Проект "Словарь – шпаргалка правильно речи"
проект по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Иконникова Татьяна Сергеевна

   Вашему вниманию представлен мини-проект, который может быть реализован в рамках проекта "Речь - дар человека, средство духовного, сознательного общения".

   Также, это самостоятельное наглядное пособие, позволяющее обучающимся легче запоминать акцентологические и лексические особенности неизвестным им слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slovar_-_shpargalka_pravilno_rechi.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект «Словарь – шпаргалка правильно речи»

Цель: создание наглядного пособия способствующего лучшему запоминанию акцентологических особенностей речи, а также усвоению лексических значений неизвестных учащемуся слов.

Задачи:

  • расширять словарный запас младших школьников, способствовать переходу слов из пассивного словаря в активный;
  • совершенствовать произносительные навыки, умения правильно ставить ударение;
  • формирование умения, объяснять значение слова;
  • привитие культуры работы со словарем;
  • развитие умения использования в речи грамотно оформленных речевых выражений;
  • воспитывать уважение к культуре речи других людей.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год. Лучше если ученики будут делать записи в словаре и в следующих классах.

Планируемые результаты от реализации проекта:

- учащиеся создадут словарь слов, вызвавших у них затруднения;

- повысится уровень речевой культуры младших школьников;

- углубятся знания по разделам «акцентология» и «лексика»;

- у учащихся появится дополнительный источник информации по русскому языку.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап

Учитель обозначает проблему неправильной постановки ударений в словах, неумение объяснять лексическое значение слов. Ставит задачу – составление словаря.

Для дополнительной мотивации школьников, можно предложить им «подслушивать» речь окружающих людей и если заметишь ошибку в употреблении слова в предложении, в постановке ударения, то записывать в словарь ошибочное выражение, а ниже правильное употребление, ссылаясь на словари или правила русского языка.

 Детям может быть интересна сама возможность заметить ошибку у других и исправить ее.

  1. Основной этап

Во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома. Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1.        Запиши слово, поставь ударение.

2.        Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3.        Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

4.        Составь предложение со словом.

5.        Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

6.        Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

7.        Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

8.        Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

9.        Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы:

1.        Медвѐдь.

2.        Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3.        Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.

4.        Медведь ест малину.

5.        Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

6.        Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.

7.        Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.

8.        Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

9.        Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал может быть использован для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.

  1. Заключительный этап

Через определенный промежуток времени, учитель может просить учеников показать свой словарь, выступить перед одноклассниками, зачитав 3-4 наиболее интересных выражения или слова.

 Данная работа может быть выполнена на оценку.  Можно оформить в классе уголок, куда учитель может помещать лучшие «находки» учеников.

Как вариант работы со словарем можно предложить учащимся выписывать в словарь слова из художественных произведений, который вызвали сложности либо в постановке ударения, либо в его употреблении в предложениях в связи с незнанием его лексического значения. В данном случае обучающийся выписывает слово, ставит ударение и придумывает предложение с данным словом. Нельзя списывать предложение из авторского текста. Такими словами могут быть, например: вечор, кровля, чернавка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Консультация для родителей "Правильное дыхание- правильная речь"

Консультация учителя-логопеда для родителей...