Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения»» (УМК "Перспектива"4 класс)
материал по русскому языку (4 класс)

Останина Алена Юрьевна

Тип урока: Открытия нового знания

Цель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;

Планируемые результаты: 

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.11.2019                                                                                                                                       ФИО учителя: Сафонова Луиза Фуатовна

Школа: МОУ «Береговская СОШ»                                                                                                       ФИО студента: Останина Алена Юрьевна

Класс: 4А                                                                                                                                                      ФИО методиста: Кошкарова Л.С..

Кабинет: 9        

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Открытия нового знания

Цель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;

Планируемые результаты:  

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, дать детям возможность оценить свои достижения

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1мин

Ребята, здравствуйте! Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

Отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья?

- Назовите первый звук в этом слове?

- Дайте ему характеристику.

- Запись буквы О и соединений с ней.

Записывают число и классная работа.

Осень

Чистописание (О)

Личностные:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

II. Актуализация знаний и мотивация

5 мин

За окном осень - самое красивое время года. Нельзя не восхищаться красотой которую нам дарит природа.

- Словарную   работу мы проведем на тему "Осень".  

Урожай количество уродившихся плодов в одно время

Берёза - дерево с тонким белым стволом, символ нашей страны

Картина - произведение живописи в красках

Огород - участок земли для выращивания овощей.

Комбайн - зерноуборочная машина.

Богатство -множество,изобилие ,совокупность предметов,

Погода - состояние атмосферы в данное время в данной местности

Пшеница - хлебный злак, из которого изготовляют белую муку.

Ветер - движение потока воздуха

Дорога - место , по которому следует пройти или проехать, путь следования.

Желтый - синоним к слову лимонный

Какое слово лишнее?

- Что какое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

Напомните, что же такое предложение?

Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?  

 

Какими бывают по цели?    

По интонации?

Посмотрите на экран

Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге.

  - Можно ли эту группу слов назвать предложением?

  - Составьте из данных слов предложение.

Сделаем синтаксический разбор этого предложения

Дайте характеристику этого предложения

Есть ли в этом предложении однородные члены?

Как они связаны между собой?

Предполагаемые ответы

по лексическому значению коллективно угадывают и записывают слово

Самопроверка с использованием экрана 

жёлтый, т.к. это прилагательное, а остальные имена существительные

Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства

распространенные и нераспространенные

повествовательные, вопросительные, побудительные

восклицательные, невосклицательные

Запись с комментированием

Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге

Один ученик работает у доски

Предложение распространенное, повествовательное, невосклицательное

красные и желтые

Союзом и

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

5 мин

Посмотрите на экран! Прочитайте

Осень идет и за собою дождь ведет.

В сентябре синица просит осень в гости.

Плачет октябрь холодными слезами.

В сентябре лето кончается, осень начинается

- Как понимаете смысл пословиц и поговорок?

- В каждом предложении выделите грамматическую основу

Что вызвало у вас затруднение? Почему?

Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке?

Мы сегодня познакомимся с простым и сложными предложениями. Тема: Простые и сложные предложения

Дети работают устно

Дети читают предложение

В последней пословице несколько основ

Познакомиться в предложениями   с двумя грамматическими основами

IV. Открытие нового знания

Физминутка

8 мин

1 мин

Обратимся к учебнику стр. 75. упр.118. 

- Можно ли назвать это высказывание предложением?

- Прочитайте, что говорит об этом Ваня.

-Как вы понимаете, "Частей в этом предложении много"?

-Каждая часть - это простое предложение, связанное по смыслу с остальными.

 -Выпишите главные члены по образцу.стр.75.

Словарная работа :-«сень обнажалась…»

- Что такое сень?

 -Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»?  

- Сколько получилось основ?

- Как определить сколько частей в предложении?

- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову.стр.118.

Какое же предложение мы назовем сложным?

Вывод: Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, сколько простых предложений, сколько и частей в сложном предложении. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены - своя основа.  

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки.

•  Поют птицы.

• Ярко светит солнце, поют птицы.

   Светит солнце.

•  Краб крабу сделал грабли.

Наступила осень, и сад опустел.

• В долине пар белеет тонкий.

Наступила осень, птицы улетели на юг.

Белка готовит запасы, а медведь залегает в спячку.

• Светит солнце, на реке блестит лед.

  Начинают желтеть и падать листья

Часто идут дожди и дует холодны ветра

Сень покров

покров становился голым, облетала листва

Пять

Сколько грамматических основ, столько и частей

Предложение, в котором две и больше грамматических основ - сложное.

Выполняют движения

Умение выделять информацию, смысловое чтение с анализом частей,

строить высказывание,

обосновывать мнение, выполнять учебные действия , самопроверку по эталону

V.Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

Работа в парах.

Задание:

- Из данных предложений выбрать сложное предложение на листах, во всех предложениях выделить основы.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

 Экран

1. Ветер загудел в проводах.

2. Туча закрыла небо.

3. Дождь застучал в окно.

 –Какие это предложения простые или сложные?

- Составьте схему первого предложения, второго, третьего. 

- Составьте сложное предложение, которое будет состоять из трех простых и запишите его.

 - Выделите его основы.

 - Не забудем, что между частями сложного предложения ставится запятая.

- Помните, что части сложного предложения- это не просто простые предложения. Они дополняю друг друга. Части сложного предложения могут соединятся союзами и а  но. Перед этими союзами тоже ставится запятая.

       

Работают в парах

Проверка с помощью экрана

это простые предложения, т.к. в них по одной основе 

[__    ‗  ].[ __    ‗  ]. [  ___     ‗   ].

Записывают с комментированием

Ветер загудел в проводах, туча закрыла небо, дождь застучал в окно.

Учитель показывает на доске схему , расставляя знаки препинания).

 [ __    ‗  ] , [ __    ‗  ], [ __    ‗  ].  

На  доске вывешиваются схемы.

[ __    ‗  ] ,  и [ __    ‗  ].

[ __    ‗  ] , а [ __    ‗  ].         

[ __    ‗  ] ,но [ __    ‗  ].

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин

Работа в группах.

Составить сложные предложения из простых. Озаглавить получившийся текст. Возможно использование союзов и а но

1 группа.

 Наступила золотая осень.

Лес окрасился в разные цвета

Рябина стоит вся в красных бусах.

Листочки березы горят золотыми монетками.

Листья ясеня окрасились в жёлтый цвет.

Только елочка осталась зеленой.

2 группа.

Подул легкий ветерок.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Медленно кружатся в воздухе сердечки липы.

Сыплются желтые монетки с берёзы

Золотыми рыбками падают листочки ивы.

3 группа

Низко над землёй нависли тучи

Пошёл осенний мелкий дождь .

В лесу уже не поют птицы.

Только слышится хруст мокрых ветвей.

Скоро наступят холода.

Природа уснет до весны.

Наступила золотая осень, и лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, а горят листочки березы золотыми монетками. Листья ясеня окрасились в желтый цвет, и только елочка осталась зеленой)

Подул легкий и ветерок, и зашумел в лесу золотой дождь. Медленно кружатся в воздухе сердечки липы, сыплются желтые монетки с берёзы, золотыми рыбками падают листочки ивы.

Низко над землёй нависли тучи, и пошёл осенний мелкий дождь. В лесу уже не поют птицы, а только слышится хруст мокрых веток. Скоро наступят холода, и природа уснет до весны

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точкузрения;

VII. Включение в систему знаний

4 мин

Подведем итог. Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал(а)___________________ 

Из чего состоят сложные предложения?

На экране:

Было интересно узнать_________

- Теперь я могу_______________

- Было трудно выполнить__________

-У меня получилось______________

Предложения бывают простыми и сложными.

из простых связанных одной мыслью предложений, которые на письме отделяются запятой.

Дополняют предложения

VIII. Рефлексия деятельности            (по продукту)

3 мин

Наш урок заканчивается, домашнее задание.

- В течение всего урока мы составляли предложения об осени. Используя материал урока оставить и записать 5 сложных предложений на тему "Осень в моем поселке".

У вас на партах лежат смайлики. Оцените своё настроение, свою работу, впечатления на уроке. Выберите один из смайликов: мне все удалось, я получил новые знания, или наоборот-   у меня ничего не получилось и приклейте его на доску под зонтик.

Мы укрылись под зонтом, лужи нипочём,

Не спеша домой идём, песенку поём.

Дождь не страшен нам с тобой, веселей шагай,

Если зонт над головой, то не унывай.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Простое и сложное предложение" 4 класс, РО по системе Л.В. Занкова

С помощью данной технологмческой карты урока вы сможете создать свой урок....

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...

Открытый урок по русскому языку "Простые и сложные предложения" 4 класс

Открытый урок по русскому языку " Простые и сложные предложения" 4 класс УМК Перспектива...

Презентация к уроку русского языка "Простые и сложные предложения" 4 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной "Русский язык 4 класс" УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока русского языка «Простые и сложные предложения» (4 класс), УМК "Перспектива"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения различать простые и сложные предложенияЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с ...

Технологическая карта урока русского языка "Простое и сложное предложение", 3 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о простом и сложном предложенияхЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить с простыми и сложными предожениями2. Научиться разли...