Проект "По дороге грамотности"
проект по русскому языку (2 класс)

Иконникова Татьяна Сергеевна

     По дороге грамотности - это мини-проект, который  входит в состав проекта по развитию речевых умений и навыков младших школьников "Речь -  дар человека, средство духовного, сознательного общения". Однако, он может быть успешно реализован, как конспект урока русского языка.

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_doroge_gramotnosti.docx78.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект по развитию речевых умений и навыков на уроках русского языка  «По дороге грамотности»

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.

По предметно-содержательной области: межпредметный.

По характеру координации: с открытой координацией (педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников).

По характеру контактов: внутренний (в пределах одного класса).

По количеству участников: групповой.

Форма работы над проектом: урочная, внеурочная, самостоятельная.

Педагогические технологии проекта:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения).  Формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого (ученик выступает поочерёдно то учеником, то учителем).

План проектной работы

1. Повышение уровня связной устной и письменной речи:

  • Мини-сочинения по опорным словам (устные и письменные), на заданную учителем тему (групповые и индивидуальные);
  • Составление анаграмм (слова из перемешанных букв по определённой схеме – сначала все согласные, потом все гласные), поданаграмм (составление слов из заданного набора букв);
  • Составление деформированных предложений из слов-анаграмм, текстов;
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.

2. Повышение орфографической грамотности и скорости письма:

  • Ежеурочное написание творческих диктантов под руководством учителя с целью развития мышления и оперативной памяти;
  • Самоконтроль письма;
  • Самостоятельное составление анаграмм и поданаграмм.

Выполнение проекта

На уроках русского языка учитель может предлагать творческие задания, способствующие развитию речи младших школьников, а также выступать в качестве средств повторения правописания словарных слов, работая с которыми, школьники учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.

Например:

1.Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события:

– Девочка уронила ручку на пол…

– Учитель открыл классный журнал…

2. Творческие диктанты по картине.Они помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову.

Выполняя предложенные задания творческого характера, учащиеся неоднократно читают и проговаривают слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую память, а также запоминают лексическое значение слова и его акцентологические особенности.

  1. Работа с деформированным текстом.Позволяет предупреждать устные и письменные речевые ошибки.Например:

ЗМИА

Вплыаснге. В лсеутхио. Мдвдееизлглаеи в брлгеои и сптя. Блкеисдтия в дплхуа и грзтыурхоеи. Зйкаизлзлаеипдокстуы. Зылевлкоибгтеаю по лсеу.

4. Развитие произносительного уровня языка.

4.1. Прочитайте про себя. Прочитайте снова вслух, выделяя ударный слог.

Арбуз, портфель, столяр, торты, статуя, случай, колобок, промысел, положить, продали.

4.2. прочитайте слова. Определите к какой схеме относится каждое слово.

´                                                               ´

Сабля, окно, помощь, запись, асфальт столяр, полёт, полет.

4.3. Прочитай. Исправь ошибки, если они есть.

Яго´дка, ро´дник, ло´шадка, ко´ньки, компо´т, ка´бан, скри´пка, лукови´ца, чу´дище.

5. Развитие лексического уровня языка.

5.1. Прочитай. Зачеркни лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.

Машинка, кукла, лентяйка

Засоня, деревня, грязнуля.

Ровный, сильный, гладкий.

Сладкий, зеленый, кислый.

Ловить, бросать, кидать.

5.2. Познакомься с записью. Объясни значения слов.

Ударить – нанести…

Свистеть – издавать…

Помогать – оказывать…

Радоваться – испытывать …

Интересный – вызывающий…

5.3. Познакомься с записью. Подбери к выделенным словам наиболее близкие по значению.

Большой (громадный, гигантский, огромный)

Сказать (молвить, проговорить, произнести, болтать, лепетать)

Лгать (врать, обманывать, выдумывать, сочинять)

Делать (мастерить, сооружать, творить, создавать)

Умный (мудрый, неглупый, сообразительный, мозговитый, головастый).

5.4. Прочитай. Соедини слово с его значением

Среда

Участвовать

Лёгкий

День недели

День месяца

Принимать подарки

Принимать участие

Небольшой по весу

Небольшой по росту

5.5. Прочитай. Объясни значение слов.

Завтрак, больной, снегирь, огорчаться, золотой.

6. Развитие синтаксического уровня языка

6.1. Составь фигуру. Располагай части фигуры снизу вверх. Прочитай получившееся предложение. Запиши его.

C:\Users\Misha\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20190402-131345.png

6.2. Познакомься с записью. Составь предложение при помощи данных слов. Запиши его.

На, стоит, полке, красочная, книга.

В, лежит, почтовом, ящике, письмо.

На, плоту, мы, подняли, высоко, флаг.

6.3. Прочитай. Раздели текст на предложения. Поставь знаки препинания в конце каждого предложения. Правильно оформи начало каждого предложения.

Весна

Греет солнце потекли ручьи птицы запели свои весенние песни ребята выбежали на улицу пускать кораблики

7. Развитие уровня связной речи

7.1. Прочитай. Определи порядок предложений, отвечая на вопросы. Обозначь порядок предложений цифрами.

Кораблики перевернулись и утонули.

Была весна.

Миша и Федя пускали кораблики.

Вдруг подул сильный ветер.

На улице ярко светило солнце.

Когда это было?

Какая была погода?

Что делали Миша и Федя?

Как изменилась погода?

Что произошло с корабликами?

7.2. Познакомься с записью. Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Птичья столовая

На дереве висит ______________. Ее сделали________________. Они насыпали _______________. Сюда слетелись_________________________. Птицы______________________________.

Работая над словом, необходимо соблюдать неразрывное единство в коррекционной работе от слова к объекту. Связывая в единое целое слова, выражая ими мысль, формируется обширное поле знаний – семантика слова, его однозначность или многозначность, лексическое значение слов.

Активное участие в вариантах работы над словом, учит предупреждать и корректировать дисграфию и дизорфографию, развивать мыслительные операции по анализу, синтезу, сравнению, обобщению.Формируются предпосылки орфографически правильного письма, сохраняя при этом важнейший принцип морфологии: усвоение правил написания.

Рекомендации:

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. В этом случае раздражающий фактор способствует запоминанию. Поэтому, если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Проект «Дорога грамотного человека»

Тему проекта представляет:-предварительное изучение теоретического материала по географии  земной поверхности;- знакомство со свойствами соленого теста и технологией   изготовления поде...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...