Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

знать правило написания удвоенных согласных в словах;

уметь правильно переносить слова с удвоенными согласными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.12.2020

ФИО учителя: Хамидуллина Р.В.

Школа: ДСОШ

ФИ студента: Сайфуллина С.

Класс:

ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать правило написания удвоенных согласных в словах;

уметь правильно переносить слова с удвоенными согласными.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, учебник УМК школа России «Русский язык» 1 часть (Канакина, Горецкий)

Челябинск 2020


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Настраиваются на работу

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Практический: письмо в воздухе, в тетради

4-5 мин

- Давайте начнем наш урок с минутки чистописания.

- На экране вы видите печатные буквы-близнецы, давайте посмотрим, как они пишутся при письме. Ваши глазки внимательно смотрят на меня, а ручки повторяют за мной буквы в воздухе.

- Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп сс 

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради.(+,-)

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

Внимательно следят за учителем и пишут в воздухе буквы

Записывают буквы в тетради

Сверяют с образцом

Оценивают свою работу

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

 Наглядный: презентация

Словесный: формулирование темы и цели

4-5 мин

- Посмотрите на слова на слайде. Подумайте, какие это слова, каких букв не хватает?

- Найдите слова, которые отличаются от других. Чем они отличаются?

- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы?

- Кто уже догадался, какая у нас сегодня будет тема урока?

- А какую цель мы поставим?

П…суда, с…бака, …дежда, к…рова, м…роз, кла…, ру…кий.

Класс, русский. В них пишутся удвоенные согласные.

Ответы детей

Слова с удвоенными согласными.

Научиться переносить слова с удвоенными согласными.  

Р: планирование учебной деятельности

П: самостоятельное выделение и формулирование цели

IV. Открытие нового знания

Словесный: загадки

Наглядный: презентация

Словесный: диалоги с учителем

Практический: упражнение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с правилом

Практический: работа со словарем

Словесный: учебный диалог

Практический: составление транскрипции слова

7-8мин

-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них. 

1. Он на вокзале есть всегда

К нему подходят поезда

Двойное р содержит он

И называется …

2. Проста загадка и легка

Пишусь всегда через два к

И мяч и шайбу клюшкой бей

А называюсь я …

3. В магазин с сестрой ходили

Все, что надо, там купили

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в …

- Посмотрите на эти слова еще раз.

- А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось?                     

- Как произносятся звуки?

- Сделаем вывод: (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)  

Работа по учебнику упр.188

- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?                                                                        

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.                                                                                 

 - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа знаками +/-.

- Поднимите руку, у кого +. Молодцы!

- Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?     

- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

- Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами?

- Значит, это орфограмма, какая?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- С каким из этих слов мы не знакомы?

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Составим транскрипцию слова

Суб|бо|та [СУБОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

                    

Перрон.

Хоккей.

Кассу.

Читают со слайда вывод

Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.

Читают правило в учебнике

Отвечают на вопросы по правилу

Открывают словарь

Выполняют задание учителя

Класс, Россия, русский, суббота.

Суббота.

Выписывают слово.

Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.                                            

Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

                  

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания

Р: саморегуляция

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормам

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Практический: выполнение упражнения

4-5 мин

- Посмотрите на слайд, прочитайте предложения.

- Вставьте подходящие по смыслу слова с двойными согласными.

Ребята делают ________ зарядку.

Идёт нудный ________ дождь.

Учительница вошла в ________.

- Спишите эти предложения в тетрадь и подчеркните удвоенные согласные в словах, которые вставили.

Утреннюю.

Осенний.

Класс.

К: умение полно и точно выражать свои мысли

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа

4-5 мин

- Теперь поработаем самостоятельно в тетрадях.

- Запишите слова в два столбика:

в первый - с удвоенной согласной,

во второй - без удвоенной согласной.

Пас...ажир, кал...ендарь, Рос…ия, кол...ектив, рус...кий, тел...ефон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.

-Давайте проверим. Посмотрите на эталон. Если у вас все верно, то поставьте себе + на полях рядом с этим заданием.

- Поднимите руки, у кого все верно. Молодцы!

Выполняют задание самостоятельно

Сверяют с эталоном

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

Практический: устное упражнение

7-8 мин

- Ребята, на слайде вы видите слово. Подберите однокоренные слова к этому слову. ( класс)

- Назовите имена людей в которых есть удвоенная согласная.

-А какое из них нельзя перенести?

- Почему?

 - Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов.

- Теперь устное задание. Посмотрите на слайд.

- Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - …

Спортивная игра с мячом или шайбой - …

Шестой день недели - …

Комната для занятий детей в школе - …

Дорожка, обсаженная деревьями - …

Товарищ по работе - …

Обучение животных - …

Спортивный бег - …

Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.

Классная, классики, одноклассники, классно.

Анна, Эмма, Инна, Жанна, Кирилл, Алла, Геннадий.

Кирилл.

Потому что нельзя переносить одну букву.

Заглавная буква в именах собственных.

Работают устно

Заменяют словосочетания опираясь на слова для справок

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

2-3 мин

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. 

- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.                        

- Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему?

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

- Как перенести такие слова?

- Теперь поднимите зеленые карандаши е, кто все сегодня понял, желтые – те, кому было немного трудно и красные те, кому было очень трудно и что-то осталось непонятным.

Научиться переносить слова с удвоенными согласными.  

Оценивают свою работу и работу класса на уроке

Ответы детей

Проводят эмоциональную оценку

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

с с бб кк мм нн жж пп лл

Слайд 4

П_суда , с_бака , _дежда , к_рова , м_роз , кла_ , ру_кий .

Слайд 5

П о суда , с о бака , о дежда , к о рова , м о роз , кла сс , ру сс кий .

Слайд 6

Слова с удвоенными согласными

Слайд 7

Научиться переносить слова с удвоенными согласными .

Слайд 8

Пе рр он Хо кк ей Ка сс у .

Слайд 9

На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная.

Слайд 10

Ребята делают ________ зарядку. Идёт нудный ________ дождь. Учительница вошла в ________.

Слайд 11

Ребята делают утреннюю зарядку. Идёт нудный осенний дождь. Учительница вошла в класс.

Слайд 12

Пас.. ажир , кал.. ендарь , Рос.. ия , кол.. ектив , рус..кий , тел .. ефон , кол .. екция , кос .. мос , бас .. ейн , дорож .. ка , рис .. унок .

Слайд 13

п а сс ажир Ро сс ия ко лл ектив ру сс кий ко лл екция ба сс ейн к алендарь т елефон к осмос д орожка рисунок

Слайд 14

Место, где продают билеты - … Спортивная игра с мячом или шайбой-… Шестой день недели - … Комната для занятий детей в школе - … Дорожка, обсаженная деревьями - … Товарищ по работе - … Обучение животных - … Спортивный бег - … Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка. Тема: "Проект "Зимняя страничка" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Зимняя страничка»Цели урока: формировать умение подбирать текстовую информацию; формировать навыки выделения главной мысли;Планируемые результаты:Предметные: учиться нах...

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...