Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Малинина Елена Евгеньевна

Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • организовать наблюдение над приставками и суффиксами;
    • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся научатся находить родственные слова и образовывать  их при помощи приставок и суффиксов.
  • Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
  • развивать умение работать в паре и в группе;
  • развивать  внимание, наблюдательность.
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитательные:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

           

                            Конспект урока русского языка  во 2-м классе

 на тему "Родственные слова. Образование слов при помощи приставки и суффикса"

  Учитель: Малинина Елена Евгеньевна

Цель урока: формировать представление о родственных словах; познакомить с образованием слов при помощи приставки и суффикса.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • организовать наблюдение над приставками и суффиксами;
  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся научатся находить родственные слова и образовывать  их при помощи приставок и суффиксов.
  • Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
  • развивать умение работать в паре и в группе;
  • развивать  внимание, наблюдательность.
  • Воспитательные:
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые  результаты:

  • Личностные результаты учащихся:
  • осознавать смысл образования родственных слов и уметь образовывать их при помощи приставок и суффиксов;
  • понимать отличие родственных слов от формы слова;
  •  развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
  • Метапредметные результаты:
  • Регулятивные:
  • оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
  • Познавательные:
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;
  • самостоятельное создание алгоритма образования родственных слов;
  • Коммуникативные:
  • внимательно слушать друг друга;
  • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Предметные результаты:
  • воспроизведение своими словами правила; выполнение действий по алгоритму;
  • знать образование родственных слов и формы слова;
  • уметь правильно их образовывать.

                                               ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока

1) Приветствие, настрой на урок в стихотворной форме.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.

– Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

Личностные результаты: самоопределение к учебной деятельности

II. Актуализация знаний

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.

1. Минутка чистописания

– Запишите сегодняшнюю дату.

– С чего мы обычно начинаем урок?

– А прежде, чем приступить к работе, что должны сделать?

– Какую цель вы можете поставить на данном этапе работы?

– Сформулируйте, что необходимо для достижения вашей цели.

– Зачем вам нужно заниматься такой работой?

– Оцените свою работу по шкале «Правильность»
– Поменяйтесь тетрадями. Оцените работу соседа по парте.
– У кого оценивание совпало?
– Назовите причину несовпадения ваших оценок.

– С минутки чистописания

– Поставить перед собой цель

– Написать буквы, близкие к эталону

– Необходима правильная посадка, правильное положение тетради и ручки.

– Для того, чтобы уметь правильно писать ширину, высоту букв и расстояние между ними.

Дети прописывают строчку.

Предметные результаты:
понимать задание, как его надо выполнить; самим предлагать задания.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные:
уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания.

2. Словарно-орфографическая работа

– Внимательно посмотрите на слова, назовите лишнее слово.

• Чашка
• Веник
• Корова
• Точка

– По какому признаку определили?

– Что знаете об этом слове?
– Какая предстоит работа?

– Зачем вам нужна такая работа?

– Запишите слово. Выделите орфограммы.

– Какое задание можете предложить?

– Выберите задание, которое предстоит сейчас выполнить.

(Если дети выбирают задание «подобрать однокоренные слова», то оно выполняется письменно. Если выбирают другое, то оно выполняется устно и переходят к выполнению письменного задания.)

– Подберите и запишите в столбик однокоренные слова.

– Как вы считаете, правильно ли были подобраны слова? Докажите.

– Справились ли вы с выбранным заданием?

Учащиеся анализируют, рассуждают, доказывают.

– Корова

по количеству слогов:  – их 3.

– по грамматическому признаку – одушевленное существительное.

– Это словарное слово. Значит, будет словарная работа.

Предположения детей

– Составить предложение.
– Подобрать форму слова.
–  Подобрать однокоренные слова.

  • корова
  • коровка
  • коровушка
  • коровёнка

– Правильно. У них один корень – коров- и одинаковое лексическое значение.

Физминутка

Цель: Дать возможность детям отдохнуть, переключиться на другой вид работы

III. Целеполагание

Цель: учить ставить перед собой цель, чтобы достичь определенного результата

– Определите тему сегодняшнего урока.

– Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
– Что мы сегодня будем исследовать?
– Что узнаем нового?

– Родственные (однокоренные) слова.

Учитель уточняет тему урока, если она сформулирована неточно.

Высказывания детей

Метапредметные результаты:

анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова.

– При помощи чего образованы родственные словарные слова?

– При помощи суффиксов:
-к-
-ушк-
-ёнк-

Метапредметные результаты
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания
Познавательные:
понять, как при помощи приставок и суффиксов образуются новые родственные слова; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
коллективное составление родственных слов; сформулировать правило об образовании родственных слов. 
Коммуникативные:
уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
запомнить, при помощи чего образуются родственные слова; уметь работать по алгоритму.

– Сделайте вывод.

– Родственные слова, могут образовываться путем добавления суффикса.

– Приведите свои примеры.

 

– Как вы думаете, есть ли другой способ образования слов?

Предположения детей.

– Что для этого нужно?

– Провести исследование и выяснить.

Работа в парах.

– На столах у вас лежат карточки с частями слов.

Вы –
Пере –   ХОД
От –

Вы –
Пере –  ЛЁТ
От –

Алгоритм выполнения работы:

  1. В виде кластера составьте из них слова.
  2. Получившиеся слова запишите столбиком в тетрадь.
  3. Выделите корень.
  4. Сделайте вывод.

Проверка.

Выход, переход, отход.
Вылет, перелет, отлет.

– Какой вывод сделали?

– Родственные слова образуются не только при помощи суффиксов, но и при помощи приставок.

– Оцените свою работу в парах. Достигли ли поставленной цели?

– Поработали хорошо, дружно, так как сумели доказать, что при помощи приставок тоже образуются новые родственные слова.

Физминутка для глаз

Цель: дать возможность отдохнуть глазам

V. Применение полученных теоретических знаний при выполнении заданий и решения учебных задач

Цель: обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания; проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания и умения.

– Работа по учебнику. Упр. 89, стр 42

 

 

Метапредметные результаты:
самоопределяются в УД
Личностные результаты:
осознают смысл изучения родственных слов и успешного использования приставок и суффиксов для образования новых родственных слов.

– Зачем вы будете выполнять это задание?

– Чтобы проверить,  научились ли мы образовывать родственные слова.

– Отметьте слова для записи. Как будете их записывать?

лес – лесок
звон – звонок
мост – мосток
цвет – цветок

– Проверка.

звон – перезвон, позвонит
цвет – зацветет

– Удалось ли вам справиться с заданием.
– Какие трудности возникли?

– Подумайте, можно ли от данных слов образовать родственные слова при помощи приставки?

 

IV. Обобщение усвоенного материала.

Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях.

– В заключение урока вам предстоит ответить на вопрос: для чего служит каждая часть слова?

Приставка – служит для образования новых слов.
Суффикс – служит для образования новых слов
Корень – общая часть родственных слов.
Окончание – служит для связи слов в предложении.

Метапредметные результаты:
сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Работа в группах.

– Составить кластер из данных слов.

 

V. Рефлексия деятельности

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда

– Какую цель  ставили перед собой на уроке?
– Удалось ли достичь поставленной цели?
– Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
– Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке?

– Оцените результаты своего труда.

 

Личностные результаты:
самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения своей работы и работы одноклассников.

VI. Домашнее задание

Цель: объяснить выполнения домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Части слова. Приставка»

Конспект урока с использованием электронных материалов с сайта Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. УМК "Школа 2100". ФГОС...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"

Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему: "Корень слова. Однокоренные слова" по учебнику Т.Г.Рамзаевой.

Разнообразный материал урока поможет интересно организовать работу по закреплению понятий: корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов и применить полученные знания в практической дея...

конспект урока русского языка в 3 классе на тему: « Написание слов с суффиксами -ек- и -ик- »

разработка конспекта по новому ФГОС, учебник «Русский язык» 3 класс (часть 1),авт. А.В. Полякова (система Л. В. Занкова)...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ

Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса"

Технологическая карта урока закрепления+ презентация  по теме "Образование слов с помощью приставки и суффикса" (УМК "Перспективная начальная школа") разработаны на материале книги К. Чуковского ...