Конспект урока развития речи по предмету "Русский язык", 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Ахпателова Виктория Владимировна

Развитие речи. Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_-_opisanie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3 КЛАСС

ТЕМА УРОКА:

« Обучающее изложение – описание

по картине и вопросам».

«Дятлы».

Составила: учитель начальных классов

Ахпателова Виктория Владимировна

ГОУ № 47 им. Д. С. Лихачева

Санкт - Петербург

2009-2010 учебный год

Тема урока: «Обучающее изложение – описание по картине и вопросам».

Цели урока: 1) Научить учащихся грамотно и в лаконичной форме выражать    

                            свои мысли;            

                       2)  Развивать мыслительные процессы, грамотную устную и            

                             письменную речь;

                       3) Учащиеся должны получить позитивный эмоциональный  

                            опыт в отношении к окружающей природе, в частности к

                            птицам, как к части живой природы;

Оборудование: картина «Дятлы»; картинки с изображением различных птиц; словарь С. И. Ожегова.

Ход урока:

У.- На сегодняшнем уроке мы будем писать изложение по картине и вопросам.

Это творческий вид работы, достаточно сложный, и так как сами вы еще хорошо не умеете выполнять такой вид работы, то мы будем учиться делать это все вместе.

- Как же мы будем писать такое сочинение? (есть картина, есть текст, есть вопросы – внимательно смотрим на картину и грамотно отвечаем на вопросы).

I.    «Вызов» - пробуждение интереса к обсуждению предлагаемой темы. 

- Кого или что мы будем описывать, вы скажите мне сами после того, как вам будет зачитан рассказ.

        «Живет у нас в лесу птица. Сама черная  с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные…

        Целый день летает эта птица по лесу, еду себе ищет.

        Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит, клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых. Иной раз на снегу под деревьями много шишек валяется. Это обедал - . . ., семена из шишек добывал». (ДЯТЕЛ)

- Какие слова или словосочетания помогли вам понять, что речь идет именно о дятле? (черная  с белыми пестринками;  на затылке у нее перышки яркие, красные; сядет на дерево,  прямо на ствол; клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых; на снегу под деревьями много шишек валяется).

- Одним словом, все это описание чего? (внешний вид и повадки птицы).

- Представьте себе, мы бы прочитали только «Птица -  черная  с белыми пестринками». 

Это помогло бы вам сказать, что речь идет именно о дятле? Нет. Действительно, птиц с таким описанием достаточно много. Приведите примеры (демонстрируются картинки с изображением этих птиц – скворец, каменный глухарь).

- Представьте себе, мы бы прочитали только «На затылке у птицы перышки яркие, красные…». 

Это помогло бы вам сказать, что речь идет именно о дятле? Нет.

Птиц с таким описанием  тоже много. Приведите примеры (демонстрируются картинки с изображением этих птиц  - вьюрок).

- А если бы мы прочитали про поведение птицы «Сядет на дерево, да не на ветку, а прямо на ствол. Сидит, клювом по дереву постукивает и достает из-под коры насекомых».

 Этого было бы достаточно для точного определения названия птицы? Нет. Какие же птицы точно также себя ведут?  Приведите примеры (демонстрируются картинки с изображением этих птиц  - поползень, удод).

- Для точного ответа на вопрос, «О какой птице идет речь?» необходимо было знать все признаки птицы, полное ее описание.

- А вот теперь посмотрите на картину «Дятлы» (учащиеся внимательно рассматривают картину, после чего в тетрадях записывается число, название работы, эпиграф).

- Ребята, напомните, пожалуйста, что такое эпиграф?

 Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею» (по С. И. Ожегову) – один из учащихся зачитывает определение по словарю.

- Вспомните стихотворения, загадки про дятла (эпиграф записывается на доске).

  1. «Рефлексия» - получение от учеников обратной связи.

Работа по вопросам к картине  (вопросы записаны на доске; обращается внимание учащихся на то, что ответы на вопросы надо давать полные, используя слова из вопросов, а также слова для справок, записанные на доске. Зачитывается вопрос, дается ответ на вопрос, и параллельно ответы записываются 1-ый вариант - под диктовку в тетрадь, 2-ой вариант – запись ведется на доске).

- Кого вы видите на картине?

На картине я вижу дятла.

- Какая птица дятел? (крупная, средняя, мелкая).

Дятел – средняя птица.

-Где живет дятел?

Он живет в лесу.

- Опишите дятла:

- Какого цвета дятел?

Дятел черный с белыми пестринками. На затылке – яркая красная шапочка.

-  Какой клюв у дятла?

У него сильный крепкий клюв.

- Для чего ему такой клюв?

 Таким клювом дятлу удобно доставать пищу.

- Какой хвост у дятла?

У птицы жесткий упругий хвост.

- Зачем птице такой хвост?

Он помогает дятлу хорошо держаться на дереве.

- Где дятел выводит своих птенцов?

 Своих птенцов дятел выводит в дупле.

- Дятел приносит вред или пользу?

Дятел – птица полезная. Он поедает личинки, которые портят деревья.

- Как в народе называют дятла?

В народе дятла называют санитаром леса.

Заключение: Вот такая эта птица!

- Дятлы – птицы, живущие на воле. Они редко попадают в зоопарки. По разведению отечественных видов дятлов первенство держит зоопарк Санкт – Петербурга.

Зачитывается полностью получившийся рассказ.

        «На картине я вижу дятла. Дятел – средняя птица. Он живет в лесу.

 Дятел черный с белыми пестринками. На затылке – яркая красная шапочка.

У него сильный крепкий клюв. Таким клювом дятлу удобно доставать пищу.

У птицы жесткий упругий хвост. Он помогает дятлу хорошо держаться на дереве.

Своих птенцов дятел выводит в дупле.

 Дятел – птица полезная. Он поедает личинки, которые портят деревья. В народе дятла называют санитаром леса.

Вот такая эта птица!»

- На сегодняшнем уроке мы писали рассказ о европейском дятле, которого мы можем встретить в наших лесах. Но есть еще и другие виды дятлов: черный дятел, сосновый дятел, зеленый дятел . . .(иллюстрации разных видов дятла).

Внешний вид этих дятлов, естественно, отличается от внешнего вида пестрого европейского дятла, но повадки такие же.

И если вы заинтересуетесь дятлами, я предлагаю прочитать вам следующие книг: детская энциклопедия «Я познаю мир», А. Брем «Птицы», В. Остапенко «Птицы в вашем доме».

III. Подведение итогов урока.

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Что особенно запомнилось?

IV. Задание на дом:

 - Предлагаю вам, по желанию, написать небольшой рассказ о любой птице, чью картинку вы найдете. Обращаю внимание, что вопросов дома к картинке уже не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развития речи в 4 В классе 2 отделения.

Конспект урока развития речи  в 4 В классе 2 отделения. Учитель - Петрова Т.В.Тема урока: «Подготовка к изложению по рассказу Л. Толстого «Галка»....

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...

План-конспект урока развития речи во 2-м классе «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речиЗадачи: предметные – содействовать формирован...

Конспект урока развития речи по русскому языку, 4 класс

Урок развития речи.Тема урока: Сочинение о  животном.Классификация данного сочинения:1. по типу текста — сочинение смешанного типа2. по источникам — на материале разных источников3. п...

Конспект урока развития речи «Купание слона» ( 3 класс)

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными  орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятия «текст&r...