Разделительный ъ.

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

К-во часов

Название  раздела, темы

\

Основные виды учебной деятельности

1

12

Повторение.

 Составляют предложения из двух-трёх слов.

 Слушают небольшие тексты и отвечают на вопросы. Списывают  слова после предварительного разбора. Списывают предложения рукописного и печатного текста. Составляют предложения по схемам. Завершают начатое предложение. Меняют окончания в слове по вопросам. Составляют предложения, изменяя слова по смыслу.

2

52

Звуки и буквы.

 Выполняют звукобуквенный анализ слов. Сравнивают слова, различающиеся одним звуком и количеством звуков. Образовывают новые слова. Пишут под диктовку отдельные слова. Различают парные звонкие и глухие, шипящие и свистящие, твёрдые и мягкие согласные. Объясняют правописание пропущенных букв. Объясняют орфограмму с опорой на таблицу. Делят слова на слоги. Выделяют ударный слог в слове. Упражняются в постановке знака ударения в двух-трёх сложных словах. Записывают слова в алфавитном порядке. Упражняются в правописании звонких и глухих согласных на конце слова.

3

38

Слово.

 Различают основные части хорошо знакомых предметов. Сравнивают два предмета и определяют признаки различия и сходства. Группируют действия по признаку их однородности. Различают слова по их отношению к родовым категориям. Переносят слова по слогам. Изучают слова, обозначающие предметы и действия предметов. Согласовывают слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Дифференцируют слова, отвечающие на вопросы кто? и что? Дифференцируют слова, отвечающие на вопросы, что делает? и что делают? Подбирают названия действий к названиям предметов. Упражняются в написании имён собственных. Выделяют предлог в предложении.

4

20

Предложение.

Выделяют предложения из речи и текста. Отличают предложение от набора слов. Составляют предложения по схемам. Строят предложения из данных в разбивку слов. Завершают начатое предложение. Составляют предложения по вопросу, по предметной картинке, по сюжетной картинке, по заданной теме. Составляют предложения-вопросы и предложения-ответы. Подбирают предложения к рисункам. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста и по иллюстрациям к тексту.

5

14

Повторение.

Дифференцируют звонкие и глухие, шипящие и свистящие, твёрдые и мягкие согласные. Списывают предложения со вставкой пропущенных букв. Пишут слова с ь на конце слова. Делят слова на слоги. Упражняются в переносе слов по слогам. Составляют и списывают предложения после предварительного разбора. Упражняются в правильном построении предложения. Выделяют в предложении названия и действия предметов.

Учебно-методическое материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического  обеспечения

Примечани

Программы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, под редакцией к.п.н., профессора. И.М.Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2011г.

Учебники

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык 3 класс: учебное пособие для  образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2018г.  

Рабочие тетради

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс: учебное пособие для  образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2017г.  

Дидактические материалы

Кассы букв и слогов. Веера с гласными и согласными буквами. Схемы предложений и слов Трафареты письменных букв. Таблицы письменных букв. Картинный словарь русского языка.

Дополнительная литература для учащихся

Методические пособия для учителя

Русский язык. Методические рекомендации. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская. — М. : Просвещение, 2017.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М.: Просвещение, 1991г.

Занимательное азбуковедение. Авт.- сост. В. В. Волина. – М. Просвещение, 1994г.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы— М. : Просвещение, 1991.

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 кл)  Пособие для учителей.. М.: «Просвещение», 1980г.

Печатные пособия

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Компьютер, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...