Конспект урока русского языка во 2 классе "Что такое имя прилагательное?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_takoe_imya_prilagatelnoe.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:


Проект урока русского языка во 2 классе

по теме «Что такое имя прилагательное?»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:   ознакомить детей с именем прилагательным как частью речи, определить грамматические  признаками; развивать речь у обучающихся, познавательный интерес, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать; воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, пробуждать чувства прекрасного.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель:- Ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
( Интересным, чтобы узнали что-то новое.)

11. Актуализация изученного материала

Учитель: - Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.

На доске слова: весна, добрый, нарисовал, богатый, соберёт, золотой, человек, прыгает, солнце.
Ученики  выполняют задание самостоятельно. Первый, выполнивший задание, выходит к доске и записывает первую группу слов, другой – вторую группу, и т.д.

Учитель: -На какие группы мы разделили слова? Почему сделали именно так?

Ученики: - Это имена существительные, глаголы и прилагательные.

земля         нарисовал        богатый
человек     соберёт            золотой
солнце       прыгает           добрый

Учитель: - Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?

Ученики: - Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и события. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?

Учитель: - Что мы знаем ещё о существительном?

Ученики: Имя существительное бывает одушевлённым или неодушевлённым, имеет определённый род и изменяется по числам. В предложении оно является – подлежащим или второстепенным членом предложения.

Учитель: - Посмотрите, на второй столбик, что это? (Дети – глаголы.)

Ученики:  - Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? Изменяются по числам, родам и временам.

Учитель: - А что вы можете сказать о третьем столбике?

Учитель:  -Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?

Ученики: - Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать.

111. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.

Как вы думаете с какой?  (Найдутся ученики, которые назовут имя прилагательное.)

Значит, тема урока какая будет?  

Ученики: - Что такое имя прилагательное?

Учитель: - Сформулируйте цель нашего урока.

Ученики. - Узнать как можно больше об имени прилагательном.

Учитель: - А что именно мы должны узнать об имени прилагательном?

Ученики:- Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.

Учитель: - Предлагаю провести исследование на тему: «Что в имени твоем, прилагательное?». По ходу исследования мы будем составлять кластер-определение имени прилагательного. Напомним, что такое кластер?

Ученики: -Кластер в переводе означает пучок, созвездие. В центре записывается ключевое слово, а от него расходятся лучи в разные стороны, соединяющее это слово с другими понятиями.

На доске прикрепляется ключевое слово – имя прилагательное.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Что обозначает имя прилагательное?

Учитель: Для того, чтобы определить, что обозначает имя прилагательное, немножко поиграем.

Игра: «Угадай, кто это?»

У неё зубки, мордочка, ушки, шерсть, хвост.

( это сделать трудно)

Учитель: Посмотрите ребята, ваши мнения разошлись, почему? Нет признаков. Напомню, что такое признаки. Это слова, обозначающие цвет, форму, размер какого-либо предмета.

-Прочитайте другое предложение.

У неё острые зубки, тоненькая мордочка, чуткие ушки, рыжая шерсть, пушистый хвост.

-Теперь можно догадаться о ком идет речь? (О белочке)

-Почему? Какое из предложений дает точное описание предмета? Какие слова нам помогли понять, кто это? Эти слова имена прилагательные. Так что же обозначает имя прилагательное? (Ответы детей)

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.

На доске – первый лучик - «обозначает признаки предмета»

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Учитель. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. А на какие вопросы отвечают прилагательные?

Ученик. (Предположения детей) Прилагательные отвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие?

Учитель. Убедимся в этом. Выполним упр. №148. Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Спишите стихотворение, поставьте вопросы к прилагательным.

На доске – второй лучик - «отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?»

V. Физминутка

Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

Учитель:

Наши тонкие цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки 
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.

3. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске)
(учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)

Шуба, речка, яблоко.
- Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным)
- Запишем с комментированием данные словосочетания.

Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.

3-й лучик – «связано с именем существительным»

Учитель. А сейчас слово Ивановой Оксане.

Ученица. Родились прилагательные с покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа, падежа.
А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Учитель. Какой вывод можем сделать из этого рассказа?

Ученик. Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

4-й лучик – «согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже»

4. Значение прилагательных в речи

Учитель: А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, текст, записанный на доске: (предлагается текст без имен прилагательных)

Наступила весна. Светит солнышко.
Шумят ручейки
Радостно человеку смотреть на цветы.

Учитель: Какой это текст, ребята, веселый или не совсем веселый?
Дети: Не совсем.
Учитель: Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным?
Дети: Имена прилагательные.
Учитель: Давайте поищем их в классе. (Учащиеся снимают развешанные слова со стен классной комнаты, панно и прикрепляют на доску)

Наступила ранняя весна. Светит ласковое солнышко.
Шумят говорливые ручейки.
Радостно человеку смотреть на яркие цветы.


Учитель: Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Учитель: Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
Учитель: Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

Проверка правильности выполнения задания.

Учитель: Так зачем нам нужны прилагательные?

Ученики: Чтобы украшать предметы, чувства и явления. Прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.

5-й лучик – «украшает нашу речь»

Учитель: Да, действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Послушайте стихи Алексея Толстого о весне. ( Учитель читает.) У вас на партах есть напечатанные стихи. Возьмите их, прочитайте и найдите имена прилагательные и связанные с ними существительные, подчеркните их. (Работа в парах)

Алексей Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт…

Учитель: Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными. (Ответы детей) А как вы думаете, почему автор использовал к слову снег прилагательное последний ? Ведь есть много слов, описывающих снег, гораздо красивее слова последний. Придумайте пожалуйста другие слова – эпитеты к слову снег.

Ученики: Белый, серебристый, искристый и др.

Учитель: А почему же автор использовал это определение? (Ученики высказывают свои предположения, говорят о том, что описывается весна.) Да, слово последний как нельзя лучше подходит для описания весеннего снега.

Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.

6-й лучик – «уточняет нашу речь»

VI.Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, давайте сейчас поиграем. Опишите любой предмет, не называя его. Например: красная, сочная, продолговатая, полезная… (морковка)

(примеры ребят)

Учитель: Какова была тема сегодняшнего урока? Каковы были цели урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

-Какое задание вам понравилось больше всего?
- У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?
(Ответы детей.)

VII. Домашнее задание.

Учитель: Упр. № 150; устно подобрать прилагательные для описания любимого животного.



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое корень слова" и презентация

Цели:  научиться находить корень в слове;  формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;подбирать и образовывать однокоренные слова; обогащение словарног...

План - конспект урока русского языка "Что такое имя существительное"

В конспекте урока раскрывается тема - имя существительное....

Конспект урока русского языка "Что такое ударение?"

На уроке учащиеся повторяют и углубляют свои знания об ударении: о его месте в слове, о его роли; знакомятся с орфоэпическим словарём....

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Конспект урока русского языка. Тема: "Что такое обращение" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об обращений, формирование умений находить в тексте обращения и выделять их пунктуационноПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое обращение, з...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....