Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Грицюк Юлия Сергеевна

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая статья16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над  ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из ведущих в курсе русского языка.

Один из путей совершенствования орфографических навыков – это самостоятельность исправления обучающимися орфографических ошибок, допущенных в письменных работах.

Работа над ошибками вызывала интерес еще у методистов прошлого века. Так Н. К. Кульман писал: « Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их». («Методика русского языка», Санкт-Петербург, 1912, с.101)

Такой же точки зрения придерживался В. А. Флеров: « Ни под каким видом нельзя допускать, чтобы дети видели, а, тем более, писали слова орфографически неправильно». И далее: «Ни одной ошибки для глаз, ни одной ошибки для руки» (Флёров В. А. «Наглядность письма в освещении современной психологии», Санкт-Петербург, 1912 г., с.32)

Но стремление оградить учащегося от восприятия ошибочных написаний, конечно, имеет некий смысл. Но боязнь ошибок, с одной стороны, ограничивает выбор методических приемов, не использует, например, творческие работы, с другой – ведёт к механическому запоминанию орфограмм.

Школьников нужно убедить в том, что исправление ошибок необходимо, так как помогает им ликвидировать конкретные пробелы в знаниях по орфографии и, таким образом, способствует повышению их орфографической грамотности.

Рассмотрим, какие факторы способствуют выработке навыка грамотного письма.

Трудно представить себе человека, который научился правильно писать без упражнений в письме, т.е. без движений пишущей руки. Следовательно, в развитии орфографического навыка имеет значение двигательное восприятие и представление.

Не следует забывать и о том, что орфографический навык – это, особого рода, речевой навык. Значение для формирования грамотного письма имеет и «усиление речевых кинестезий», которое особенно проявляется в послоговом орфографическом проговаривании учащимися слов, которые они пишут. Но впоследствии не стоит укреплять детей в мысли, что между произношением и написанием существует соответствие.

Но несомненно, что грамотное письмо требует для своего формирования  мыслительной деятельности учащихся. Для усвоения тех или иных явлений правописания необходимо также применение анализа, синтеза, знаний различных грамматических и орфографических явлений и т.д.

Работа над ошибками рассматривается как один из компонентов формирования орфографических навыков, она  не менее важна , чем усвоение правила и выполнение упражнений.

Важное значение имеют конкретные условия деятельности, в которых происходит «столкновение» ученика с ошибкой. Восприятие ошибочно написанного слова само по себе не может принести вреда обучению.

В процессе работы над ошибками неправильному восприятию противопоставляется объяснение КАК и ПОЧЕМУ надо писать иначе, т.е. ошибочному единичному написанию – обобщенное правило, исправленный образец письма.

Учителю необходимо вести строгий учёт ошибок, выделять ошибки, типичные для всего класса и для каждого ученика в отдельности, в зависимости от этого индивидуализировать задания, вводить в упражнения слова, которые возвращают ученика к тому правилу, которое у него не доработано. Такие повторные «встречи» ученика с одним и тем же типом орфограмм вызывают один и тот же характер умственной деятельности, облегчает ее и, вместе с тем, закрепляют необходимость графической ассоциации.

Значит, следует бороться с ошибками и предупреждать их не тогда, когда они начинают появляться в работах, а с момента знакомства с новым правилом. Принцип «раннего дифференцирования» и противопоставления, «перемежающиеся упражнения» - все эти меры предполагают осознание трудностей орфографии в начале обучения, а не тогда, когда учащийся вследствие ошибок в методике преподавания, предоставленный себе, начнет делать ошибки. Одним словом, не держать в секрете от учеников встречающиеся им трудности, а организованно и планомерно «сталкивать» с ними в процессе обучения, т.е., тогда, когда учитель имеет возможность помочь ученикам и по-настоящему предупредить ошибки.

Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы предупредить ошибки, объяснить орфограммы, на которые они допущены, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков

Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...

«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Актуальность данной проблемы обусловлена  новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной  степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...

Сборник разноуровневых заданий для уроков русского языка в 3 классе как средство развития орфографической грамотности обучающихся

В данном сборнике представлены разноуровневые задания направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса. Данный сборник адресован педагогам образовательного учреждения, а так ж...

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....