Конспект урока по русскому языку по теме "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 Шибарева Алена Александровна

Конспект урока по русскому языку по теме "Корень слова" для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

"Корень слова. Однокоренные слова"

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

Развивающие:

1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

2. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

Образовательные:

1.  научить находить корень в однокоренных словах;

Воспитательные:

1. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

2. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки, компьютер, иллюстрации, таблицы – опоры, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем наш урок.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

С мАлой удачи начинается большой успех.

2. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, будет, сегодня, здорово, у!

У нас сегодня всё будет здорово!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

3. Каллиграфическая минутка.

Работа в тетрадях:

1) Записываем число – 14 ноября – это какой день недели? (пятница)

2) ря, ор, на

3) Загадка:

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Много птичек здесь снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

(( пояснение)

(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков.)

Составьте предложение с этим словом.

Рябчики клюют ягоды рябины. ( записать, найти главные члены предложения)

4. Актуализация  знаний. Сообщение темы и целей урока.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы знаете? (корень, ствол, ветви.)

-Послушайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?

Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба ?

- Это важная, необходимая часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

2. Работа на доске.

- (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Много родственников появилось, все они похожи. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова - родственники. Корень как сердце в слове.

Итак,  посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовник, высадка, садок, рассада). Как в сказке  называются эти слова?(родственниками). Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем).

Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

- Однокоренные те слова, у которых есть одна общая часть – корень.

- Теперь посмотрите, как обозначается корень (Показать обозначение корня – таблица).

3. Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите  однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Какие новые однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова  являются однокоренными к слову сад.

( рассада, посадка, садовый, садовник)

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

Физминутка.

Повторяем движения за героями мультфильма.


4. Устная  работа, (самостоятельная).

Еще нужно обратить внимание на то, что согласные в корнях родственных слов могут меняться – чередоваться: подруга, дружба, друзья.

Хотите сами стать  садовниками? Попробуйте «вырастить» словесное дерево с корнем – гриб, сахар, муравьи, лед. Какие слова  могут «вырасти» на этом дереве?

Гриб, грибок, грибной (суп);

сахар, сахарница, сахарная (свекла);

муравьи, муравейник, муравьиный;

лед, ледяной, ледышка.

Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

Алгоритм определения корня слова

1-й шаг. Подумай над значением слова.

2-й шаг. Подбери родственные слова.

3-й шаг. Выдели общую часть.

VI. Закрепление изученного материала.

Вернёмся к слову рябина.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина? Докажите.

Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый, рябинник (заросль деревьев рябины)

1. Самостоятельная работа.  Работа с учебником.

Упр. 159 с.101

- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)

2. Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах. Упр. 160.

- Вам нужно из этих пар слов найти «лишнее». Записать эти слова, кроме лишнего и выделить в них корень. Когда выполните задание, развернетесь, сядете ровно на свои места.

- А теперь будем проверять задание. Для этого поменяйтесь тетрадями. Все внимание на доску! (Обмен тетрадями, самопроверка по доске).

- Итак, кто из вас допустил ошибки? В следующий раз будьте более внимательны!

Послушайте текст и ответьте на вопрос. Кто же оказался чужаком среди своих?

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. Пригорюнился чужак. Где ему родственников искать?

Почему гости сразу не приметили чужака?

Р/р  Составьте рассказ из 5 – 6 предложений чтобы в них присутствовали однокоренные слова.

Ребята пошли в лес за грибами. Они встретили лесника, который показал им грибное место. Дети нашли под берёзой подберёзовики, а под осиной подосиновики.

Назовите однокоренные слова, если таковы имеются.

Итог урока. 

-Сегодня мы говорили об однокоренных словах и учились находить корень в словах.

Вернемся к проблемным вопросам, которые мы ставили вначале урока, и вспомним…

- Что же такое корень? (общая часть родственных слов)

- Роль корня в слове. (Образовывает новые – родственные слова)

- Как выделить корень в слове? (подобрать однокоренные слова)

- Какие слова называются однокоренными? (те, у которых есть одна общая часть – корень).

9. Домашнее задание.

Правило с.102 упр. 161

10. Рефлексия.

Я не очень доволен собой, потому что…

Для меня было самым интересным…

Я могу похвалить себя за…


Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...