Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе "Чтение слов с буквами Ее, Яя. Письмо слов и предложений с буквами Ее и Яя"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Понтрягина Марина Александровна

Конспект пробного урока, составленный в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_11_12_ispravleno.docx49.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.11.2020

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ№1

Образовательная система: Школа России

Класс: 1а

Учебный предмет: интегрированный урок чтения и письма

Учитель: Левченкова Наталья Александровна

Студенты-практиканты: Печенова Ирина Владимировна, Понтрягина Марина Александровна

Тема: Чтение слов с буквами Ее, Яя. Письмо слов и предложений с буквами Ее и Яя.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Содержательная: продолжить формировать представление о значении букв Е и Я; расширять кругозор учащихся.

Деятельностная: отрабатывать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличениес скорости чтения, понимать смысл прочитанного
  2. Формировать умение читать и понимать смысл пословиц,воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведение с пословицей
  3. Формировать умение восстанавливать деформированный текст под руководством учителя.

Воспитательные:

  1. создать условия для положительной мотивации к учению;
  2. создать условия для оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/не успешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:

  1. Создать условия для нахождения нужной информации в учебнике;
  2. Формировать способность принимать и сохранять цели и учебные задачи;
  3. Формировать умение оценивать свои трудности;
  4. Формировать умение планировать свои действия для решения задачи.
  5. Создавать условия для умения учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  6. Создавать условия для умения правильно задавать вопросы с целью планирования хода учебной задачи.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Формировать умение читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличениес скорости чтения, понимать смысл прочитанного
  2. Формировать умение читать и понимать смысл пословиц,воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведение с пословицей
  3. Формировать умение восстанавливать деформированный текст под руководством учителя.

Личностные:

  1. Условия для положительной мотивации к учению;
  2. Условия для оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/не успешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Нахождение нужной информации в учебнике;

Регулятивные:

  1. Способность принимать и сохранять цели и учебные задачи;
  2. Умение оценивать свои трудности;
  3. Умение планировать свои действия для решения задачи.

Коммуникативные:

  1. Учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  2. Правильно задавать вопросы с целью планирования хода учебной задачи.

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Оборудование: презентация, листы с текстом.

План

  1. Организованное начало урока (1 мин)
  2. Актуализация знаний:
  1. Работа с пословицей (3 мин)
  2. Работа с рисунком, текстом (3-4 мин)
  1. Введение знаний в опыт
  1. Работа со словом, слого-звуковой схемой (3-4 мин)
  1. Подведение итогов
  2. Рефлексия

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые уменения

  1. Организованное начало урока

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. И сегодняшний урок у вас проведу я.

1.2. Проверка готовности.

- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

1.3. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что это?

- А как вы понимаете эту пословицу

Без языка и колокол нем.

- Правильно, ребята. С помощью языка человек может говорить, т.е. выражать свое отношение к чему-либо, описывать события, общаться, выражать чувства. Так и колокол при помощи языка может донести до человека прекрасную музыку, которая затрагивает и лечит  душу.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Работа с пословицей

Л1, К3

  1. Актуализация знаний

  1. Развитие речевого аппарата

- Ребята, давайте сейчас подготовим наш речевой аппарат к работе.

- Прочитайте скороговорку, которая представлены на слайде.

- Сначала прочитайте скороговорку медленно.

- Теперь прочитаем её следующим образом: начинаем медленно, затем постепенно ускоряем темп.

- А теперь наоборот: сначала быстро, затем замедляем темп.

- Почему в скороговорке некоторые слова написаны с заглавной буквы?

  1. Работа по звуко-буквенной ленте

- Ребята, сейчас мы с вами повторим изученное на предыдущих уроках.

- Посмотрите на звуко-буквенную ленту.

- Назовите буквы гласных

- Какие буквы обозначают мягкость предшествующих согласных?

- А какие твёрдость?

- Что вы знаете о буквах Е и Я?

- Что общего между  ними?

- Прочитайте слова на слайде:

  яма                      маяк

  ясно                     кроят

- Что обозначает буква Я в этих словах?

- Чем различаются написания слов: «мал» - «мял», «рад» - «ряд»? (слова даны на слайде)

- Сравните звучание первых согласных звуков в каждой паре слов. Какими буквами они обозначены?

- Какая буква стоит после них?

Итак, какой вывод можно сделать?

(Буква А показывает на твёрдость предшествующего согласного звука, а буква Я – на мягкость.)

- Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. …

- Посмотрите на рисунки в задании … и объясните значение слова «ядро».

- Напишите в рабочей тетради по 1й строчке букв Ии, Ее, Яя.

- Как вы думаете, почему мы выделили эти буквы? (Они указывают на мягкость предшествующих согласным звукам)

Слушают, отвечают на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

Работа по ленте букв

Работа со словами

Делают вывод

Смотрят рисунки

Рабочая тетрадь

П1, Р1

К2

К3

П1, Р1

К2

К3

П1, Р1

К2

К3

3. Целеполагание и постановка задач

- Ребята, откройте азбуку на стр. 114-116

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим с вами знакомство с буквами Е и Я

- Какие вы поставите задачи?

  • учиться читать слова и предложения с буквой Я

Формулируют цель урока

Составляют план достижения цели

Отвечают на вопросы

П2

П1, Р1

К1,2,3

Р1,2

  1. Введение знаний в опыт
  1. Работа  с текстом

- Прочитайте текст.

- Чего не хватает в словах? (буквы Я)

- Во всех ли словах мы напишем строчную букву в начале слова? Почему?

- Прочитайте текст «Сад»  на с.115 учебника.

- Давайте попробуем распространить все предложения, указав признаки предметов. (Маленькие дети взяли легкие лопаты и т.д.)

- А теперь прочитайте текст по ролям.

(Обратить внимание учащихся, как диалог оформляется на письме.

  1. Беседа о взаимопомощи и взаимовыручке

- Ребята, как можно назвать детей в тексте? (Друзья, товарищи)

- А как вы понимаете слово «дружба»?

- Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, одним словом, длительные отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга, помогают друг другу .

- А как вы думаете , с чего начинается дружба? (Со знакомства, с улыбки)

- Давайте же и мы улыбнёмся друг другу.

- А с чего ещё начинается дружба? (С игры, с общих дел, с общения, с общих интересов)

- Правильно ребята. Но вы должны помнить, что важно не только знать как заводить дружбу, но и как её сохранить на долгое время. Ведь иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

- Так же важно знать как правильно с ними общаться.

- Для этого необходимо владеть особенным талантом. А вот каким именно вы узнаете, если отгадаете ребус.

  1. Работа со словом «Языки»

        

- Как вы понимаете слово «Языки».

- Послушайте выражения о языке. Как вы думаете, что они означают?

  • Учись держать язык за зубами. (Молчать)
  • Длинный язык у тебя. (Болтливый человек)
  • Злые языки. (Недобрые сплетники)
  • Остёр на язык. (Критикует)
  • Что на уме, то и на языке. (Говорит всё подряд)
  • Сорвалось с языка.(Несдержанность)

Так говорят о человеческом языке. Язык – средство общения. Но язык есть и у колокола. Это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё «языки пламени», ледяные языки, языки волн. Есть язычки у обуви, иностранные языки. А ещё бывает язык-дразнилка.

- Ребята, а вы дразните друг друга?

- Прочитайте текст «Языки» в учебнике на с.116

Как доктор определяет, что у ребёнка болит горло?

Как вы думаете, из-за чего может заболеть горло?

Каким образом можно избежать болезней горла?

Для чего нужен язык во рту?

Смогли бы мы с вами произносить все звуки, слова и предложения, если бы у нас не было языка?

Попробуйте прижать язык к нижней челюсти и проговорить предложение «Без языка я нем»

Какие иностранные языки вам приходилось слышать?

Вы знаете, как выглядит язык у колокола?

- Прослушайте, как звучит колокольный звон.  

- Значение языка в колоколах заключается в …

- После анализа напишите слово «язык» в прописях (Пр. 1) на с.23.

Запишите в прописях предложение «У колокола язык»

Обозначьте точками ударные и безударные гласные.

При работе с Пр. 2: продолжить выполнение заданий на с.22, 23 тетради)

Почему говорят, что у костра есть языки?

Скажите, чем опасны языки пламени?

ФИЗМИНУТКА.

(Если останется время)

- Сейчас мы проверим как хорошо вы запомнили то, что мы изучали сегодня на уроке.

- Для этого откройте учебник на с.117.

- Вам даны слова.  Прочитайте их и скажите: в каком слове буква Я обозначает 1 звук, а в каком 2?

- Молодцы.

- Теперь я предлагаю вам выполнить задание посложнее.

- Прочитайте предложение. И назовите слово в котором буква Я обозначает 1 звук, а в каком 2?

- Вы отлично справились с этим заданием.

А сейчас я предлагаю проверить, как хорошо вы знаете птиц.

- Рассмотрите рисунки и соедините карандашом изображения птиц с их названиями.

- Итак, давайте проверим. Для этого сравните свои ответы с изображением на слайде.

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

- Молодцы.

Читают текст

Читают

Чтение по ролям

Беседа по вопросам

Работа со словом языки

Объяснение учителя

Чтение текста

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Колокольный звон

Работа в прописи

Работа в тетради

Пр4, К1

К2,3

П1

Р1

П2

Р1, К1,2

К3

П2

Пр4, К1

К2,3

П1

Р1

П2

Р1, К1,2

К3

П2

К3

П2

Пр4, К1

К2,3

П1

Р1

П2

Р1, К1,2

К3

П2

  1. Подведение итогов

- Давайте вспомним, о чём шла речь на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Откройте учебник на с. 117 и взгляните на ленту букв? Сколько букв вы уже знаете?

- Что вы можете сказать о гласных верхнего ряда?

Что вы можете сказать о гласных второго ряда?

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы

П1,2, К1,2

Р1

К3

Л2

  1. Рефлексия

Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?

Поднимете руку, у кого возникли трудности? Какие?

Что вам понравилось больше всего?

Вы отлично поработали на уроке.

Урок закончен, спасибо. До свидания.

Оценивают свою деятельность

П1,2, К1,2

Р1

К3

Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"».

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с буквой э в начале предложения"Слайды к уроку русского языка "Слова с буквой э в начале предложения"...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему:  «Письмо заглавной буквы «П»...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Заглавная буква. Домашние и дикие животные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 классана тему:«Заглавная буква. Домашние и дикие животные»...