Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку: «Синонимы в русском языке»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Максакова Диана Алексеевна

Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.docx425.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 внеурочного занятия по русскому языку

ТЕМА: «Синонимы в русском языке»

Составила студентка 332 группы

Максакова Диана Алексеевна

Класс: 3

Дата проведения занятия:14.01.2021

ФИО преподавателя-консультанта:

Клековкина Е.Д.

Допущена к проведению внеурочного занятия:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   

                                                                             

Цели внеурочного занятия:

Деятельностная: закрепить тему синонимы в русском языке. 

Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи:

Личностные:

-воссоздать комфортные условия для работы в классе,

-развивать познавательную мотивацию, наблюдательность,

-развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли.

Предметные:

- совершенствование навыка формулировать тему занятия;

- закреплять умение подбирать синонимы;

- закреплять умение отличать синонимы друг от друга;

- использовать синонимы в речи.

Метапредметные:

Познавательные:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

        

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Организационная структура внеурочного занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Подготовительный этап

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Алексеевна, сегодня я проведу у вас занятие по русскому языку. 

Улыбнитесь друг другу, улыбка - хороший настрой на работу. На занятии мы будем рассуждать, мыслить и старательно работать.

Друзья мои, я очень рада 
Войти в приветливый наш класс 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 

Приветствие.

Личностные:

-воссоздать комфортные условия для работы в классе,

-развивать познавательную мотивацию, наблюдательность,

-развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли.

Основная часть

- Сегодня занятие по русскому языку будет необычным. Мы отправимся в путешествие.

-Вчера мне пришло на электронную почту письмо от моей бывшей ученицы. Послушайте письмо. У детей на столе карточка №1:

Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там грустно. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери. Очень холодная была погода.

-Что вы  заметили, послушав данное письмо?

-Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? 

-Любые слова можно писать? 

-С данной темой, мы уже знакомы, как называются слова, близкие по смыслу слова?

-Верно, тема занятия: «Синонимы в русском языке».

-Вы правильно определили тему занятия. В путешествие мы отправимся по стране Синонимы. Сейчас  я раздам маршрутные листы(№2) и план нашего путешествия(№3).

У детей напечатан план путешествия:

1.Станция «Определение»;

2.Станция «Особенностей»;

3.Станция «Отличительных признаков»;

4.Станция «Значение в речи»

-Зачитайте план нашего путешествия.

-Наша первая станция: «Определение». Как вы думаете, что нас может ждать, на этой станции?

-Верно, мы вспомним, что такое синонимы. Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и другие. Все эти слова - синонимы.

 Послушайте отрывок из стихотворения.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару…

-Озвучьте слова, близкие по смыслу.

Зябнет - замерзает, дрожит – дрожит от холода,

стынет – становится холодным, остывает,

мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед.

-Что вы можете сказать о значении этих слов?

-Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? 

-Вспомните определение, какие слова называются синонимами?

Продолжите: синонимы - это слова, которые…

-Посмотрите на карточку №4. Верно ли мы сформулировали правило?

На карточке: Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами.

- На какой станции мы сейчас побывали?

-Арина, скажи мне определение, что же такое синонимы?

-Хорошо. Отправляемся на следующую станцию, нарисуйте на маршрутном листе фломастером стрелочку, она будет обозначать переход от 1 станции ко 2. Посмотрите на план. Как называется вторая станция? Как думаете, что узнаем, на этой станции?

-Мы узнаем, в чем особенность синонимов. Сейчас поработаем в парах. Какие правила работы в парах знаете? Возьмите карточку №5. Прочитайте задание. Выполните это задание на карточке.

- Проверяем. У кого был первый вариант - проверяем. Остальные слушают. Учащийся объясняет, как он выполнял задание.

Также второй и третий вариант.

1 вариант.

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска.

2 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный.

-Что означает слово студеный? 

3 вариант.

Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы.

Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть.

-Что можно сказать об этих словах?

-Какой можно сделать вывод?  

Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания.

-На какой станции мы побывали? Нарисуйте на маршрутном листе стрелку от 2 станции к 3.

-Итак, в чем же особенность синонимов?

-Какая следующая станция?

- Как вы думаете, что будем делать на этой станции?

-Возьмите карточку №6.Сейчас каждый поработает самостоятельно. Прочитайте задание, которое лежит у вас на столе.

Вставьте в каждое из предложений наиболее подходящее слово из слов для выбора. Прочитали. Объясните мне значение слов-синонимов, которые у вас написаны в словах для выбора.

Слово болтали, употребляется в каком значении? Беседовали, толковали, в каком значении?

Теперь вставьте пропущенные слова в предложения.

1. Мои родители долго ______________с директором школы.

2. На уроке учителя ___________нам значение непонятных слов.

3. Подружки весело __________ по телефону.

Слова для выбора: болтали, беседовали, толковали.

Проверяем. -Маша, какое слово вставила в предложение?

-Яна, какое вставила слово во второе предложение?

-Арина, какое вставила слово в третье предложение?

-Если все правильно, ставим плюс. Если допустили ошибку, поставьте знак вопроса. Кто допустил ошибку? Кто выполнил все верно?

-На какой станции побывали?

- Чем же синонимы отличаются друг от друга?

-Верно. Синонимы отличаются оттенками значений. Предлагаю немного отдохнуть. Выполним физминутку. Встаньте так, чтобы никому не мешать.

Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу.
(Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три, корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
 (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

-Молодцы!

-Какая станция, у нас осталась? Нарисуйте переход от 3 к 4 станции.

-Значит, наше путешествие подходит к концу. На последней станции мы узнаем,  какую роль играют синонимы в речи.

- Возьмите карточку №1.Вспомните письмо, которое я вам показала в начале занятия. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению.

Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там грустно. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери. Очень холодная была погода.

-Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов.

-В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник.

-К каким словам из письма нужно подобрать синонимы?

-Найдем синонимы в словаре синонимов. Я для вас уже подготовила распечатку из словаря, давайте посмотрим. Возьмите карточку №7.

Грустно: печально, тоскливо, плачевно, безрадостно, плохо.

Холодный: морозный, суровый, леденящий.

Мерзнут: замерзают, зябнут.

-Устно замените повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте, что у вас получилось.

-Замечательно! Теперь, получилось красивое сообщение.

-Ребята, какую же роль играют синонимы в речи?

В тексте повторяются слова. Нужно написать другие слова. 

Нет.  Нужно написать слова близкие по смыслу.

Синонимы.

Один ребенок зачитывает план

путешествия. 

Мы вспомним определение синонимов.

Учащиеся объясняют устно с помощью учителя значение слов. Эти слова близкие по значению. 

Эти слова пишутся и произносятся по-разному.

пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению.

Да, верно.

Мы побывали на станции: «Определение»

Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению.

Станция «Особенностей»

Узнаем, в чем особенность синонимов.

Озвучивают правила

работы в парах.

1 вариант.

Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя сущ., а все остальные слова – имена прилаг. В слове грустный пропущена буква т, проверочное слово грусть. В слове печальный пропущена буква е, непроверяемый безуд. гласн. в корне.

2 вариант.

Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя сущ., а все остальные – имена прилаг.  В слове холодный  пропущ. буква о, проверочное слово холод. В слове ледяной  пропущена буква е, проверочное слово лед.

Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом.

3 вариант.

Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть. Лишнее слово пасмурный, т.к. это имя прилаг., а все остальные слова – имена сущ. В слове ненастье  

орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода пропущена буква о, непроверяемый безударный гласный в корне.

Это слова близкие по смыслу. Синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи.

На станции «Особенностей»

Синонимы – это слова одной и той же части речи.

Станция «Отличительных признаков»

Определим, чем синонимы отличаются друг от друга.

Читают задание.

Болтали - говорить о пустяках,

беседовали – в значении вели диалог, толковали -  объясняли.

Беседовали.

Толковали.

Болтали.

Самооценивание.

Побывали на станции «Отличительных признаков»

Значением.

Выполняют физминутку.

Станция «Значение в речи»

 

Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнут.

Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там тоскливо. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует леденящий ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, замерзают звери. Очень суровая была погода.

Синонимы делают речь правильной, красивой и выразительной.

Предметные:

совершенствование навыка формулировать тему занятия;

- закреплять умение подбирать синонимы;

- закреплять умение отличать синонимы друг от друга;

- использовать синонимы в речи.

Познавательные:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Регулятивные:

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Заключительная часть

Подведение итогов урока, рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего занятия?

-В какой стране мы побывали?

-У нас был план путешествия. Все ли станции, мы успели посетить?

-Какие же станции, мы посетили? Назовите.

-Полина, скажи мне, что же такое синонимы?

-Маша, в чем особенность синонимов?

-Катя, чем синонимы отличаются друг от друга?

-Юля, какую роль играют синонимы в речи?

-Вы молодцы. Для вас я приготовила небольшие значки, за успешное прохождение путешествия по стране Синонимы. А наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на занятии. Выберите одну фразу и продолжите её:

Мне было интересно…

Сегодня на занятии я повторил (повторила)…

Сегодня на занятии я научился (научилась)…

Я понял (а), что…

Больше всего, мне понравилось…

Мы сегодня разобрались…

-Наше занятие окончено. До свидания.

Синонимы в русском языке.

В стране синонимов.

Да

1.Станция «Определение»;

2.Станция «Особенностей»;

3.Станция «Отличительных признаков»;

4.Станция «Значение в речи»

Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению.

Синонимы – это слова одной и той же части речи.

Синонимы отличаются оттенками значений.

Синонимы делают речь правильной, красивой и выразительной.

Оценивают свою работу на занятии.

До свидания.

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

Технологическая карта внеурочного занятия «Волшебный карандаш» "Краски природы в русском народном костюме".

Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.На занятии применяется гендерный подход: девочки изображают сарафан для девочки, а мальчики- рубашку для м...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Синонимы в русском языке»

Технологическая картавнеурочного занятияв 3 классе...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"

Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Ох уж эти фразеологизмы" к курсу русского языка (4 класс)

Технологияческая карта внеурочного занятия по теме: "Ох уж эти вразеологизмы".Данное внеурочное занятие направлено на развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста к из...