Разработка урока по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода", УМК "Планета Знаний" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шириева Ландыш Илгизовна

Разработка включает в себя конспект урока и презентацию по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект24.64 КБ
Файл Презентация1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема: «Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью закрепления употребления мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для закрепления употребления мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода;
  • обеспечить усвоение учащимися умения применять алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование к уроку: компьютерные слайды, карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости» (слайд №1).

- Как вы понимаете её?  (Каждый день мы изучаем что-то новое.)

- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

- Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.

- С каким настроением вы приметесь за работу?  ( С хорошим, …)

- Улыбнитесь друг - другу! В путь!

   2. Актуализация знаний.

- С чего начнём работу?  ( С минутки чистописания.)

- Запишите «число», «классная работа».

- Назовите буквы, какая лишняя и почему? (слайд 2)

ж  ш  ч  к  щ

- Запишите эти буквы. Вспомните  словарные слова (имена существительные), в  которых имеется шипящая буква. (одуванчик, урожай, шофер)

- Назовите орфограммы в данных словах. К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное.)

- Составьте предложение с одним из слов и выполните синтаксический разбор.

- Что мы знаем об имени существительном?

(Имя существительное – часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?)

(Имя существительное изменяется по числам)

(Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.)

   3. Выявление места и причины затруднения.

На доске:

камыш       доч    

сыч            рож

мяч            печ

- Прочитайте слова. Определите, в каком столбике слова женского рода, а в каком – мужского. Как  определили род имён существительных?  (Подставив слова: он, мой, она, моя.)

- Какие ошибки допущены в написании слов? (У имен существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.)

- Исправьте ошибки в словах и определи род.

- Итак, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Будем определять, в каком случае пишется мягкий знак.) Сформулируйте тему урока.  (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих.)

(слайд 3). Какие поставим перед собой цели?

Поиграем в игру «Будь внимателен»

- Я вам читаю определение, вы должны записать одним словом данные определения и определить род.

1) Близкий приятель, друг.  (Товарищ.)

2) Суп со свёклой и другими овощами.  (Борщ.)

3) Человек, который играет на скрипке.  (Скрипач.)

4) Двенадцать часов ночи.  (Полночь.)

5) Женское украшение, прикалываемое на груди.  (Брошь.)

- На что необходимо обратить внимание при написании слов с шипящими на конце?

  4. Составление алгоритма написания мягкого знака.

  1. Определим часть речи.
  2. Выясним род.
  3. Если существительное женского рода, будем писать ь.
  4. Если существительное мужского рода, не будем писать ь.
  5. Реализация составленного алгоритма.

Работа по учебнику «Русский язык»  (с.84, упражнение 2.)

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение по учебнику.

- Что нужно сделать в данном упражнении?   (Распределить слова в столбики по родам, записать слова, раскрывая скобки, употребляя, где нужно, мягкий знак.)

- У существительных какого рода будете писать мягкий знак? (У существительных женского рода после шипящих на конце будем писать мягкий знак.)

(У доски работают два ученика: один записывает слова мужского рода, другой – женского рода.)

  1. Физминутка.

- Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если называю слово, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы хлопаете в ладоши. Если мягкий знак не пишется – приседаете.

  Ключ, лещ, молодёжь, малыш, мышь, этаж, вещь, ёж, багаж, мелочь, тишь, глушь, речь, меч, карандаш, уж, ночь.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.

- Как определить, поняли вы тему урока или нет?  ( Нужно поработать самостоятельно.)

- Возьмите карточку с самостоятельной работой.

- Вам нужно вставить в словах изученную орфограмму мягкий знак и доказать, почему вы её вставили.  (Указать род существительных над словом.)

        Мяч…, доч…, ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, молодёж…, карандаш…, уж….

- Поменялись карточками. Проверяем.  (слайд 4)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Сегодня мы составили алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных женского рода. А для чего? Когда вы будете пользоваться этим алгоритмом?  (Когда будем писать диктант, выполнять задания, грамотно писать.)

-Выполним упр.1 с. 84

Резерв.

-  Я буду читать предложения, а вы поднимаете руку, когда слыжите шипящий на конце имени существительного и объясняете написание

   Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз.  В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.  

   Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Урок подходит к концу. Над какой темой работали на уроке?  Какую цель вы ставили?  (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)

- Достигли вы поставленной цели? Докажите.

(Мы составили алгоритм употребления мягкого знака у имён существительных на конце после шипящих. Мягкий знак пишется на конце слова  после шипящих   у существительных женского рода.)

- Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий знак и напишите карандашом его в тетради:

«!» – Я всё понял, могу объяснить другу.

«+» – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.

«-»  – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.

  1. Домашнее задание:  с. 82, упражнение 3. Составить словосочетания, раскрывая скобки, указать род имен сущ., и выделить окончание

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый день прибавляет частицу мудрости.

Слайд 2

ж ш ч к щ

Слайд 3

Школа грамотея… Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих

Слайд 4

Мяч…, доч …, ключ…, лещ…, печ …, вещ…, ноч …, мыш …, молодёж …, карандаш…, уж …. ь

Слайд 5

Упражнение 1 с. 84 Сёдла – слово стоит во множественном числе. Поставим в единственном числе. Сёдла – седло (оно моё) средний род.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...

Проект урока Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (русский язык)

класс в 2-х частях» Издательство «Астрель».Тема урока:«Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»Задачи урока:1.Познакомить уча...

Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".

Задачи:Образовательная:  познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных...