Методическая разработка по русскому языку "Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Птицына Валентина Ивановна

Урок, позволяющий организовать детей по применению знаний и способов проверки окончаний прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах в разнообразных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._russkiy_yazyk.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3а классе

Учитель: Птицына В.И.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

Цель: организовать деятельность детей по применению знаний и способов проверки окончаний прилагательных мужского и среднего рода в И. и В. падежах в разнообразных ситуациях; обеспечить развитие орфографической зоркости, умения анализировать, рассуждать, сравнивать; способствовать воспитанию любознательности, нравственных качеств.

Содействовать формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока;  умение составлять алгоритм и последовательность действий; прогнозировать результат,  контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД: умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; классификация объектов.

 Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять окончания прилагательных мужского и среднего рода в И. и В. падежах.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения: учебник, презентация.

Оборудование: презентация, карточки для моделирования, карточки для групповой и парной работы, листики и весенние  деревья для рефлексии.

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.  

– Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.

          Готовы! Тогда начинаем наш урок.

II. Самоопределение к деятельности

 - учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании прилагательное   ж.р.;
- учащиеся 2 ряда сядут, если услышат прилагательное
 м.р.;
- учащиеся 3 ряда сядут, если услышат прилагательное  
ср.р.;

-Всё понятно? Тогда приступаем
                                                       интересный рассказ  (2 ряд) м.р.
                                                       березовая аллея (1ряд) ж.р.
                                                        голубое небо  (3 ряд) ср.р.                                      
                 Я рада, что вы не ошиблись.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

       Девизом нашего урока будут слова. Давайте их прочитаем хором.

                    «Знаем.  Хотим узнать. Узнаем.»                                             слайд 1

III.Минутка каллиграфии.

Перед  началом мы проведем гимнастику для рук «Покрасим забор».

Откройте тетради, запишите число, классная работа.                                              слайд 2

         ый, ий, ой, ое, ее                                                                                               слайд 3

- В какой части слова мы можем встретить такие сочетания?

- К какой части речи могут принадлежать такие окончания?

- Можно ли их разделить на группы?

- Перед  тем, как вы запишите эти сочетания, я предлагаю вам прочитать хором следующее предложение.     Красиво писать – красоту творить .                      слайд 4                                       

- Как вы его понимаете.

Посмотрите и вспомните как пишутся эти сочетания букв.

        Пишу на доске:   ий, ое, ый, ее, ой

- Учащиеся первого и третьего ряда  пропишут одну строку окончаниями м.р. Озвуч.

- Учащиеся второго ряда – ср.р…..                                                                              Озвуч.

- Приведите примеры прилагательных на каждое окончание……

Поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте работу.

Простым карандашом подчеркнуть самое красивое написание сочетания букв.  

      На протяжении всего   урока вы будете оценивать себя и своих товарищей в листке достижений по следующему принципу:   если выполнено всё правильно поставить +, если есть ошибки ?, если задание не выполнено или выполнено неправильно -. 

  • Оцените работу своего соседа в его листке достижения.

1V. Актуализация знаний. Выделение проблемы.                                       Слайд 5

- А сейчас посмотрите на экран, поработайте исследователями и определите тему урока.

Молод… листок             м.р.,         И.п,  ед.ч.,   ударение

Увижу син… цветок         м.р.       В. п.  ед.ч.,   ударение

Лучист… солнышко         ср.р.      И.п,   ед.ч.    ударение

-Прочитайте словосочетания.

- В какой части слова пропущены буквы?

- В какой части речи пропущены окончания?

- Как определить, какое окончание надо писать в прилагательных?

(Определить род, число и падеж,  поставить вопрос, поставить ударение).

Давайте это сделаем. …..

- Почему у прилагательных мужского рода в И.п. и В.п. бывают разные окончания:

-ой     или     –ый, ий….. Правило

- Что можно сказать о прилагательных среднего рода? (окончание ое,ее, пишутся одинаково в В.п. и И.п.)…

- Скажите это урок открытия новых знаний или закрепление полученных ранее? (….)

-Сформулируйте тему урока.  (Окончание прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п.)  

Кто согласен, встаньте.

На слайде появляется тема урока «Окончание прилагательных мужского и среднего рода в И. п. и В. п.»                                                                                       слайд 6

 - Сформулируйте цель урока, которую вы сегодня хотите достичь и озвучьте её.

(Научиться правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п.)                                                                                                                   Слайд 7

- Послушайте четверостишие, которое я сочинила, используя эти словосочетания.

Выглянуло  солнышко лучистое,

Небо стало синее и чистое

Выбросило дерево молодой листок

И расцвел подснежник – синенький  цветок.

- Какое время года творит такую красоту?...

Кто согласен, потопайте

V.Словарная работа.                                                                                   Слайд 8

- Весна посылает нам свой первый весенний привет и предлагает поработать над словами , которые рассыпала по классу. Поищите эти слова.

ОБЛАКО,   ЗЕЛЕНЬ,    БЕРЕЗА,    АПРЕЛЬ,

- Найдите лишнее слово.

Вспомним написание словарных слов. Возьмите веер и покажите, какую букву будете писать в словах на месте пропусков:  облако, береза, апрель.

- А теперь превратите существительные в прилагательные. У тайной доски_________

От существительного АПРЕЛЬ – прилагательное  м.р., ед. ч. (апрельский)

                                       ОБЛАКО образуйте прилагательное ср. р., ед. ч.(облачное)

                                       БЕРЕЗА – прилагательное   м.р., ед.ч. (березовый)

Определите окончание, поставьте ударение.                                              Открыв. доску.

- Каким правилом пользовались при выборе окончания?.....

- Можно ли считать прилагательные словарными словами? Не забудьте об этом.

  • Оцените свою работу в листке достижения по известному принципу.

- Весна – замечательное время года, поднимает настроение.

Кто согласен, похлопайте.

И все задания на уроке будут связаны с этим временем года.

VI.Принятие и сохранение учебной задачи.

Поработаем в группах. (образуйте  группы). Предлагаю выбрать командира, который подойдёт к предметному столику и возьмет задание для своей группы. А по окончанию выполнения оценит деятельность каждого участника своей группы.

  1. Работа с моделью предложения.

На экране  предложения.

Используя данные предложения,  найдите по одному словосочетанию прилагательное + существительное и заполните модели.

Стояло тепл …  весен..   утро.                                                                              Слайд 9

Перв…  солнечн…  луч осветил чёрное  поле.  

Труслив…  заяц  присел под  больш…  куст.

                         Мужской род                                       Средний род

           какой?                             кто? что?            какое?        кто? что?

И.п.

                     

                      Мужской род                                         Средний род

          какой?        кто? что?             какое?        кто?  что?

В.п.        

2 человека от группы защищают продукт деятельности, доказывая каждое словосочетание.

Вывод: какое окончание пишем и почему (род и падеж)

  •  Командир оценивает  работу в листках достижения по уже известному принципу.

- Какому времени года посвящен наш урок. Я предлагаю вам продолжить работу и выполнить следующее задание.

  1. Игра «Весеннее дерево»

- Взять листик, прикрепленный к парте.

Пользуясь правилом написания окончаний прилагательных м.р. и ср.р., определить  окончание и прикрепить листок  на соответствующее дерево.

   Сначала выйдут девочки, потом мальчики.

Эксперты проверят правильность выполнения задания.

-ый, -ий, -ой

-ое, -ее

Русский язык

Сладкое яблоко

Пуховый платок

Домашнее задание

Вкусный обед

Яркое солнце

Голосистый петух

Синее небо

Высокий стакан

Интересное путешествие

Сосновый лес

Парное молоко

Яркий луч

Хмурое утро

Лёгкий туман

Душистое мыло

Косолапый медведь

Чистое окно

Большой  зверь

Острое копьё

- Каким правилом пользовались при написании окончаний прилагательных?

VII. Применение полученных знаний.

1. Я предлагаю задания на ваш выбор. Ваша задача выбрать карточку по силам.

Карточки желтого цвета – с легкими заданиями.

Карточки зеленого цвета с заданиями немного посложнее.

Карточки красного цвета с более сложным заданием.

Вставить окончания прилагательных.

Спит   на   солнце   целый   день   маленьк..   щенок.  

За   лесом раскинулось голубое  озеро.

 Мы повесили скворечники на высок… тополь.

Вставить окончание прилагательных, в скобках записать род, число, падеж)

В горшочке  вырос сладк__         (                                   )перец.

Ярк__ (                                    ) луч попал на землю.                

Напишите пропущенные имена прилагательные.

Было   ясн..      летн..     утро.  

Светило   ярк..        солнце.  

По   син..     небу плыло лёгк..     облачко.  

      Красные карточки собираю для проверки.

   Работы на желтых и зеленых карточках сверяются с правильны образцом.   Слайд 10                                                                     

  • Оцените свою работу в листке достижений.

VI1I. Закрепление знаний.

Работа с учебником. (в парах)

Проанализируйте упражнения со 125 по 127.

- Какое из них может рассказать о весне? (упр. 125). Почему?

Выпишите словосочетания прилагательные + существительные, которые относятся к теме сегодняшнего урока, определите окончание, поставьте ударение.

 (камыш басистый И.п,       лужок росистый В.п.)

Проверка…

Вывод: - Каким правилом пользовались при написании окончаний прилагательных?

  • Оцените работу  в листке достижения.

1X. Игра – тренинг «Редактор».  Представь себе, что ты редактор и отвечаешь за

выпуск очередного номера газеты. а в газете тексты должны быть без ошибок.  

 - Проверим текст на наличие ошибок.

слайд 11,12

- Сколько ошибок вы нашли.(3)- похлопайте

- Можно ли его печатать.

Запишем его.

(Каждый ряд работает над одним предложением.)

По ясному небу  проплывало высокое и редкий облако.                                

Белая облачко  быстро таяло на синем небе.

В глубоком овраге лежит последнее   снег.

                       Проверьте свои предположения.

  • Оцените свою работу в листке достижений.

X. Итог работы.

1.Подведение итога.

-Зачем мы изучаем данную тему? ( чтобы правильно писать окончания)

-Как же запомнить написание окончаний прилагательных мужского рода в И.и В.п.?

- Что можно сказать об окончаниях прилаг. ср.рода в И.и В. п. ?

- Достигли мы цели, которую ставили в начале урока?

Вы, в течении всего урока оценивали себя, своих товарищей - время подвести итог и постараться поставить честную отметку за весь урок. Посчитайте свои плюсы: за 5,6 плюсов – «пять», за 4 плюса «четыре», за 3 плюса – «три». Если плюсов меньше, ничего не ставим (за 5 + «5», за 4 + «4», за 3+  «3», если + меньше ничего не ставим)

Кто же поставил себе «пять», «четыре», «три».

Выставление оценок учителем.

2.Домашнее задание по выбору:                                                                      слайд 13

У. стр. 112, упр. 126   или

Т. стр. 60, упр. 64.

3. Рефлексия.

В течение  урока мы с вами говорили о весне. Я хочу, чтобы и наши деревья зацвели по - весеннему. У вас есть распустившиеся цветы, и нераспустившиеся бутоны.

Если вам  понравилось занятие, получили много интересной информации – прикрепите к дереву распустившийся цветок.

 Если вы чувствовали себя не комфортно, не было никакой полезной для вас информации – прикрепите нераспустившийся бутон.

Спасибо за урок. Мне было приятно с вами сотрудничать.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".

На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...

Тестовая работа правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падеже для 4 класса

Данная тестовая работа прозволяет оценить уровень усвоения учащимися правописания окончаний имен прилагательных....

«Окончание прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже», 3 класс

Конспект и презентация по русскому языку «Окончание прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже», 3 класс...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...