Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мягкий знак после шипящего у существительных женского и мужского рода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Развёрнутый подробный урок по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_myagkiy_znak_3_klass.docx117.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих» на конце существительного женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце.

Задачи урока:

Образовательные:

-формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме);

-расширять словарный запас учащихся.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, память, внимание и мышление;

-развивать речевую деятельность учащихся, творческие возможности, повышение культуры речи детей.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, интерес к русскому языку.

УУД

Познавательные.

  • Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рожа путём исследовательской работы учащихся.
  • Формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (в начальной форме).

Коммуникативные.

  • Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
  • Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию.

Регулятивные.

  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  • Принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельность оценивать правильность выполнения действия.

Личностные.

  • Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету.

Методы работы:

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Метод проблемного изучения нового материала;
  3. Частично-поисковый.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Ход урока.

  1. О.М.
  2. Актуализация знаний.

- Как бы вы ответили на вопрос, чем заканчивается день и ночь? (слова день и ночь на карточках прикрепляются на доску). (на конце обоих слов пишется «ь»).

- Зачем он нужен в этих словах? (на конце слова день – показатель мягкости, а в слове ночь?)

- Задумались? Проблема? Нужно её решить.

3. Самоопределение к деятельности. Выход на тему и алгоритм.

- Прочитайте слова (слова на доске на карточках).

Мышь, речь, молодёжь, малыш, грач, вещь, плащ, этаж, беречь, думаешь, нарежь.

  1. – Что общего в словах вы заметили? (все слова оканчиваются на шипящий согласный).

- Молодцы! Назовите их (учитель подчёркивает шипящие согласные и вывешивает табличку «Слова на [ж, ш, ч, щ]»)

     2) – На какие группы можно распределить слова? (существительные и глаголы) (ученики у доски).

- Кто не согласен?

(учитель размещает на доске карточки имя сущ. И глагол)

- О правописании глаголов мы будем говорить на уроках позже.

- У нас остались имена существительные.

- В какой форме они употреблены? (в форме ед.ч.) Запомните это.

- На какие группы можно распределить данные существительные? (сущ. Женского и мужского рода)

- Распределите их по группам.

- Кто не согласен? (учитель размещает карточки м.р. и ж.р.)

-Что заметили в написании существительных женского рода? (после шипящих пишется ь)

- Что заметили в написании существительных мужского рода? (после шипящих не пишется ь)

(учитель добавляет карточку «пиши ь», «не пиши ь»)

- Когда будем писать ь на конце существительных  после шипящих? (на конце сущ. Единственного числа ж.р)

Мы вывели алгоритм рассуждения о правописании мягкого знака на конце сущ. После шипящих

- Кто может его повторить?

3. Работа по запоминанию правила.

1) – Откройте учебник на с.31. Прочитайте тему урока.

- Найдите и прочитайте правило.

- Верно ли мы вместе вывели правило?

2) Кто может объяснить, когда нужно писать ь, когда нет, глядя на алгоритм рассуждения?

- какую роль выполняет мягкий знак в словах с шипящими на конце? (он является показателем грамматической формы существительных женского рода в единственном числе)

3) Дома вам нужно запомнить правило, пользуясь учебником или алгоритмом.

4. Первичное закрепление.

1) Достаньте карточки из конверта, которые нам понадобятся для задания (в конвертах карточки с мягким знаком)

- Я называю существительные с шипящим на конце. Если в нём надо писать мягкий знак, поднимите карточку с Ь, если нет, то с зачёркнутым Ь.

- Готовы?

Борщ, вещь, дочь, силач, молодёжь, малыш.

- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?

2) Работа в паре. Словарно-логические упражнения: (слайд)

- Обсудите в парах, как можно заменить словосочетание одним словом с шипящим на конце, запишите слова, пользуясь правилом.

1. Предмет, на котором ездил Емеля. (печь)

2. Без него не откроешь замок. (ключ)

3. Его надевают в дождь. (плащ)

4. Маленький ребёнок. (малыш)

5. Середина ночи (полночь)

- Проверим, как вы справились с заданием.

-Назовите слова, в которых вы написали Ь. Почему вы его написали?

3) Работа с деформированным предложением.

- Составьте и запишите предложение из данных слов.

Папа, багаж(?), вещ(?), в, сдал.

-Какое предложение вы составили?

- Как написали слова с шипящим на конце?

5. Тестовая работа

1. Выбери слова, в котором мягкий знак – показатель мягкости:

  1. Тетрадь
  2. Ночь
  3. Скамья

2.Выбери слово, в котором Ь является разделительным:

  1. Мальчик
  2. Веселье
  3. Мышь

3.Укажи слово, в котором нет мягкого знака:

  1. Брош…
  2. Меч…
  3. Вещ…

4.Укажи слово, в котором пишется мягкий знак:

  1. Клещ…
  2. Кирпич…
  3. Помощ…

Проверьте.

1.тетрадь

2. веселье

3. меч

4. помощь

Физминутка.

6. Работа с ребусами (в группах)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fd9/00010dc0-0ce5b491/img11.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/05fe/0005ab4d-b88eb3a1/img25.jpg

7. Итог урока. Рефлексия

- Вернёмся к словам «день» , «ночь». Теперь вы можете ответить на вопрос, зачем в этих словах пишется мягкий знак?

- Вы хорошо потрудились.

Продолжите мои предложения:

- Я научился….

-Было интересно…

- Было трудно…

Спасибо за урока!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Урок разработан  для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" 4 класс

Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в глаголах" УМК "Школа21век"....