Памятки по русскому языку для начальной школы
материал по русскому языку

Головачёва Надежда Петровна

Материал предназначен для использования в качестве разрезных опорных схем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_russkomu_yazyku_dlya_nachalnoy_shkoly.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Головачёва Н.П., Барнаул

ФОНЕТИКА

Транскрипция – запись звучания речи

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];

[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

Способы обозначения звука [щ΄]:

щавель - [щ΄ив΄эл΄];        

счёты - [щ΄оты];

мужчина - [мущ΄ина].                                  

Способы обозначения звука [ц]:

цирк - [цырк];                        

купаться - [купаца];                

дерётся - [д΄ир΄оца].                

Звукобуквенный анализ слова (фонетический разбор)

1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.

4. Дать характеристику звуков:

        Если звук согласный определяете:

  • парный или непарный по звонкости-глухости
  • звонкий или глухой
  • парный или непарный по твёрдости-мягкости
  • твёрдый или мягкий

        Если звук гласный определяете:

  • ударный или безударный

5. Определить количество букв и звуков.

Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.

п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.

л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.

о - [ а ] - гласн., безуд.

щ -[ щ′] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.

а - [ а ] - гласн., уд.

д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.

к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.

а - [ а ] - гласн., безуд.

8 б. 8 зв.

Якорь – 2 сл., 2 гласн., 2 согл

я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.

       [а] – гласн., уд.

к – [к] –  согл., парн. глух., парн. тв.

о – [а] – гласн., безуд.

р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.

ь – []_________

5 б., 5 зв.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Виды предложений

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное (рассказ)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное (вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное (приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)

Подлежащее

(лежащее в основе предложения)

Сказуемое

(что сказано о подлежащем)

это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

это главный  член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

отвечает на вопросы кто? или что?

отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

подчёркивается двумя чертами

Послышалась тихая музыка.

Все собрались в зале.

Недавно у мамы было день рождения.

Весело запели петухи.

Моя сестра художница.

Ночь звёздная.

Наша Катя аккуратна.

 – может быть одно подлежащее

Ночь. Поздняя осень.

– может быть одно сказуемое

Морозит. Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им

Обстоятельство

Определение

Дополнение

второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое.

второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

Маша читает выразительно.

Проливной дождь шёл ночью.

На тополях набухли почки.

Я пошёл в магазин за хлебом.

Зелёная листва шелестит на ветках.

Оля взяла мамин зонт.

На прошлом уроке мы узнали об определении.

Ученики слушают учителя.

подчёркивается – точка тире

подчёркивается волнистой линией

– подчёркивается – тире, тире

ТИПЫ ТЕКСТОВ

Текст – повествование:

  1. говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;
  2. действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;
  3. можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

  1. говорится о признаках предмета или явления;
  2. все признаки можно увидеть одновременно;
  3. можно поставить вопрос: какой предмет?

 

Текст – рассуждение:

  1. говорится о причинах явлений;
  2. их нельзя увидеть, но можно понять;
  3. можно поставить вопрос: почему это так?

ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ

Разделительный Ь

- между гласным и согласным

- в середине слова

Ь – показатель мягкости  согласного звука

- после согласного на конце слова

- между двумя согласными в середине слова

Ь – показатель формы слова

- Им. сущ. ж.р. 3 скл.

- Гл. 2 л., ед.ч.

- Н.ф. глагола

(пишется после шипящих)

Разделительный Ъ

- между гласным и согласным

- между приставкой и корнем

Е      (ученье)        

Ё     (бельё)

Ю    (вьюга)

Я     (лисья)

И     (воробьи)

тетрадь

тьма

конь

коньки

Им. сущ. ж.р. 3 скл.

(дочь)

Гл. 2 л., ед. (спишь)

Н.ф. глагола (беречь)

Е    (подъезд)

Ё    (съёжился)

Я    (объявление)                                                  Ю (предъюбилейный)

БЕЗУДАРНАЯ   ГЛАСНАЯ   В   КОРНЕ   СЛОВА

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

снежинка - снег                                     сторона - стороны, сторонка

ПАРНАЯ   СОГЛАСНАЯ   В   КОРНЕ   СЛОВА

Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

                травка - трава                                       медведь - медведи  

НЕПРОИЗНОСИМАЯ   СОГЛАСНАЯ   В   КОРНЕ   СЛОВА

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

сердце - сердечный             радостный - радость            солнце - солнышко  

СОСТАВ СЛОВА

  1. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг  – другу, друга, другом, о друге

        умный  – умная, умную, умные, умное

        пришёл  – пришла, пришло, пришли

  1. ОСНОВА СЛОВА -  это всё слово без окончания.

незабудка, прелестный, убегает

  1. КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать -  поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

  1. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

выход – вход, уход, приход, ходит

  1. СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

Образуйте прилагательные с помощью предложенных суффиксов с опорой на модель.

-н-

-ов-

-ев-

алмаз

абрикос

вещь

виноград

капрон

гость

болото

ель

дождь

лес

шёлк

груша

базар

мех

поле

Подберите к прилагательным из первого столбика подходящие по смыслу существительные из второго.  От каких слов образованы прилагательные? При помощи каких суффиксов?

Рекламный

солдат

Огневой

матч

Цирковой

щит

Футбольный

куст

Хвойный

артист

Розовый

рубеж

Рядовой

лес

Образуйте прилагательные  от  существительных.  

Береза, хрусталь, газета, клей, газ, велосипед, апельсин, тюль, глаз

Вставьте пропущенные суффиксы -н-, -ов- или -ев-.

Сор…ое растение, бол…ое  ощущение, хор…ое пение, шторм…ое предупреждение, рул…ое управление, мир…ое население

ПРИСТАВКИ

Виды и правописание приставок

Состоят из одного звука (буквы)

с-, в-, у-, о-

Неизменяемые приставки

вы-

Пишутся с гласной -о-

во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-

Исключения: приставки па-, пра-

паводок, прабабушка, прадедушка

Пишутся с гласной -а-

за-, на-, над-, раз-//рас-

Пишутся с согласной -д-

под-, над-, перед-, пред-

Пишутся с согласной -т-

от-

Приставки, оканчивающиеся на  з//с

раз-//рас-,      из-//ис-,     без-//бес-

Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук. Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.

СУФФИКСЫ

Суффиксы

Значение суффиксов

Правило применения

Примеры

-анан-, -янин-,

-ан-,  -ян-

Жители какой-либо страны, города, края

Запомнить

парижанин, россиянин

парижане, россияне

-ушк-, -юшк-, - к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ечк-, -очк-

Уменьшительно-ласкательное значение

Запомнить

бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка

-ник-, -ниц, -чик-, -щик-, -ик-, -ист-, -арь-, -тель

Профессия или род занятий

Запомнить

дворник,  учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель

-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович-

Отчества людей

Запомнить

Сергеевна, Сергеевич, Петровна, Петрович

-оват, -еват-

Оттенок  цвета

Запомнить

красноватый, синеватый

-иц-, -их-

Названия животных-мам

Запомнить

волчица, зайчиха

-ёнок-

-онок-

Детёныши животных

  • После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс  -ёнок-
  • После твёрдых согласных и [ ч' ] - суффикс -онок-.

лисёнок, тигрёнок

зайчонок, волчонок

-ик-

-ек-

Уменьшительно-ласкательное значение

  • Суффикс  -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется
  • Суффикс  -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает».

ключик  – нет ключика

замочек  –  нет замочка

-ость-

Качество характера

Всегда пишется буква о.

глупость, вежливость

-ив-

-ев-

  • Под ударением пишется суффикс -ив-.
  • Без ударения - -ев-.

красивый, игривый

волевой, боевой

-лив-, -чив-

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и.

пугливый, доверчивый

МОРФОЛОГИЯ

Части речи

              Самостоятельные           

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета        

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

кто? что?        

какой? какая? какое?        какие?

что делать?

что сделать?

сколько? который?

кто? что?

чей?

как ? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я       мы

ты      вы

он      она                                                            оно    они

радостно вчера

вверху издалека

Служебные

Предлоги

Союзы

Частицы

о  об  до  по  под  от  перед   с   около за   над  из на   без  к   в          

и, да (и), или, а, но,

вот, даже, только, бы, ли,

не, ни

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

Имя существительное называет

конкретные предметы (парта, ветка)    явления природы (иней, дождь) события (праздник)

живые существа (воробей) процесс, действие (выращивание) абстрактные понятия (радость)        Имена существительные бывают

одушевлённые     кто? птица   ребёнок     неодушевлённые   что? ветер зелёнка

        нарицательные                                 собственные                                 

(обобщённое название однородные        (индивидуальное название живых существ и предметов

 предметов, явлений)                                      для отличия их от других)

соловей     очарование        победа                            Россия   Обь   Толстой

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма 

что делать? писать, нести              что сделать? написать, принести

2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

    Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? –  нарисует. Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? –  рисует.

3. Глаголы изменяются по временам:

    Настоящее время – действие происходит в момент речи.

                     что делаю? – читаю, вижу;

    Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

                     что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

    Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

                     что делал? – читал, что сделал? – увидел.

     4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.

     5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

         Мужской род (м.р) – он блестел              Женский род (ж.р) – она блестела 

         Средний род (ср.р) – оно блестело

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слова- помощники 

с ударными окончаниями

единственное число

множественное число

1-ое склонение

2-ое склонение

3-е склонение

весна, земля

слон, колесо

      рожь

И. п.

-а, -я

-       , -о, -е

-      

-и, -ы, -а, -я

Р. п.

-ы, -и

-а, -я

-      , -ов, -ев, -ей

Д. п.

-у, ю

-ам, -ям

В. п.

-у, -ю

-       , -а, -я, -о, -е

-      

-      , -и, -ы, -а, -я, -ей

Т. п.

-ой, -ей, -ёй

-ом, -ем, -ём

-ами, -ями, -ми

  П. п.

-ах, -ях

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

1 л.

я

мы

2л.

ты

вы

3 л.

он, она, оно

они

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Если личное окончание глагола ударное, то гласную в окончании пишу без проверки.

Если личное окончание глагола безударное, то действую по алгоритму:

  1. Ставлю глагол в неопределённую форму.
  2. Выделяю суффикс перед –ть.
  3. Определяю спряжение глагола.

1 спряжение

2 спряжение

Суффиксы - а, я, о, е, у

Суффикс - и

Глаголы-исключения:

брить, стелить

Глаголы-исключения:

гнать, держать, терпеть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,                

и зависеть, и вертеть,                            

а ещё дышать, смотреть.

  1. Пишу окончание глагола:

1 спряжение

2 спряжение

1 лицо

-у (-ю), -ем (-ём)

-у (-ю), -им

2 лицо

-ешь (-ёшь), -ете (-ёте)

-ишь, -ите

3 лицо

-ет (-ёт), -ут (-ют)

-ит, -ат (-ят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....

Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...

Памятка по русскому языку для начальной школы

Памятка содержит правила по русскому языку за курс начальной школы...

Памятки по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"

Памятки помогут учащимся усвоить учебный материал. Обращаясь к ним ребенок со временем запомнить алгоритм выполнения заданий. Их использование позволит детям избежать состояний стресса  при выпол...

«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)

Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...

Памятки по русскому языку для начальной школы

Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её....

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки "Имя существительное"...