Технологическая карта. Русский язык "Обобщение знаний о глаголе".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Липина Маргарита Николаевна

Технологическая карта к уроку русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obobshchenie_o_glagole._2_kl.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Предмет: Русский язык.

Класс: 2. 

Учитель: Липина Маргарит Николаевна МБОУ «СОШ № 2 им. Г. В. Кравченко»

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе как части речи.

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель: Создать условия для систематизации и обобщения полученных знаний о глаголе. 

Задачи:

Предметные

Обобщать и систематизировать знания учащихся о глаголе; совершенствовать умения находить глагол, определять грамматические признаки глагола и обосновывать своё мнение.

Метапредметные

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учётом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Личностные:

Создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

 у учащихся будут сформированы и дополнены знания о грамматических признаках глагола.

Личностные:

У учащихся будут сформированы: учебно – познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования самооценки  и оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о грамматических признаках глагола в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся строить речевые высказывания по теме, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему мнению; работать в коллективе.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: русский язык: учебник для 2 класса в 2 частях. – Москва: Издательство «Просвещение», 2012. 

Ноутбук, мультимедиа приставка, авторская презентация в Power Point (автор Липина М. Н.).

Памятка, раздаточный материал для индивидуальной работы и в парах, материал для рефлексии.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ, приёмы

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Учитель:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Приём – «Стихотворение-ритуал».

Личностные УУД:

Прививать интерес к познавательной деятельности.

2.Мотивация познавательной деятельности. Формулирование темы урока.

Наступает весна. Я хотела назвать вам некоторые приметы весны, но вот беда несколько слов потерялись.

Солнце…Снег…Птицы…

Помогите мне. Как вы думаете, какие слова надо вставить?

Какой частью речи являются слова, которые вы вставили?

О какой части речи мы будем сегодня говорить?

Вы уже много знаете, поэтому сегодня на уроке мы будем обобщать все имеющиеся знания.

Назовите тему урока.

Что мы знаем о глаголе?

Предлагают варианты.

Солнце греет. Снег тает. Птицы поют.

Глаголами.

О глаголе.

Обобщение знаний о глаголе.

Делятся своими знаниями о глаголе.

Приём – «Вставь словечко».

Слайд

Слайд

Слайд

Личностные УУД:

Формировать интерес к изучению темы.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Коммуникативные УУД:

Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками.

Уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

Определять границу «знания - незнания».

3.Актуализация знаний.

Выявление проблемы.

Постановка темы.

Сейчас мы проведём тест, чтобы проверить ваши знания.

1. Глагол обозначает:

А) Предмет

Б) Действие

В) Ничего не обозначает

2. Глагол по числам:

А) Изменяется

Б) Не изменяется

В) Иногда изменяется

3. В предложении глагол чаще всего бывает:

А) Сказуемым

Б) Второстепенным членом

В) Подлежащим

4. Найди вопрос глагола:

А) Кто?

Б) Какой?

В) Что делает?

Взаимопроверка. За правильный ответ 1 балл.

Кто набрал 4 балла? Молодцы!

У некоторых ребят были неправильные ответы, значит, нам имеет смысл все наши знания повторить, обобщить и поместить…

а куда, вы узнаете, если разгадаете слово.

актямап

Какую цель мы поставим на уроке?

Верно, сегодня мы будем составлять памятку-кластер.

Чтобы составить памятку нам необходимо выполнить задания.

1. Глагол обозначает:

Б) Действие

2. Глагол по числам:

А) Изменяется

3. В предложении глагол чаще всего бывает:

А) Сказуемым

4. Найди вопрос глагола:

В) Что делает?

Памятка.

Цель: составить памятку о глаголе.

Слайд

Слайд  

Слайд

Приём – «Ребус».

Познавательные УУД:

Находить ответы, на вопросы, используя имеющиеся знания о грамматических признаках глагола.

Регулятивные УУД:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Выполнять взаимопроверку и взаимооценку  учебного задания.

Коммуникативные УУД:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучению темы.

4.Проект по решению проблемы.

Физминутка.

Прочитайте слова.

Слова зимние, но в нашем крае такое не редкость и весной.

К какой части речи относятся эти слова? Что обозначают?

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, образуйте от них глаголы:

М…роз-

М…тель-

Что теперь стали обозначать слова?

Что обозначает глагол?

На какой вопрос отвечают эти глаголы? Ребята, а глаголы отвечают только на этот вопрос? Или есть и другие вопросы глаголов? Назовите их.

Составьте предложение (на карточках).

Зимой, за, наступает, холодной, весна.

Как оформим предложение при письме?

Запишите предложение, подчеркните основу. Проверка.

Какой частью речи является подлежащее? А сказуемое?

Значит, какой вывод сделаем о роли глагола в предложении?

Как живёшь?

Как идёшь?

Как бежишь?

Как шалишь?

Как даёшь?

Как берёшь?

Как грозишь?

Как ты спишь?

А сидишь?

(Сели за парты)

Помним цель нашего урока – продолжаем составлять нашу памятку.

Выполняя следующее задание мы, узнаем, как изменяются глаголы.

Весной появляются ручейки.

Что делает ручеёк (развитие речи)?

Журчит

Течёт

Бежит

А если ручейков много. Что они делают?

Запишите в карточке напротив слова, что будут делать несколько ручейков.

Проверка.

Работа с орфограммами.

Назови число глаголов, которые обозначают действие одного предмета?

А если они обозначают действие нескольких предметов?

Сделайте вывод, как изменяются глаголы.

Прочитайте поговорки, вставьте частицу не.

Как вы понимаете смысл этих поговорок?

Подумайте, как вы будете записывать частицу не с глаголом.

Запишите второе предложение.

Как в марте зима… злится, а весне покорится.

Поздняя весна…обманет.

Как записали частицу не с глаголом? Проверьте.

Сделайте вывод, как пишется частица не с глаголом.

Существительные.

Явления.

Мороз - морозит

Метель – метёт

Действие.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета.

Что делает?

Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? И др.

Заглавная буква, точка.

За холодной зимой наступает весна.

Вывод: в предложении чаще всего глагол является сказуемым.

-Вот так!

Предлагают варианты.

Журчит, течёт, звенит, струится, бежит, блестит, сияет, разговаривает, переливается, смеётся.

Работа в парах на карточках.

Журчит - журчат

Течёт - текут

Бежит - бегут

Ча - ща, жи -  ши, безударная гласная (течь, бег).

Глаголы в единственном числе.

Глаголы в множественном числе.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

Раздельно.

Вывод: частица не с глаголом пишется раздельно.

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Приём –«Мозаика»

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Приём – «Белые пятна».

Слайд

Слайд

Личностные УУД:

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Обобщать и систематизировать знания о глаголе.

Формировать умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации.

Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

Регулятивные УУД:

Закреплять умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Используя памятку, выполните задания.

Вот и весна!  (Не) прячет солнце свои лучи. Зазвенела хрустальная капель. На деревьях набухли клейкие почки. Подчеркните глаголы двумя чертами. Над глаголом, который отвечает на вопрос что сделала? нарисуйте кружок. Над глаголом во множественном числе нарисуйте треугольник.

Выполните самопроверку.

Как вы записали не с глаголом?

Если у вас не было ошибок нарисуйте весёлый смайлик. Если ошибки были смайлик нейтральный. Если не справились – грустный смайлик.

Самостоятельная работа.

Вот и весна!  Не прячет солнце свои лучи. Зазвенела хрустальная капель. На деревьях набухли клейкие почки.

Слайд

Приём – «Логические поисковые задания».

Слайд

Познавательные УУД:

Совершенствовать умения находить глаголы.

Определять грамматические признаки глагола.

Регулятивные УУД:

Соотносить учебные действия с изученными правилами.

Коммуникативные УУД:

Согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные УУД:

Оценивать результат собственной деятельности.

6.Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Давайте подведём итог нашего урока.

Какую тему повторили?

Что такое глагол?

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли цели?

Где будем использовать памятку? Я приготовила для каждого памятку.

Вы узнаете ещё много нового о глаголах в старших классах.

Запишите домашнее задание.

Придумайте и запишите 3 предложения о весне и подчеркните глаголы.

Выполняя домашнее задание, при необходимости,  вы уже можете использовать памятку.

А сейчас мы с вами сделаем картину  весенней погоды.

Если вы довольны своей работой, то возьмите лучик и прикрепите к солнышку, а если у вас что-то не получилось, то возьмите капельку и прикрепите к тучке.

Глагол.

Составить памятку о глаголе. Да.

На уроках русского языка.

Слайд

Слайд

Приём – «Солнышко и тучка».

Регулятивные УУД:

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД:

Строить монологическое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. "Обобщение знаний об имени существительном"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Обобщение знаний об имени существительном" Учитель: Макаревич А.М....

технологическая карта русскому языку по теме Систематизация знаний по разделу «Части речи». Слушание. Письмо. 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Систематизация по разделу  "Части речи" ( имя существительное, имя прилагательное, глагол). 3 класс...

Технологическая карта русского языка «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта русского языка «Распознавание глаголов в неопределённой форме» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Распознавание глаголов в неопределённой форме»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глаголов...

Технологическая карта русского языка «Глагол как часть речи». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания.Цели урока: 1. Формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.2. Существительных женского рода после...

Технологическая карта русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические:      Дидактические: поз...

Технологическая карта русского языка «Обобщение знаний о частях речи» (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний у обучающихся о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).Задачи урокаПланируемые резуль...