Разработка проектной задачи «Учим словарные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока: создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами

Задачи:

- познакомить учащихся с образованием и написании словарных слов;

 - развивать орфографическую зоркость,

 - развивать навыки проектной деятельности,

 - развивать мыслительные операции, речь учащихся;

- развивать творческий потенциал учащихся;

 - воспитывать интерес к языку, слову. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока русского языка21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Уникальный код вашей работы – 870-652-002. 

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

Тема

«Словарные слова»

Класс

3-4

Тип задачи

Межпредметная (русский язык, изобразительное искусство)

Временной период

По выбору учителя

Длительность проведения

2 урока

Цель

- создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами

Задачи

- познакомить учащихся с образованием и написании словарных слов;

 - развивать орфографическую зоркость,

 - развивать навыки проектной деятельности,

 - развивать мыслительные операции, речь учащихся;

- развивать творческий потенциал учащихся;

 - воспитывать интерес к языку, слову. 

Планируемые результаты.

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы

Частично-поисковый, самостоятельная работа

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая

Средства

Словари, ИКТ

Оборудование

компьютер, телевизор

Система оценивания , подведение итогов

- дети выполняют самоанализ работы,

 - коллективное обсуждение результатов: обсуждаются продукты всех групп, выбираются наиболее удачные, даются рекомендации,

- заполняется «Лист самооценки работы группы» (Приложение);

- рефлексия (что бы в следующий раз сделал иначе),

- организуется выставка детских работ по окончанию выполнения заданий,

- работы учащихся или их фото после выставки вкладываются в личные портфолио учащихся и портфолио проекта.

Ход работы

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Слайд 2

- Я приглашаю вас в «Одиночное плавание по морю слов».  Но слова непростые. Догадайтесь, с какими словами мы будем работать сегодня на занятии?

В русском языке они

В словаре живут одни

Без проверочной родни

Слайд 3

- Тема «Словарные слова»

Слайд 4

- «Одиночное плавание» - это словарный диктант. Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- Парус - это листы бумаги у вас на партах.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову. Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать листок ровно на одно слово.

- Готовы? Подмигните мне левым глазом, помашите мне правой рукой.

- Поплыли!

        Трактор, посуда, топор, овощи, ракета, сапоги, облако, орех, горох, огурец, пальто, лопата, карандаш, картина, тарелка.

Волны становятся меньше.

- Море стихает.

- “Поднять паруса!”

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка.

Слайд 5-9

- Найдите безударную гласную такую же как на слайде, нашли, обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь.

- Парус развернули. У кого сколько дырок?

Слайд 10

- У меня мелькнула в голове мысль: слова словарные – «коварные»! Почему?

- В русском языке существует огромный пласт слов, в которых орфограммы «не подчиняются» никаким способам проверки.  Это словарные слова, к которым мы не можем подобрать проверочные слова.

- Как в таком случае правильно написать эти слова?

- Правописание таких слов мы можем только запомнить или посмотреть в словаре.

- Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

3. Работа над проектом

- Да, под такими парусами мы далеко не уплывём. Придётся нам парус “штопать” - делать работу над ошибками.

Слайд 11

- Сегодня мы с вами выполним проект.

Слайд 12

- Давайте вспомним этапы проекта:

1. Проблема

2. План.

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация

Слайд 13

- Какую проблему мы будем решать?

Проблема:

Как запомнить словарные слова?

Цель:

Научиться писать словарные слова без ошибок.

Задачи:

  • Узнать наиболее эффективный способ запоминания.
  • Изобразить словарные слова с помощью этого способа.

Поиск информации:

- Давайте вспомним с чем мы сравнивали нашу память?

- Наша память — это большая кладовка. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Если мы своей фантазией окрасим нужную нам информацию, то вытягивать её из своей «кладовой» будет намного проще.

Слайд 14-20

1. Способ «Образ слова»

Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

2. Способ «Миниатюра»

Кодирование опасной буквы в виде какого-либо предмета (по внешнему сходству с ним).

Слайд 21

Продукт

- Если образ при этом будет ещё и смешным, то вспомнить его будет проще.

- Сегодня мы с вами выполним проект под названием «Весёлый словарик».

- Ребята, как вы думаете, легче справиться с проблемой в одиночку или с друзьями?

- Вам предстоит работать сообща. Давайте вспомним правила работы в группе.

План:

1. Выбрать слово

2. Придумать эскиз рисунка

3. Нарисовать

Слайд 22

Презентация проекта

Рефлексия

Слайд 23

1. Оцените работу групп

Слайд 24

2. Проанализируйте свою работу

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал…

Я могу себя похвалить…

Мне было интересно….

Мне было трудно…

В следующий раз я бы сделал иначе …

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я хочу сказать спасибо…

Слайд 25

- Я уверена, что теперь вы будете смелее выходить в море «Словарных слов»

Приложение

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить словарные слова легко и интересно.

Вашему вниманию предоставляю материал, как легко и интересно детям учить словарные слова....

Тренажёр "Учим словарные слова"

Тренажёр "Учим словарные слова" предназначен для проверки и изучения слов из словаря в начальных классах . Адрес работы http://narod.ru/disk/26326303000/slovarnye_slova.zip.html...

"Учить словарные слова легко и интересно" методическое пособие

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей. В пособии представлены редко используемые, но очень интересные виды заданий, помогающие формировать у младших школьников навык ...

Учим словарные слова. Картофель.

Презентация  из цикла "Учим словарные слова" представляет слово КАРТОФЕЛЬ в системе словарей....

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Проектно-исследовательская работа по теме "Учить словарные слова - легко!" 4 класс.

Проектно-исследовательская работа по теме "Учить словарные слова - легко!" 4 класс....

Учим словарные слова Методическая разработка 2 класс

            Во главу угла при обучении русскому языку ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания, а именно, обогащение школьников лексическим...