Разработка урока по русскому языку "Безударные личные окончания глагола .Закрепление", УМК "Планета Знаний" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шириева Ландыш Илгизовна

Разработка включает в себя конспект урока и презентацию по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект32.03 КБ
Office presentation icon Презентация602 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безударные личные окончания  глагола .Закрепление.

Тип урока:  урок закрепления знаний

 Цели урока:

Образовательные 

1)Закрепить знания о правописании безударных личных  окончаний глагола настоящего и будущего времени.

2)Формировать  знания  уч-ся о способах   проверки глаголов с безударными гласными в окончании;

3)Формировать  умения применять полученные знания на практике;

4)Совершенствовать  умения распознавать Глаголы настоящего и будущего времени с безударной гласной в окончании;

Развивающие

  1. Развивать орфографическую зоркость, мышление, воображение, речь учащихся

Воспитательные

  1. Воспитывать потребность в получении знаний;
  2. Воспитывать любовь к природе и бережное  отношение к ней;

Задачи урока:

Познавательные:

-уметь  отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для выполнения задания

Регулятивные :

- формировать у уч-ся умение определять цель урока;

-развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать предполагаемый результат;

- побуждать уч-ся к самооценке своей деятельности на уроке.

Личностные :

-воспитывать в уч-ся внимательность, самостоятельность, память, логическое мышление, речь учащихся.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в паре, проявлять толерантность

Планируемые результаты:

Предметные

знать: - правило написания проверяемой безударной гласной в окончании глаголов ;  

             - способ проверки написания слов с безударной гласной в окончании глаголов настоящего и будущего времени.            

 уметь: 

- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

- определять опасное место в слове;

- правильно писать слова с проверяемой гласной в окончании;

Метапредметные

Личностные:

- познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные:

-  осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные:

- наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Формы и методы:

Работа в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа

Метапредметные связи:  окружающий мир, литературное чтение

Оборудование : учебник, тетрадь, карточки с заданиями, компьютер учителя, проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент. Настрой на работу на уроке.

Однажды встретились два мудреца,  между ними произошел такой разговор:

- Считаю, что успех приходит к тем, кто рано встает.

- Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении.

 - Вы согласны с этим высказыванием?

(прием «жизненное самоопределение» - личностное УУД, мотивация учения)

  1. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение про глагол.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …   (глагол.)        

-О чём будем говорить на уроке?

- Правильно, речь пойдёт о глаголе.

Проверим ваши знания. Игра  «Верю  - не верю»

  1. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. +
  2. Все глаголы спрягаются. -
  3. У глаголов 2 лица ед. числа после ш пишется ь знак.+
  4. Не с глаголами пишется слитно. -
  5. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь. +
  6. У глагола 1 спряжения 3 лица мн. числа имеют окончания-ут, -ют. +

 - Молодцы, ребята, вот уже, сколько вы знаете о глаголе!

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Прочитайте слова, написанные на доске хором.  Цепочка, из которой не должно выпасть ни одно звено.

      1)  Мысл…м   2)  рассужда…м     3)  объясня…м   4)  говор…м    5)   пиш…м.

    Прежде чем написать слово мы должны выполнять эти действия. И весь урок мы им будем следовать.

- Эти слова являются алгоритмом нашего урока русского языка.

- Что  общего  в  этих словах?   ( Глаголы,  наст.  вр.,   1л., мн.ч. )

- Глядя на пропущенную орфограмму ответьте,  что сегодня на уроке мы будем повторять  и  закреплять?    (Правописание    личных  окончаний  глаголов)

- На какие две группы можно разделить данные глаголы? (1 и 2 спр.)

- Здесь есть лишнее слово?  (говорим)

  -Почему?  (здесь ударное личное окончание, можно сразу определить спряжение)

  Работа по кластеру

 - Как  проверить  безударные  гласные  в  личных  окончаниях  глагола?  Тема урока

(слайд 1-2)

      1)  МыслИм   2)  рассуждаЕм     3)  объясняЕм   4)  говорим    5)   пишЕм.

  4. Закрепление изученного материала

А)  Работа с сигнальными карточками (пальцы рук)

- Определите спряжение глаголов.

Стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, толкать, выбивать, месить, лепить, болеть.

Б)  Усложним задание. Я  называю глагол в неопределённой форме.  На какие вопросы отвечают глаголы в  н.ф.?  (Что делать?  Что сделать?)  А вы записываете  его в форме  3 лица, мн. ч., определяете спряжение и выделяете окончание.

   Колоть  1-ют,  клеить  2-ят,  грохотать 1-ут,  побороть  1-ют,  сеять  1-ют,  затеять  1-ют , держать  2 искл.-ат , дышать  2 искл.-ат , гнать  (2 искл-ят),  стелить 1 искл.-ют.   Хорошо!

   Запомните,  как правильно произносить слова и старайтесь не ошибаться.

Физминутка о глаголах II спряжения.

Если глаголы исключения – хлопаем, если не исключения – топаем.

Посмотрим,  заходим,  выполним,  гоним,  дышим,  заклеим,  увидим,  держим, полюбим,  услышим,  зависим,  построим, вытерпим.

- А в каком лице были названы глаголы?

В) Выполним упр. 186 с. 79 (записываем 5 словосочетаний)

Г)  Работа в парах.

- Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по лексическому значению)

- Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов)

- Подберите к глаголам  левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика. Запишите их парами в тетрадь. Вставьте пропущенные окончания глаголов, объясните.

Дремл…т                                                       вод…т за нос

убега…т                                                              заруб…т на носу

обманыва…т                                                       клюёт носом

запомн…т                                                            унос…т ноги

Д) Работа с пословицами

- Исследуйте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Вставьте пропущенные буквы (на карточке) в личные окончания глаголов.

1) По одёжке встреча..т, по уму провожа…т.

2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.

3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех.

4) Учи других и сам науч…шься.

5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.

6) Слово не воробей, вылет...т – не пойма…шь.

Запишите в тетрадь одну наиболее понравившуюся пословицу, у глаголов определите спряжение. Выделите окончание.

Е) А сейчас задание на внимательность. Выборочный диктант.

Из предложений текста вы выписываете глаголы 2 лица, ед.ч. Что опасного в  этих глаголах?

         Хорошо весной в берёзовой роще. Походишь  по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь  на серёжки,  послушаешь скворца. Станет тебе легко и радостно. И ты широко улыбаешься  и дышишь  полной грудью!

Сверяем свои работы.  Найдите и обозначьте глаголы соответствующие схеме

(приставка, корень, окончание.)  

4.Итог урока. 

-Над какой темой мы работали с вами на уроке?

-Как вы научились проверять безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени?

5.Информация о домашнем задании. 

6.Рефлексия.

Резерв

1. Образуйте от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа.

Игра –

Свет –

Холод –

Подход –

Прыжок –

Письмо –

2. Работа на  карточках в парах. Заменить глаголы синонимами, вписать. Дописать  2 предложения, употребив глагол-исключение.

          (Исчезает)______________ последний снег в лесу. Лес (просыпается) ______________________ после зимней спячки. Сосновый бор (озаряется) _____________________ лучами солнца. Его лучи (плещутся)____________________ в лужах вместе с воробьями. С раннего утра ( хлопочут)_____________________ муравьи.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 Проверка( 2-3 учащихся читают получившиеся тексты).

           Тает последний снег в лесу. Лес пробуждается после зимней спячки. Сосновый бор заливается лучами солнца. Его лучи играют в лужах вместе с воробьями. С раннего утра снуют муравьи. Шустрые белки прыгают с ветки на ветку. По тропинке  бежит лиса.

-Обсуждение орфограммы: безударные  окончания глаголов. Алгоритм определения спряжения.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Слайд 2

Объясни значение фразеологизма Дремл …т вод …т за нос убега …т заруб …т на носу обманыва…т клюёт носом запомн …т унос …т ноги е е е и и и и

Слайд 3

1) По одёжке встреча..т, по уму провожа…т. 2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда. 3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех. 4) Учи других и сам науч…шься. 5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь. 6) Слово не воробей, вылет...т – не пойма…шь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?, а какие на вопрос КТО" с использованием ЦОР

Разработка урока по русскому языку 2 класс по программе "Школа 2100" на тему "Какие слова отвечают на вопрос ЧТО? , а какие на вопрос КТО?" с использование ЦОР...

Разработка урока по русскому языку в малокомплектной школе (2-4 класс)

План урока по русскому языку в малокомплектной школе.Такие разработки мало в интернетресурсах.Предлагаю один из таких уроков.2 и 4 классы.2 класс-тема "Образование  слов при помощи приставок",4 к...

Разработка урока по русскому языку на тему "Парные согласные" 2 класс УМК "Школа 2100"

В данном материале представлен конспект урока+презентация к уроку+пояснение к слайдам. Урок построен в соответствии с системно-деятельным подходом....

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

Разработка урока по русскому языку по теме "Многозначные слова" 2 класс по системе Занкова.

Данная разработка урока формирует умение учащихся выделять в предложениях и в текстах днозначные и многозначные слова....

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.

Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....