Конспект урока по обучению грамоте " Согласные звуки б,б,звуки Б,б.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Дубровская Вера Анатольевна

Конспект урока по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока обучения грамоте

в 1А классе

Урок обучения грамоте в 1 «А» классе.                            

Тема: «Согласные звуки б, б  ,буквы  Б, б»                  

Цель: Создание условий на уроке для развития у учащихся умения читать слова, предложения с буквами  Б, б.

Решаемые проблемы:

Учить различать звуки б, б, в словах, находить и объяснять местонахождение нового звука в словах, читать предложения с интонацией и паузой в соответствии со знаками препинания, соотносить текст с иллюстрацией.                                                                                   Планируемые результаты:                                                    

Предметные: научатся:                                                                                  находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новой буквой, работать с текстом.                                                                                       Универсальные учебные действия (УУД):                                           Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила при планировании способа решения.     Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.                                                                          

Коммуникативные: адекватно использовать речь, правильно составлять предложения, логично выстраивать сюжет рассказа.                                                                                                                                                            Личностные результаты: соответствие поведения нормам морали, культуры общения, этике отношений и этике взаимоотношений (позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности).                                                                Образовательные ресурсы:  звуковая лента, слайдовая презентация, ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, карта  Букволенда, предметные картинки.                                                                                                          

Тип урока: изучение новой темы.                                                 Межпредметные связи: связь с окружающим миром.                      

Формы опроса:  индивидуальный, фронтальный.                                                           

Ход урока.                                                                                                            Организационно- мотивационный этап.                                                                    Ну, скорей проверь, дружок:                                                                                                     Ты готов начать урок?                                                                                                            Всё ль на месте, всё в порядке,                                                                                           Ручка, книжка и тетрадка?                                                                                                         Все ль внимательно глядят?                                                                                                    Все ль готовы слушать, думать и запоминать?                                                             Желаю вам, ребята, подняться на ступеньку выше в своих знаниях.

Актуализация знаний и постановка целей и задач урока.                                1.Ребята, сегодня на уроке обучения  грамоте мы отправимся в путешествие в удивительную страну звуков и букв - Букволенд, чтобы познакомиться с новой буквой и научиться читать новые слова.

СЛАЙД 1.

2. Повторение  изученного.                                                                                               – Какая буква лишняя?       (М)                                                                      СЛАЙД 2.                                                                              

 - Почему?       ( Согл.)                                                                                                              -На какие 2 группы делятся  звуки и буквы?              ( Согл., гласные.)                        –На какие группы делятся гласные?    (Обозн. твёрд. согл.,  мягк. согл.)            -На какие группы делятся согласные?       ( Звонк., глухие.)

Звуковая лента.       

3.Фонетическая зарядка.                                                                                                                    –Как звучит барабан?            (Бум-бум-бум.)                                                                            –Как блеет баран?          ( Бе- е.)                                                                                                 -С какого звука начинается слово бум?     ( б- твёрдый)                                                                 -С какого звука начинается слог бе?           , )                                                                                     –Посмотрите на экран. Назовите предметы. С каких звуков начинаются    слова?                                                                                                   

СЛАЙД 3.                                                                                                                                  4. Определение темы и целей урока.                                                                                             –Догадались, с кем будем путешествовать по стране Букволенд?                                                                                                                                                (С буквами Б б, со звуками б, б,)                                    

Карточка Б б.                                                                                                             –Определите план  знакомства с буквой.                                

СЛАЙД 4.                                                                                                                                                                                                                                                            

-Давайте их прочитаем. С чего начнём работу?                         (доска)                                  -Сформулируйте, пожалуйста, цели путешествия. Обратимся к карте- помощнице.                                                                                      

 СЛАЙД 5.                                

-Давайте последовательно идти к достижению каждой цели.                                Работа над новым материалом.

                      Слого- звуко-буквенный анализ.                                                     1.                                                                                                                                     -Откройте Азбуку на стр.97. Посмотрите на картинки рядом со схемами.                                                                                                                                   - Кто изображён?                      (Зебра, голуби.)                                                                  – Произнесите слово зебра по слогам.                                                                     – Сколько слогов?                                                                                                                                                                                                                              - Назовите 1 слог.                                     (зеб-)                                                                         - Из каких звуков он состоит?              (з,э б)                                                                      -Охарактеризуйте звук б.            (согл., тв. зв.)                                                                             -Произнесите слово голуби по слогам.                                                                                 -Сколько слогов?                                                                                                                                                                                                                     -Назовите 3 слог.                                                                                                         -Что это за слог?                         (слог- слияние)                                                              -Охарактеризуйте звук б ,.            (согл., мягк., зв.)                                                         -Что общего в этих звуках?        (согл., зв.)верхняя строка- 2этаж зв. ленты

ВЫВОД:                                                                                                                           Звуки б и б ,- согл., звонк., могут быть твёрдыми и мягкими .На письме обозначаются буквами Б- загл. и б- строчной.

                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                

СЛАЙД 6.

                                   УЗНАЙ ЗВУК.  

Буратино предлагает:                                                                                                – Если в названиях животных услышите звуки б или б ,- хлопаем, если нет- приседаем.

2. Знакомство с буквами Б и б.                                                    

-Продолжаем путешествие- станция Буквино .

Как вы думаете, что будем делать на этой станции?          

 (Знакомиться с буквой.)                                                                  

 – Назовите № дома новой буквы в Алфавите.     (2)          

СЛАЙД №7.

-На что похожа буква б?                    (башенный кран)

Буква  Б  с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Буква  Б - бочонок с краном.

Станция Физминуткино.

-Закройте глаза, указательным пальцем руки ,которой вы пишите, на другой ладошке напечатайте букву Б 3 раза.

3. Индивидуальная работа. Закрепление образа буквы Б.                                              -Посмотрите на карточку. Как думаете, какое задание вам надо выполнить?

(карточка № 1.)                                        

 СЛАЙД 8.                                                                                             

-Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдём

И кружочком обведём.                            

КБАЗБУАИКАБУКВАРЬМУБУКВЫБ    (взаимопроверка)

-Сколько раз обвели букву Б?      (5)

-Оцените свою работу. Справились - зелёный кружок,

                                    Не справились - синий кружок.

-Какие слова спрятались в этой строчке?

                                                               (Букварь, буквы.)

4.Продолжаем путешествие по стране Букволенд.

Станция Слоговое.                                                                                                                     – Как вы думаете, что будем делать на этой станции?        

СЛАЙД 9.                                                                    

А чтобы читать по слогам, надо знать буквы.

-Прочитаем слоги с новой буквой Б.

ФИЗМИНУТКИНО                                                                    

 СЛАЙД 10.

5. Чтение слов с буквами Б и б.                                                                                          - Букву новую узнали,

Образ мы её создали,

Слоги с ней мы почитали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем прочитать слова.                                                                                                            - Ребята, шагали, шагали и дошли до  станции Словино.

 У нас всё идёт по плану?

Работа в парах.

1 ГРУППА.

 – ВНАЧАЛЕ ЧИТАЕТЕ СЛОВА С НОВОЙ БУКВОЙ  ПО СЛОГАМ, ЗАТЕМ ЦЕЛЫМ СЛОВОМ.

При взаимопроверке читайте слова  поочерёдно.

2 ГРУППА.

-ЧИТАЕТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЗАДАНИЕМ – ВСТАВИТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО.

-При взаимопроверке читаете друг другу по предложению.

-Оцените свою работу сигнальными картами:

Всё получилось, довольны - зелёный кружок,

Если не смогли прочитать – синий кружок.

ПУТЕШЕСТВУЕМ  ДАЛЬШЕ  ПО  СТРАНЕ  ЗВУКОВ  И  БУКВ БУКВОЛЕНД.

- На какую станцию прибыли?             (ст. Угадайкино)

- О чём говорит название станции?                                          

СЛАЙД 11.                                                                                                

- Кто это?     (БАРАН)  

- Прочитайте слог.        (КА)                                

– ЭТО РЕБУС. -  Что получилось, прочитаем.     (БАРАНКА)                             - Проверим.                                                                                                            

 - Что обозначает слово баранка?     (кондитерское изделие, руль)

- Сколько значений: одно или много?                                                              

 – Это многозначное слово.                     

СЛАЙД 12.

- Прочитайте слог.      ( БА)    - Что это?    ( БОЧКА)

- Что получилось, прочитаем.                  ( БАБОЧКА)                                         – Проверим.                                                                                                        

  – Что обозначает слово бабочка?          ( НАСЕКОМОЕ, ДЕТАЛЬ  ОДЕЖДЫ)                                                                                                                        – Сколько значений: одно или много?                                                        

   – Это многозначное слово. 

- Какую букву мы встречаем чаще, путешествуя по Букволенду?

-Отгадайте загадку.

КТО НА ВЕТКЕ ШИШКИ ГРЫЗ
И БРОСАЛ СКОРЛУПКИ ВНИЗ?                
(БЕЛКА)        

СЛАЙД 13.                 

-В Азбуке на странице 96 есть иллюстрация. Рассмотрите её внимательно.

- Кто знает, как называется эта сказка?                                                                          (СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ)

-Кто написал эту сказку?                   ( А. С. ПУШКИН) портрет

(ЧТЕНИЕ отрывка  УЧИТЕЛЕМ)                                                                                    - Когда вы выучите все буквы, сможете прочитать сказку полностью. Книги с произведениями А. С. Пушкина есть в школьной библиотеке.                                                                                    (ВЫСТАВКА КНИГ СО СКАЗКАМИ А.С.ПУШКИНА)

-На какой станции мы ещё не побывали?

(СТАНЦИЯ РАССКАЗОВО)                   (диск по обучению грамоте)

– Что будете делать на этой станции?   (учиться рассказывать) 

-Составим рассказ по сюжетным картинкам.  ……                                       - Какие слова встретились в рассказе с новой буквой?                     

(БЕЛКА, БЕЛЬЧАТА, БЕРЁЗА, БУСЫ.)                                                                                                                                                                                            - Путешествие подходит к концу. Вы порадовали меня знаниями, а я предлагаю посмотреть мультфильм.                                                                                                                                       ДИСК ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ                                                                                          - Кто же принёс подарки?

- Подумайте, на что похож мультфильм?              (на наш рассказ)

- Невидимый режиссер услышал ваш рассказ ему понравился . Он создал мультфильм.                                                                                            

6.   РЕФЛЕКСИЯ.

- Наше путешествие закончилось.                                                            

   - Что нового узнали?                                    

 (буквы Б, б и о звуках б, б..)                                                                                            - Чему научились?              

(научились читать слова с новой буквой)                      

-  Мы на станции Рефлексия.    - Для чего нам эта станция?       (…)

- Отвечайте на мои вопросы так, как будто вы буква Б.

- Как тебя зовут?

- Где ты живёшь в Алфавите?

- На каком этаже живёшь в ленте букв?

- Какая ты?

- Какие звуки ты обозначаешь?

МОЛОДЦЫ!

- Кто уверен в себе, что прочтёт слова с буквой Б – поднять зелёный кружок.

- Кто не уверен – синий кружок.

СПАСИБО ЗА УРОК.                                                                      

  СЛАЙД 14.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучение грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж"

Урок обучения грамоте "Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж" разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ]  Буквы Д, д"...

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д" Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышлен...

План-конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н."

В основе метопредметного урока лежит системно-деятельностный подход, где учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, становятся в ситуацию, когда необход...

конспект урока обучения грамоте. Согласный звук [ж], буквы х, ж. Слова с буквосочетанием жи-

Темау рока : Согласный звук [ж], буквы х,  ж. Слова с буквосочетанием   жи- Цели:– формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;– формируем...