Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик, -ек".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" разработан в соответствии со всеми стандартами ФГОС. В занимательной форме учащиеся 3 класса  исследуют проблему правописания слов с суффиксами -ик, -ек, делают выводы, закрепляют изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

I. Организационный момент.  ( 1мин)

Мотивация к учебной деятельности.

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

( - Видеть Вас мы очень рады!)

Все за парты тихо сели.

 На меня все посмотрели

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие         по удивительной стране Орфографии.  

- Вспомните, что такое орфография? (раздел науки о языке, изучающий правила написания слов, наука о правописании).

 1 слайд

- Посмотрите на карту нашего маршрута. Там много интересных станций. Думаю, что все трудности, которые нам встретятся на пути, мы будем дружно преодолевать.

II. Проверка домашнего задания. ( 3 мин)

- Мы отправляемся в наше путешествие со станции «Домашняя».

Давайте проверим домашнее задание, которое вы выполняли по группам. (озвучивают, проверяем цепочкой) – 2 и 3 группа – эксперты, слушают, если нужно - исправляют ошибки.

1 группа – записать слова с приставками, приставки выделить:

Побежал, облетел, подметал, прочитал, додумал, написал, перелистал, пришёл.

- Что такое приставка?

2 группа - записать слова с суффиксами, суффиксы выделить:

Радость, маленький, учитель, школьник, машинист, переводчик, зёрнышко, подсолнечник.

- Что такое суффикс?

3 группа – записать однокоренные слова к слову снег, выделить корень.

Снег, снежинка, снеговик, снежный, снегурочка, снежок.

- Какие слова называются однокоренными?

- Оцените себя, как вы справились с домашней работой.

(обратить внимание на памятку на доске).

III Актуализация знаний учащихся. ( 1 мин)

- Итак, мы выехали со станции «Домашняя» и прибыли на станцию «Интеллектуальная».

 - Русский язык богат на правила. Мы с вами изучили много орфограмм. Сейчас проверим, готовы ли вы покорять новые вершины знаний. Отвечаем очень быстро!

1) жи-ши пиши…

2) имена собственные пишутся…

3) ча-ща пиши…

4) гласная ё всегда…

5) мягкий знак звук или буква?

6) чк-чн пишется…

7) сколько в слове гласных…  Оцените свою работу!

- Молодцы! Отправляемся к следующей станции «Чистописание».

IV. Минутка чистописания (5 мин)

- Вспомните наши правила чистописания.

КРАСИВО

АККУРАТНО

ЧИСТО

БЫСТРО

- Запишите число и классная работа (дежурный работает у доски).

- Прочитайте предложение на доске:

НЕ ударить в грязь лицом.

- Что это за предложение? (фразеологизм).

- Объясните его смысл. (успешно справиться с делом, не опозориться)

- Как мы должны работать на уроке, чтобы не ударить в грязь лицом?

- Запишите фразеологизм, подчеркните орфограммы, которые в нём встретили. Проверяем (сигнальными карточками). Оцените свою работу на этой станции.

V. Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной задачи. (7 мин)

- Прибываем на станцию «Угадай-ка».

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем еще один секрет русской орфографии. Хотите?

- Составьте слово из букв на доске. ( СФКСФИУ)

- О какой же части слова пойдёт речь на уроке?

- Что вы знаете о суффиксе?

2 слайд

- Внимание на экран. Прочитайте  слова, запишите их, выделите в них суффикс.

Школьник, учитель, реченька, орешек, птенчик. (Проверяем, сигнализируем)

- Написание каких суффиксов вызвало затруднение? Почему? (знаний не хватает, не знаем правила). - Сформулируйте тему нашего урока.

3 слайд

- Что же мы должны узнать сегодня на уроке? ( когда пишется суффикс –ик, когда –ек)

- Чему должны научиться? (правильно писать слова с этими суффиксами).

4 слайд

- Чтобы достигнуть цели урока можно идти разными путями:

5 слайд

Путь 1 – взять готовое правило.

Путь 2 – самим изобрести это правило.

- Каким путём пойдем? Почему?

- Мы пойдём вторым путём. Оцените свою работу на этом этапе.

-И прибываем на станцию «Трудовая».

- Вам надо будет хорошо потрудиться, чтобы сделать правильные выводы.

- Откройте учебники на стр. 125, найдите упр.242. Прочитайте пары слов.

- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется? (-ик) Запишите 2 пары слов по выбору, выделите суффиксы.

Сформулируйте вывод.

Если при изменении формы слова суффикс не выпадает – пишется –ик, выпадает – пишется –ек.

Если гласная сбежала

Это е была сначала

Если гласная осталась

То, конечно, оказалось

Это и, а суффикс –ик

Знает каждый ученик.

- Давайте проверим, совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике. Прочитайте правило мудрой Совушки на стр. 125. (выводы сделали правильные)

Оцените свою работу на этой станции.

  1. Физкультминутка. ( 3 мин)

- Вы уже немного устали в путешествии. И мы прибываем на станцию «Отдыхай-ка!»

Ехали медведи на велосипеде (крутят педали)

А за ними кот задом наперёд (спиной)

А за ним комарики на воздушном шарике ( руки вверх, летают)

Зайчики в трамвайчике (прыгают)

Волки на метле (летают на метле)

Едут и смеются, пряники жуют (прыгают, смеются, хлопают в ладоши).

- Назовите автора и произведение, если вы узнали.

(К.И.Чуковский «Тараканище»)

VII. Работа с  алгоритмом и по учебнику в парах. (7 мин)

- Отдохнули, и снова отправляемся в путь. И прибываем на станцию «Дружная»

- А что мы обычно составляем, чтобы правило было легче запомнить? (алгоритм)

- У вас на столах лежат листочки, в которые вам нужно вставить пропущенные слова, чтобы получился алгоритм. Посоветуйтесь и вставьте слова, которых не хватает в алгоритме.

Алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек.

  1. ____________________ форму слова.

  1. Исчезла ли _________________ буква?

  1.                                    Если

                    Да                                               Нет

                      ↓                                                    ↓

     пиши _____                                    пиши _________

- Давайте проверим, какой алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился. ( Один ученик читает, остальные сигнализируют).

- Алгоритм поможет вам при выполнении следующего задания.

6 слайд

Откройте учебники на стр. 126 и найдите упр. 243. Работаете в парах. Запишите с опорой на алгоритм слова, вставляя пропущенные буквы, суффикс выделите. Договоритесь, кто будет выписывать слова с суффиксом –ик, а кто с суффиксом –ек.

- Какой оттенок значения вносят эти суффиксы? (уменьшительно-ласкательный)

- Проверяем (работают сигнальные карточки). Оцените свою работу.

VIII. Закрепление изученного материала. (10 мин)

  1. – Прибываем на станцию «Игровая». ( 5 мин)

Ребята, скоро ваш самый любимый праздник – Новый год. И, конечно в этот праздник все ждут подарков, игр, веселья. Вот и мы с вами поиграем, а подарки мы подарим нашим героям Медвежонку и Пёсику. В классе спрятаны слова, которые вам нужно найти и разложить по мешочкам героев. Только будьте внимательны, чтобы не огорчить их. (Ищут слова, доказывают, почему положат в этот мешочек)

носоч.к

рот.к

горош.к

нос.к

кусоч.к

дожд.к

 - Молодцы, вы очень внимательные!

2) – Прибываем на станцию «Групповая». (5 мин)

Работаем в группах. У каждой группы набор слов. Вы должны составить из слов предложение, записать его, найти слово с изученной орфограммой, вставить букву и доказать, почему вы её написали.

1 группа – летний, Стоял, тёплый, денёч.к.

2 группа – понесла, бабушке, Красная Шапочка, масла, горшоч.к.

3 группа – в, Тропинка, спускалась, овраж.к.

4 группа – На, выбежал, дорожку, ёж.к.

5 группа – Он, свернулся, в, клубоч.к, и, лесоч.к, покатился.

6 группа – Красная Шапочка, на, поднялась, бугороч.к.

- Проверяем. Какое слово встретилось на изученное правило. Какую букву написали? Почему?

- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?

IX. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок ( 5 мин)

- Мы снова на станции «Домашняя».

- Какова была тема урока?

- Чему научились? Что узнали нового?

- Запишите домашнее задание: стр. 130, упр.255. Чтобы его сделать, нужно будет воспользоваться алгоритмом.

X. Рефлексия (3 мин)

- Ребята, хотя пришла зима, но снега еще нет. У вас на столах лежат снежинка и сосулька. Если вам всё понравилось на уроке, вы уходите удовлетворённые своей работой – приклейте при выходе  на дверь снежинку. Если нет – сосульку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Конспект урока по русскому языку "Суффикс"

Конспект урока по русскому языку "Суффикс"...

Конспект урока по русскому языку «Суффикс» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: продолжить формировать представление  учащихся о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков знания слова и образовании новых слов; по...

Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...